Человек из породы Маресьевых

0
Горожане
+ 36
Старожил
А.Бышенко
17:22, 31.07.2017
Иногда, глядя в голубое, безоблачное небо, можно увидеть серебристый шлейф за исчезающей точкой самолета. Невольно думаешь о том, что эту чудо-машину ведут достойные люди-летчики.
Искреннее хочется пожелать им счастливого неба!


Человек из породы Маресьевых История одной фотографии из Кременчугского краеведческого музея.

Более 70 лет прошло как отгремели последние залпы Второй мировой войны. Уже целые поколения ветеранов Великой Отечественной ушли из жизни. Ее самые юные участники подводят свои жизненные итоги. Но не ослабевает интерес к минувшей войне, к причинам ее возникновения, к боевым операциям и к урокам, извлеченным из нашей истории.
Работая в нашем Краеведческом музее с архивными документами, директор музея Авиации и Космонавтики А.Н. Бышенко увидел одну фотографию, которая впоследствии нас очень заинтересовала. Это был снимок очень молодого, красивого парня, самого молодого летчика 282 ИАП, о судьбе которого многое удалось установить. Эта статья об уникальном, на мой взгляд человеке, который несмотря на свой совсем юный возраст, неопытность, был способен раньше других подняться на своем самолете в атаку и, зажигая огнем мужества рядом идущих, смело, без колебаний идти с упрямством через опасность, невыносимую боль к Великой Победе над фашистской Германией. Где он черпал силы? Откуда бралось мужество и стойкость у этого совсем молодого парня?
Речь пойдет о Разумове Владимире Марковиче, нашем соотечественнике, родившемся в г. Николаеве в 1923 году.
Очередной выпуск в Серпуховской военной авиашколе истребителей состоялся в апреле 1941 года. И, как вспоминает Владимир Маркович, все выпускники летной школы, сержанты, были огорчены: прощай, широкий офицерский ремень со звездой, хромовые сапоги, а самое главное - волосы, ведь сержантам не разрешали длинных причесок. В числе десяти лучших выпускников его направляют в 282-й истребительный авиаполк, который был сформирован в марте-апреле 1941 г.и к началу войны базировался в г. Кременчуге.
Историческая справка.
282 Истребительный Авиационный полк.
Формирование, подчиненность, вооружение полка до 09. 05. 1945г.
15. 03. 1941г. 282 истребительный авиационный полк сформирован в составе 75 смешанной авиадивизии ВВС Харьковского военного округа (г. Кременчуг) на самолетах И -16.
09. 07. 1941-14.08.1941г. В составе 75 сад ВВС ХВО. Пополнен самолетами И-15 бис, И-153 и ЛаГГ -3.
25.09.1941г. Вместе с 75 сад включен в в состав ВВС 38 армии Юго-Западного фронта на самолетах И-16, И-153 и ЛаГГ-3.
Командир полка с 07.1941-10.06.1942.гг. майор/подполковник Минаев Алексей Васильевич.
…Вечер 21 июня 1941 года. Разумов заступил помощником оперативного дежурного штаба дивизии. Около полуночи старший отпустил его отдохнуть, а когда Владимир вернулся, то заметил необычное оживление в штабе. На вопрос оперативный дежурный коротко бросил: «Война!» На следующий день немцы совершили налет на мост через Днепр в Кременчуге.(2) (Источник: Москва, военное издательство, составитель И. Е. Негенбля « Авиаторы Якутии в годы войны.», стр. 207). Первая реакция Разумова: « Ну, мы им дадим!», хотя у большинства была слабая профессиональная подготовка – чему можно было научиться за несколько часов налета на «Чайке»? Первые боевые вылеты делали на штурмовку войск. Колоннам противника, в основном - танковым, конца-края не было видно. Гремел сильнейший заградительный зенитный огонь, летали «Мессеры». Каждый истребитель сбрасывал 150 кг бомб. Молодых летчиков берегли Сначала летали только лейтенанты, сержантам не доверяли. Вскоре лейтенантов заметно поубавилось. В бой шли сержанты. Потери были огромными. К середине июля в полку от 40 самолетов осталась половина, а к августу - 12-15 летчиков, из них 8 сержантов, среди них и Разумов. К этому времени Владимир Маркович сделал с ведущим капитаном Букаловым 50 боевых вылетов. А в октябре, когда полк перебазировался в Купянск, Разумов стал старшим сержантом и командиром звена. Наживался боевой опыт нелегко. Проверкой мастерства Владимира Марковича стал воздушный бой под Харьковом в ноябре - трое против шести фашистов. После потери сослуживца Барышева, старший сержант Разумов сбивает в неравном бою ведущего аса, именуемого «пиковый туз». Это был первый «Мессер». Володе на тот момент всего лишь 18 лет! В январе 1942 года газета «Правда» писала: «Находчивость и отвагу проявил в боях старший сержант В.М. Разумов. Несколько дней назад над военными объектами города К. появилась пятерка фашистских бомбардировщиков. Врезавшись в центр вражеского строя, старший сержант Разумов привел фашистов в замешательство и отогнал их от города.» Неделю спустя, 5 февраля, эта же газета на первой полосе разместила большой групповой портрет летчиков-истребителей полка майора Минаева. К этому времени у совсем молодого Разумова было уже более 130 боевых вылетов. ( По приказу Главнокомандующего за сто боевых вылетов положено звание Героя Советского Союза ). Как раз в это время командир 282 истребительного авиаполка майор Минаев направил в вышестоящую инстанцию наградной лист, представив старшего сержанта Разумова к званию Героя Советского Союза. Но, война, вещь очень несправедливая. Вместо героя- штрафбат (за то, что на бреющей высоте пронесся над головами командира дивизии и комиссара, которые беспардонно ходили по посадочной полосе и мешали посадить самолет). Выручил командир полка. Сказал, что если Разумова уберут, то водить звено будет некому. Так и оставили Володю без награды, штрафником при полку. Как особо опасное задание, так Разумов!
Свое первое ранение Владимир Маркович получил в районе Купянска. Поступило задание: обнаружить немецкие резервы, идущие к линии фронта. При штурмовке вражеской колонны получает прямое попадание из противотанковой пушки в центроплан. С трудом, раненый в ногу и спину, дотягивает до аэродрома. Тогда же получает свою первую награду- орден Красного Знамени и поступает кандидатом в члены ВКП(б) Затем снова ранение и госпиталь. После госпиталя Разумов получает назначение в 4 ИАП 287 ИАД ,проходит быстрое переучивание с И-16 на Ла-5.
Когда летели в Саратов на аэродром Разбойщина получать новые самолеты, встретились с женщинами полка Марины Расковой. Владимир Маркович вспоминает, что все девушки из этого полка, как на подбор, здоровые, в довоенной синей форме, сапогах и галифе. Сама Раскова примерно в то же время разбивается в Разбойщине на Пе-2. Летчицы остались без «мамы».
Шел апрель 1943 года. Володя уже имеет звание младшего лейтенанта и должность командир звена. В это время судьба приготовила Разумову знакомство с самим Жуковым, затем сопровождение в воздухе транспортника Ли-2 главнокомандующего в штаб Краснодара. Об ответственности этого задания не стоит и говорить. После успешного его выполнения Владимир Маркович получает от Жукова благодарность. (3) (Источник: Москва, военное издательство « Авиаторы Якутии в годы войны.», составитель И.Е. Негенбля,стр.217)
Хочется отдельно остановиться на крайнем бое Разумова, который произошел 22 апреля, близ станицы Крымская Краснодарского края.(С 1958 года город Крымск.) Это был неравный бой, в котором Володя на самолете Як- 1, проявив хитрость и смекалку, сбил 2 немецких самолета. После непрерывной атаки, получив пробоину в своем самолете, молодой летчик старается дотянуть до линии фронта. В пылающей машине с трудом пытается открыть фонарь, сильно обгорает, прыгает! «Мессеры» стреляют по парашюту, хотят отомстить за двух сбитых. Приземляется на кроны деревьев, сбивает огонь с остатков гимнастерки, она тлеет… Обожженное лицо и тело нестерпимо болят, озноб. А в голове мысль: « Прощай, орден и партбилет!» (Тогда еще не сдавали документы перед вылетом.) Теряет сознание.
Когда Володя очнулся, была непроглядная ночь. Глаза открыть не смог, подумал, что ослеп, в отчаянье хотел застрелиться (чтобы не попасть в плен), но не найдя пистолета, ощупью пошел по лесу. Попытался раздвинуть веки пальцами – увидел очертания деревьев! Оказывается, глаза закрылись из-за обожженных и опухших век. Впереди показалась деревня. Завернув в крайний двор, увидел женщину, та, при виде Разумова, тут же бросилась в хату. (Вид у Володи действительно был страшноватый – по пояс голый и сильно обгоревший) Вышла хозяйка из дома уже с немцами и румынами. Так у Владимира Марковича началась жизнь военнопленного – полная лишений и унижений, на грани человеческого выживания…
Весна 1945 года. Все ближе к лагерю подходят войска союзников. Охрана лагеря теряет бдительность (да наверно и не до военнопленных им уже), Разумов совершает побег(Источник: Москва, военное издательство, составитель И. Е. Негенбля « Авиаторы Якутии в годы войны.», стр. 221). и попадает в расположение союзных войск. Его и других советских летчиков, получивших сильные ожоги и нуждающихся в лечении, вместе с английскими и американскими летчиками из соседнего лагеря отправляют в госпиталь в Англию. Но долечиться в Английском госпитале было не суждено - стали портиться отношения СССР с союзниками. Советская миссия собрала всех своих бывших военнопленных и в июле 1945 года они отбывают пароходом на Родину.
…Мурманский морской порт. Пристань оцеплена. На пароходе густо мелькают зеленые фуражки пограничников, бесконечные выяснения отношений. Кто-то из пограничников обозвал военнопленного изменником Родины. И это того-то, кто прошел все круги ада! Население и близко не подпускают к бывшим заключенным. И тут Разумов вспоминает встречу заключенных в Лондоне: торжественно играет оркестр, на аэродроме накрыты столы с едой и вином… Сравнение не в нашу пользу. Разумова с частью других прибывших переправили в Козельск, в офицерский лагерь, где сформировали полк – около 1200 человек от младшего лейтенанта до полковника. День и ночь допрашивали следователи, все – молодежь, относятся к ним с предубеждением. Человек сто, и Разумова в их числе, восстанавливают в воинском звании, снимают с учета и демобилизуют. Остальных отправляют на лесоповал или в Воркуту добывать уголь. Закончилась армейская жизнь Разумова. Можно подвести итоги: 176 боевых вылетов и восемь лично сбитых немецких самолетов. Но небо и неукротимое желания летать покоя не давали ни днем ни ночью. В авиации он восстанавливается в сентябре 1946 г.аж в далекой и неприветливой Якутии пилотом 234 отряда Якутского управления ГВФ и начинает с февраля 1947 г.летать на самолете на котором первые поднялся в небо в училище, учебно-тренировочном По-2 прошедшем и боевое крещение и служившим уже не один десяток лет в народном хозяйстве страны.
По прилете в Якутск – грустное начало. Вызывают в политотдел управления гражданской авиации. В кабинете сидят трое, спрашивают: «Расскажи, Разумов, как было дело». Рассказывает, наверное, уже в сотый раз в разных инстанциях – как попал в плен, о пребывании там, об освобождении... «Выйди!» Вышел. Через пять минут: «Зайди!» Зашел. «Из партии мы тебя исключаем... за неуплату членских взносов». Ошарашенный Разумов спрашивает: «Кому было их платить? Гитлеру?» Молчание. Написал в ЦК партии: так, мол, и так. Ответ: «С решением парткомиссии политотдела согласны». Круг замкнулся. Только в 1957 г. Разумова В.М. восстанавливают в КПСС
Была зима, летать не дают, боятся, что обожженное лицо тут же обморозится. Так-то оно так, но без полетов платили копейки, можно ноги протянуть. Наконец, начинает летать на По-2. Сначала перегонял самолеты из Казани в Якутск, затем стал работать на линии Олекминск – Якутск. Пять часов в воздухе в открытой кабине при минус 45 градусах. Обморозился, хотя и не снимал с лица защитную маску. Успокаивал себя: ничего, скоро лето...
Летом Разумов патрулирует леса в Олекминском районе. Кругом горит тайга, непроглядный дым. В это время он получает комнату в Якутске. Сам везет туда жену с дочкой. На полпути попадает в такую мглу – не видно ни земли, ни неба. Сильно перепугался, конечно, не за себя, а за них. Дал зарок: ни в жизнь больше не возить своих! К осени Разумов становится командиром звена самолетов По-2, обслуживающего район Якутск – Курунг-Юрях – Югоренок, позже летает в санитарном звене. Все полеты с подбором площадок с воздуха. А какие они, площадки, в Якутии? Поляны, поля, замерзшие озера. Часты посадки и взлеты на грани возможного, а бывало, и невозможного... Случались и непрятности,18.05.1948 г. Разумова В.М. за вынужденную, хотя и благополучную посадку снимают с должности командира звена летного отряда. В книжке записано за излишнюю самоуверенность
Последняя запись в первой послевоенной летной книжке Разумова В.М. хранящейся в Кременчугском музее истории авиации и космонавтики значится 6 января 1949 г. В мае 1949 года Разумова В.М. направляют учиться на второго пилота Ли-2. Он всегда учился с огромным желанием, и эти курсы заканчивает с отличием. Летает вторым пилотом, командиром самолета не утверждают – не та биография: был в плену, да еще и из партии исключен. В отряде он один из лучших пилотов и его называют «второй пилот-инструктор».Чиновники как всегда перестраховывались Взыграло самолюбие, и в 1955 году Владимир Маркович уходит с летной работы на пенсию, устраивается диспетчером в Якутском аэропорту. Но опять небо и желания летать возымели свое
В 1965 году Разумов первым в Якутии осваивает пилотирование самолета Ан-12, обучает на эту технику экипажи авиаотряда. В следующем году отряд начинает осваивать самолет Ан-24. За три года, пока Разумов руководил отрядом, не было ни одного летного происшествия по вине личного состава.
Обстоятельства сложились так, что в 1967 году Владимир Маркович вынужден был покинуть Якутию, стал работать в Москве в Управлении полярной авиации пилотом-инструктором на самолетах Ан-12. А когда через три года это управление расформировали – вторым пилотом пассажирского лайнера Ту-114 в Московском управлении транспортной авиации. Командиром этого воздушного судна его не утверждают – нет среднего образования. Раз так, он поступает учиться в десятый класс вечерней школы. И это в 49 лет! Говорят, надо иметь цель, он ее имел. Получает аттестат зрелости и еще два года летает командиром экипажа на Ту-114, вплоть до их повсеместного списания. На Ил-62 Разумова не берут даже вторым пилотом: нет высшего образования. В это время его приглашают опять в Якутск на Ан-12. Вернулся сюда в феврале 1976-го на должность пилота-инструктора. Первым открывал полеты этих машин на станции «Северный полюс-23» и СП-24, часто летал туда. Работа была напряженная, но интересная. Однако время и возраст брали свое. В 57 лет Владимир Маркович оставил летную работу, отдав ей сорок лет жизни. Много всякого происходило за эти долгие годы. Не раз заглядывал смерти в глаза. Но всякий раз чудом оставался жив. «Значит, – подытоживает Владимир Маркович, – мне в жизни везло...»
Есть такой известный в своих кругах живописец Николай Устинович Мартынов, который написал серию портретов полярников. ( )
(Источник: http://reron.ru/severnyj-poljus.html) В произведениях показано прежде всего личное отношение художника к этим людям, к их трудной профессии. Среди всех работ есть одна, которая заслуживает особого внимания. Это «Портрет обожженного в боях военного летчика В. М. Разумова» ( к сожалению этот портрет нам не удалось найти на просторах интернета в различных сетях) Выявить характер и создать незабываемый образ человека с героической судьбой – задача не из легких. Работа Мартынову далась нелегко. Не тактично было бы акцентировать внимание зрителя на лице, изуродованном жуткими шрамами. Но живописец нашел выход. Он изобразил летчика в большом полярном капюшоне с мехом, прикрывающем часть лица. Кроме того, нижний край холста проходит чуть ниже груди мужчины, основную часть картинного пространства занимает полуфигура. Это помогло автору найти нужный ход в изображении. Традиционная тема портрета усилена героизмом человека перед лицом великих испытаний. В облике Владимира Марковича чувствуется глубокая внутренняя сила. Все внимание автор сосредотачивает на глазах, пишет их с особым чувством, стремится передать во взгляде летчика его крепость духа, стойкость характера. Художник считает, что Разумов из породы Маресьевых.
Встретиться с летчиком, которого, пусть и ненадолго, судьба связала с нашим городом нам так и не было суждено. Владимир Маркович Разумов ушел из жизни 17 сентября 2015 года. И так уж сложилось, что история его жизни излагается мною как раз к годовщине смерти. Искренне, тепло, но с привкусом грусти рассказала о героизме человека, чья юность прошла в бою, в плену, о том, как сражался он, не жалея жизни, защищая от врага свою Родину. Горел в самолете, был искалечен до неузнаваемости, но остался в строю… Совершал свой, ставший будничным, подвиг и после войны. Быть командиром такого громадного самолета, как АН-12 (без высшего образования!) и посадить такую машину на лед, летчик должен обладать не только природным даром и опытом, но и героизмом.
К большому сожалению, историю его жизни мало кто знает у нас в Кременчуге, как, наверняка, и в Москве, где он последнее время проживал и умер. Но в этом и состоит задача нашего музея, да и просто чисто человеческое желание, донести людям как можно больше информации о таких скромных и мужественных людях, как Разумов-человек из породы Маресьевых.
Маршал авиации, Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, говорил: «…Традиции не умирают. Заложенные в свое время лучшими людьми одного поколения, они неизменно наследуются и приумножаются новыми поколениями, молодежью сегодняшнего дня.» ( ) (Источник Симферополь, «Таврия», Е.С. Каминская., В.Н. Ленау« Крылатая юность», стр. 3) Наверно нужно надеяться, что слова эти будут пророческими. И закончить эту статью, не без волнения, хотелось бы словами: «Светлая память Герою, так и не получившему звезду Героя!»

сентябрь 2016 г.
Котляревская И.В.
младший научный сотрудник Кременчугского музея истории авиации и космонавтики,,







Наградные документы на ГСС




Учетно-послужная карта Разумова В.М.



Послевоенная справка полученная по запросу для принятия на службу в ГВФ
Горожане
+ 36
Старожил
Вырезка из газеты ,,Правда,, за 5 февраля 1942 г.
Крайний справа Разумов В.М.
 
Доступ закрыт.
  • Чтобы отвечать в темах данного форума Вам нужно авторизоваться на сайте