Генерал Фонштейн . Забытый основоположник танкостроения на территории СНГ.

0
AD
Горожане
+ 186
Великий Гуру
ГЕНЕРАЛ ФОНШТЕЙН
Фонштейн Николай Ильич –дата рождения 7.05. 1878 года,дата смерти неизвестна.
Православный. Образование получил в кадетском корпусе. В службу вступил 31.08.1895. Окончил Михайловское арт. училище. Выпущен в Кавказскую гренад. арт. бригаду. Подпоручик (ст. 12.08.1896). Поручик (ст. 12.08.1900). Штабс-Капитан (ст. 12.08.1904). Окончил Михайловскую арт. академию (1905). Капитан (ст. 28.05.1905). Подполковник (ст. 08.10.1909). Полковник (пр. 1913; ст. 06.05.1913; за отличие). На 01.03.1914 в Кронштадтском креп. арт. управлении. Командир тяжелого пушечного арт. полка (с 24.12.1914). На 06.12.1916 Командующий 1-й запасной тяж. арт. бригадой. Ген-майор (пр. 06.12.1916; ст. 06.12.1916; за особые заслуги) с утверждением в должности.
Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1908); Св. Анны 3-й ст. (1913).[1]
Такова краткая биография этого участника Великой Войны. Еще о нем можно узнать из труда Е.Барсукова,который с похвалой отзывается об организаторской деятельности Фонштейна в деле формирования частей тяжелой артиллерии во время войны. Хотя биография явно не полна и хотелось бы знать, отчего у генерала так мало орденов, и за какие особенные заслуги он произведен в генералы в 38 с небольшим лет.
Возможно,последующие изыскания прояснят неясности его биографии,но ,даже в случае отсутствия этих сведений о Николае Ильиче есть что сказать. Его дальнейшая деятельность придала ему совершенно особое место в российской военной истории, К сожалению,об этом знают лишь немногие.
А место это – создание первого в России серийного танка и производство его.
До недавнего времени считалось,что первое серийное производство танка началось на Сормовском заводе в 1919-1920 м годах (так называемый «Русский Рено»-несколько измененный трофейный легкий танк фирмы «Рено»FT-17). До этого имелись три случая постройки несерийных экземпляров ( «Вездеход» Пороховщикова, «Царь-Танк» Лебеденко и бронетрактор «Ахтырец» Гулькевича) и множество проектов.
А реально первая серия бронетракторов была построена заводом «Судосталь» в городе Новороссийске в течении 1919 года в количесиве 7 штук и часть из них успела принять участие в боевых действиях.
Автору могут возразить,назвав эти бронетракторы полугусеничными образцами( а танки принято считать чисто гусеничными машинами),но…
Автор опирался в этой оценке на мнение отечественных историков танкостроения М. Коломийца, И.Мощанского, С .Ромадина и ,также назвавших бронетракторы «Судостали» танками.
Начальный этап производства бронетракторов освещен плохо.Известно следущее :
«Некоторое количество машин аналогичных конструкций было изготовлено для бронечастей Белой Армии на заводах Юга России. Здесь работы по созданию бронированных тракторов начались в начале 1919 года. Основным побудительным мотивом было не только малое количество броневых автомобилей в частях белых, а главным образом то, что почти все имевшиеся броневики были сильно и изношены и обладали очень низкой проходимостью. К тому времени у белых имелось некоторое количество тракторов различных марок, поставленных союзниками: ВИСКОНСИН, БУЛЛОК-ЛОМБАРД, ХОЛТ. Работы по их бронировке велись на Ревельском заводе и заводе «Судосталь» в Новороссийске. Уже в феврале 1919 года в состав 3 бронеотряда 2 бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии вошли два бронетрактора: "Доблестный лабинец" и "Генерал Улагай". Они оба были построены на шасси тракторов ВИСКОНСИН (номера двигателей тракторов 50 и 89), схожим по конструкции с трактором АЛЛИС-ЧАЛМЕРС. Схема бронировки была похожа на "Ахтырца", но вооружение тракторов состояло из 4 пулеметов Максима. Обе машины получились очень удачными и активно использовались в боях против красных частями 2-го Кубанского корпуса. Осенью 1919 гола при отступлении Белой Армии оба бронетрактора попали в руки красных.
Но не все попытки белых были такими удачными. Так 1 апреля 1919 года в Новочеркасск с Ревельского завода в Новороссийске прибыл бронированный трактор "Астраханец". Машина сразу же была отправлена на фронт 3-и Донской армии, а на следующий день, 2 апреля, начальник штаба 3-й армии Говоров телеграфировал в Екатеринодар: "Присланный в армию броневик "Астраханец" оказался непригодным для действий….» и отправить обратно".
Документ, как говорится, не требует комментариев. О дальнейшей судьбе "Астраханца" сведений нет. Известно только, что он находился в ремонте на Ревельском заводе в апреле 1919 г.
Кроме этих машин, по документам известны еще несколько бронетракторов в составе Вооруженных Сил Юга России.
О бронированных тракторах сообщал на допросе 1 мая 1919 г. перебежчик из Добровольческой Армии поручик Г.Д.Петрашин: «В Екатеринодаре я видел танки, но не английские, а русские, переделанные из тракторов и вооруженные пулеметами». Сейчас трудно сказать, сколько бронетракторов было построено белыми, ведь документов по известным причинам практически не сохранилось. Кое-что можно узнать из документов бронечастей Красной Армии, которым достались в качестве трофеев все бронеавтомобили Белой Армии. Так, 29 ноября 1920 г. в Бронеотдел Главного Военно-Инженерного Управления поступила телеграмма: «В Таганроге Комиссия под председательством Ингусо- Граевского произвела испытание бронетрактора фирмы ЛОМБАРД и признала, что таковой как боевая единица к использованию на фронте непригоден».[2]
По поводу вышеуказанного следует сказать, что в фонде завода «Судосталь» имеются документы про постройку еще 4 бронетракторов «Ломбард» (название «Буллок-Ломбард» там не употребляется). Что же касается некачественного изготовления бронетрактора «Астраханец», то в фонде об этом упоминаний нет, как и вообще претензий к качеству выполненных работ по всем другим заказам. А также имелись планы на бронирование еще трех.
Начало бронетракторной программы впервые упоминается в документах фонда 11.04.1919 г. (стр.47, исправленная на 59), когда прибыло следующее сообщение: « Новороссийск. «Судосталь». Бальцевичу. Руководство работы над тракторами поручено генералу Фонштейну, непосредственное же руководство бронированием и … другими работами поручено инженеру подпоручику Комару, который командируется для этого в Новороссийск. Все переговоры со службой снабжения по поводу тракторов будет вести инженер подпоручик Комар, о чем прошу довести до сведения заводоуправления».
Иногда в документах фамилия Фонштейн пишется как фон Штейн.
20.05.1919 г. в плане заказов заводу указано в числе прочих заказов «обладка 10 тракторов».
В последущем это было реализовано в виде 4 бронетракторов и ремонте 6 тракторов.
Ремонт 6 тракторов системы Рустон на сумму 157400 рублей был проведен согласно срочному сообщению от 15.04.1919 г. Сумма весьма значительна (см. расценки на бронетракторы) .
Что же касается бронетракторов, то по документам можно проследить эволюцию их элементов.
В документе на стр. 385 отражена «схема» (точнее смета) по бронировке трактора системы Ломбард. Цена бронирования и ремонта одного трактора и его ремонта оценена в 23500 рублей. Но в эту сумму входит защита только передних колес, букс и отдельных элементов управления только на 3175 рублей. Остальные работы - усиление платформы продольными и поперечными накладками и ремонт различных систем трактора. Согласно документу на стр. 17, заводом названа цена за бронирование трактора 42000 рублей и что для этой цели используется 8 мм броня и сталь полудюймовой толщины. Согласно документу на стр.31 цена бронирования и ремонта одного трактора увеличена еще на 4600 рублей. Далее следует любопытный документ стр.27, согласно которому вследствие внесенных генералом Фонштейном в проект изменений цена всех четырех бронетракторов составит 355860 рублей, то есть в четыре раза больше по сравнению с первоначальной. Документ содержит зачеркнутые строчки, согласно которым бронетрактор должен иметь вращающуюся пулеметную башню с тормозом. Документ на стр. 28 является вариантом документа на стр.27, в нем указывается, что пулеметная башня должна быть системы Голяховского.
Таким образом, наблюдается эволюция проекта. Первоначальный вариант из документа на стр. 385 – это подвижная бронеплатформа для тяжелой артиллерии (самоходное орудие) по типу бронетракторов Клейтон. Вариант из документа 17 – это бронетрактор с вращающейся пулеметной башней на корпусе. Вариант три – скорее всего, окончательный вариант (фото которого имеются), то есть имеющий не только башню сверху корпуса, но и вооружение, установленное в его задней части. Это так называемый «русский тип» вооружения бронеединиц, примером которого могут служить бронеавтомобили Гарфорд и бронетрактор Гулькевича. [4, cтр. 28] 18.09.1919 г. сданы первые два бронетрактора (стр.61). На заводе они обозначались номерами 1 и 2.
Сдача остальных двух затянулась. Заводоуправление в документе на стр. 74 пишет, что сдача одного из готовых бронетракторов затягивается вследствие того, что с него для неких нужд армии временно снят карбюратор, который до сих пор не возвращен заводу. Дата 9.09.1919г.
Далее следует письмо из Екатеринодара (стр.76), где располагалось артснабжение ВСЮР, в котором его начальник беспокоится о сдаче остальных двух бронетракторов и интересуется, будут ли они готовы к 24 октября.
В ответ заводоуправление пишет (стр.77), что оба бронетрактора практически готовы, но с них для нужд армии временно сняты карбюратор с номера 4 и пусковое устройство с другого, которые до сих пор не возвращены, несмотря на неоднократные просьбы.
Пока шла эта переписка, бронетрактора получили повреждение цилиндров двигателей, что еще раз отодвинуло срок готовности. Предполагалось, что это акт диверсии, совершенный подпольем большевиков. Против этого выступил Бальцевич. В иронической форме он дал понять, что подобные идеи беспочвенны и заявил, что повреждения произошли вследствие попадания в полость цилиндров пыли и мелких камешков во время норд-оста. У бронетракторов были сняты карбюраторы, через незаглушенные отверстия которых и попали посторонние предметы.
В документах «Судостали» упоминается только случай с цилиндрами бронетракторов. Ссылок на задержку сдачи заказов вследствие диверсий или забастовок нет.
Наконец, оставшиеся бронетракторы были приняты и в срочном порядке отправлены в Таганрог 8.11.1919 г. (стр.88).Там, очевидно, они и были захвачены наступающей Красной армией.
Кроме того, имеются еще интересный документ:
.Стр.162 План заказов завода, в котором фигурирует бронирование трех тракторов и «обладка» 10 тракторов для тяжелой артиллерии. Датировка-сентябрь 1919 года ( датирован по дате предыдущего на стр.161 от 7.09.1919г).
Таким образом, по документам завода удалось выявить две фамилии (Фонштейн и Комар) людей, непосредственно занимавшихся теоретической и практической разработкой проекта бронетракторов ВСЮР, а также их производством. Удалось представить хотя бы в общих чертах эволюцию проекта бронетрактора «Ломбард». Получены материалы о размерах «танковой программы» Добровольческой армии – 7 готовых бронетракторов и 3 планируемых плюс не менее, чем 4 самоходных орудия Таганрогского завода «Неф-Вильде»[5, стр. 29] (не исключено, что и больше, ведь планируемая «обладка» могла вылиться в новые самоходные шасси). Таким образом, «танковая программа» ВСЮР становится сравнимой по масштабам с программой постройки «Русских Рено» на Сормовском заводе.
Несколько позже были выявлены новые данные и о выполнении бронетракторной программы и людях, связанных с нею. Упомянутый генерал Фонштейн продолжал курировать производство бронетракторов и по результатам испытания двух бронетракторов в октябре 1919 года ходатайствовал об устройстве креплений по- походному ( в тексте названы «укрепы»), чтобы башня не разбалтывалась при движении.
Имеется и документ от 27 октября 1919 года, предлагающий заводу рассмотреть предложение полковника Мещеринова о приданию бронетракторам возможности движения по железным дорогам. Дальнейшие решения по этой теме в документах не найдены.
Следует также назвать офицеров, участвовавших в работе завода по изготовлению бронетехники (степень и род участия пока назвать невозможно) – капитаны Ольшановский и Оконев, прапорщики Карпов и Тер-Овакимян.
Дальнейшая судьба генерала Фонштейна автору неизвестна.Но приведенные документы показывают его активное участие в проектировании,производстве и усовершенствовании бронетракторов ВСЮР,а значит ,и в начале серийного танкостроения в стране.
Отчего же Николай Ильич пришел к идее необходимости производства подобных бронетракторов? Здесь автор вынужден высказать догадку,что по роду своей деятельности как командир тяжелого пушечного артиллериского полка, генерал много сталкивался с тракторами для перевозки тяжелой артиллерии, а также был знаком с взглядами союзников по Антанте, которые преодолевали « позиционный тупик» при помощи использования танков. Видимо, несколько позже обе идеи соединились. Впрочем, использование базы существовавших тракторов характерно и для французскоого танкостроения.
Хотя гражданская война была маневременной, но и на ней возникала необходимость преодоления прочной позиционной обороны противника. Для ВСЮР это было необходимо для взятия Царицына, а позднее, в 1920м году- для штурма Каховского плацдарма. Поэтому потребность в бронированном средстве для преодоления такой обороны существовала.Частично она могла быть компенсирована поставками из Англии,но и собственное производство не следовало отвергать.
ИСТОЧНИКИ
1. http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=4883
2. Коломиец М., Мощанский И., Ромадин С. Танки гражданской войны. — М. : Экспринт, 1999. — (Армада № 14) –электронная версия с сайта http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr0.php
3. Архив Администрации города Новороссийска, фонд Р33,опись 1, дела 11,18,18а.

Иллюстрации.
1. Исходный трактор "Ломбард".
2. Бронетрактор на испытаниях, район Новоросийска.
3. Захваченный Красной армией бронетрактор в Москве.


Благими намерениями вымощена дорога к AD
(c)
Старший сержант запаса.
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал
AD,
Спасибо!
Очень интересный рассказ!
Но судя по фоткам, это не совсем "танки". Это больше тяжёлые броневики.
AD
Горожане
+ 186
Великий Гуру
Iva (05.12.2014, 21:34) писал:AD,
Спасибо!
Очень интересный рассказ!
Но судя по фоткам, это не совсем "танки". Это больше тяжёлые броневики.

Не за что.
НО про халфтраки я упоминал.
Дело в том,что тогда эта классификация-что танк,а что не танк еще не совсем устоялась.
И куда свернет колея -еще не было ясно.
Это сейчас Рено ФТ-17 считается первым классическим танком, а тогда за ним признавали единственное достоинство-его можно делать много.
А проходимость у него на поле боя была отвратительной.
Благими намерениями вымощена дорога к AD
(c)
Старший сержант запаса.
 
Доступ закрыт.
  • Чтобы отвечать в темах данного форума Вам нужно авторизоваться на сайте