Тимофей Иванович Курдилов - самозванец из кременчуга

0
Горожане
+ 153
Почетный
гражданин
Цитата:...В этой связи позволим себе выйти за рамки послесловного жанра и добавить к интереснейшему повествованию о последних месяцах жизни Анны Иоанновны, о недолгом царствовании императора Иоанна III (VI) Антоновича, правлении "Ея Императорского Высочества Государыни Великой княгини" Анны Леопольдовны и о печальной судьбе ее семьи еще несколько слов.
Как ни старались при Елизавете Петровне изгладить всякое упоминание о малолетнем государе, переливая монеты с его изображением и обрекая на уничтожение печатные акты и присяжные листы, память о нем была жива. Уже при Екатерине II, в 1788 г. – через 24 года после смерти императора - появился самозванец, который дерзнул назваться его именем. Его прислал наместнику Рижскому и Ревельскому графу Юрию Юрьевичу Броуну тогдашний герцог Курляндский Петер Бирон, сын бывшего регента Российской империи. На допросе 25 марта 1788 г. в наместнической канцелярии присланный показал, что зовут его Иоанн-Ульрих, от роду ему 49 лет, а прежде содержался он в Шлиссельбурге. Отцом своим он назвал Антона-Ульриха, мать, по его словам, звали Анной, имен же братьев и сестер своих допрашиваемый не помнил. Далее самозванец рассказал, что в 1762 г. явился к нему комендант крепости и, пав перед ним на колени, сказал: "Ищи случая и спасай жизнь, а я на твое место человека, похожего на тебя, уговорил". Этот человек, по словам самозванца, чухонец, и был убит стражей во время "шлюссельбургской нелепы". Рассказал Иоанн-Ульрих и о том, что вскоре, покинув Шлиссельбург, оказался он в Запорожской Сечи, где явился к атаману Петру Ивановичу Калнышу и просил принять в ряды запорожского казачества. В Сечи он и научился читать и писать по-русски, и вспоминал на допросе, что принимал участие в походе запорожцев под Очаков.
Принимал ли он также участие в волнениях казачьей вольницы во времена пугачевщины, неизвестно, но в 1774 г. оказался в Петербурге, где проживал под видом купца, но побывал в Архангельске и Холмогорах, где узнал о том, что отец и мать его умерли, а сестры и братья, получив разрешение уехать за границу, покинули российские пределы на корабле "Полярная звезда". Допрашиваемый показал далее, что этими известиями не удовлетворился и отправился к герцогу Курляндскому в Митаву, дабы разузнать в подробностях о тех событиях, в ходе которых был свергнут с престола. Однако герцог, против его ожидания, не только не стал с ним разговаривать, но приказал взять его под стражу и отправить в Ригу.
Закованный в ручные и ножные "железа" арестованный под усиленным конвоем был препровожден в Петербург, и на пристрастном допросе в Тайной экспедиции открылось, что на самом деле человек этот - кременчугский купец Тимофей Иванович Курдилов, скрывавшийся таким образом от заимодавцев. Дальнейшая судьба самозванца покрыта плотной пеленой неизвестности....

Из послесловия С.Н. Искюля к книге Кургатникова А.В. "ГОД 1740: Документальная хроника. "


Осмнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым. Книга первая. Москва. 1868

 
Доступ закрыт.
  • Чтобы отвечать в темах данного форума Вам нужно авторизоваться на сайте