Под Кременчугом найдены обломки советского самолета времен Великой отечественной войны и останки летчика. --------------------------------------------------------------------------- ------------
История находки Еще в сентябре 2011 г., член общественной организации «Музей истории авиации и космонавтики» В. Ивушкин, в 4 км. от с. Маламовка, невдалеке от границы Кременчугского района и Кировоградской области, обследуя местность, где согласно немецким архивным документам, 9 августа 1941 г. были расстреляны 100 бойцов из Кременчугской дивизии народного ополчения , наткнулся на фрагменты алюминия, похожие на обшивку самолета и разбросанные на значительной по площади территории. Чуть позже стали попадаться и небольшие фрагменты самолетной конструкции и оборудования. Обсудив совместно и проанализировав находки, было принято решения продолжить осмотр местности на предмет обнаружения точного места падения самолета, а в случае обнаружения его, готовить экспедицию для проведения раскопок. Осмотр предполагаемого места падения самолета В.Ивушкин продолжил по выходным вместе со свом сыном Олегом, на это ушло еще 4 выходных дня, и вот уже в октябре , во время очередного выезда, последовала удача. Сев перекусить ,сын В.Ивушкина обратил внимание на расположенную совсем рядом не глубокую ,заросшую кустарником и овальную по форме воронку. Обследовав ее с помощью специального прибора, стало ясно, что она заполнена металлом, т.к. прибор подавал сигнал по всей площади , практически не замолкая. В этот же день было сделано несколько шурфов по центру и краям обнаруженной воронки до глубины 1,5 м и изъято несколько предметов , которые однозначно указывали, что это фрагменты двигателя самолета, а обнаруженное место, является точкой удара самолета о землю. Что мы нашли и что можем еще найти. Проанализировав все находки, и тщательно осмотрев местность, мы пришли к следующим предварительным выводам: - обнаружено место падения советского самолета; - тип самолета – скорее всего одномоторный бомбардировщик ( обнаружен фрагмент радиостанции РСБ, которая устанавливалась ,в большинстве случаев, на бомбардировщики, и иногда на разведчики и большое количество осколков от бомб); - год падения- скорее всего 1941( все обнаруженные истлевшие гильзы ,с фрагментами пулеметной ленты, датированы на донышке 1938-1940 г., и номером Луганского патронного завода); - в самолете должно было быть ,как минимум, 2 , а то и 3 члена экипажа ; Но самый главный вывод, а скорее предположение ,было сделано после тщательного осмотра прилегающей местности, рельефа и расположения самой воронки. Было очевидно, что летчик подбитого самолета пытался перетянуть через большой и глубокий овраг (сейчас там лес) и посадить самолет на расположенную впереди свободную от деревьев поляну. Для этого ему не хватило буквально нескольких метров ( воронка от удара самолета расположена на самой вершине оврага). Самолет ударился о землю и взорвался на собственном боезапасе , разброс фрагментов самолета до 250 м.от места удара о землю. Следовательно, как минимум, один член экипажа самолета оставался в нем до удара о землю и останки его, или только часть их, могут находиться в воронке среди обломков самолета. Были надежды, что при проведении раскопок могут быть найдены документы погибшего пилота, номерные детали агрегатов, бирка с номером двигателя и т.п. Эти предметы могли дать ответы на многие вопросы по типу самолета, полку которому он принадлежал, дате гибели, а самое главное, с их помощью установить имена погибших или оставшихся в живых членов экипажа. Встал вопрос о проведении раскопок., а для этого нужна техника , люди, транспорт и т.д.
Раскопки, находки, огорчения. Подготовка к раскопкам заняла неделю. В решении основных вопросов помог заместитель городского головы В. Медведовский, в течение одного дня , и что важно, без всяких бюрократических проволочек, было получено письменное разрешение на проведение работ от райгосадминистрации Кременчугского района ( место падения самолета находится на их территории). Примерно в 9,30 16 ноября техника уже были на месте и после короткого инструктажа были начаты значительные по объему земляные работы вокруг воронки.. Каждый ковш земли, которую доставал экскаватор, тщательно проверялся , и исследовался, но к удивлению и огорчению каких либо значительных и больших по размеру деталей, не попадалось. По изъятым предметам, а это были разложившиеся до состояния порошка куски магниевого сплава от корпуса двигателя, два поврежденных воздушных баллона, клапаны из головок цилиндров, пружины от них, толкатели клапанов и пр. неопределенным пока деталям, стало ясно, что двигатель , как и сам самолет, были полностью разрушены, вероятно взрывом бомбового боезапаса. В пользу таких предположений говорили и массивные осколки бомб, извлекаемые из глубины 2 м. Попалось и несколько слесарных инструментов (2 зубила и предмет похожий на лезвие топора, с явно расклепанной ударами верхней частью, а ранее, на расстоянии 150-200 метров от воронки, была обнаружена даже кувалда с металлической ручкой). Поначалу присутствие этих предметов среди обломков самолета не вызывало особого удивления ( в самолете вполне мог присутствовать какой-то инструмент), но позже, проанализировав все находки их количество, характер и возможное назначение, мы пришли к совершенно другому выводу. Этот инструмент использовался при разделке обломков взорвавшегося самолета. Дело уже шло к обеду, а каких-либо значительных предметов все не находилось, все больше осколки от бомб, да непонятные детали и фрагменты обшивки самолета. После обеда начали работать вручную лопатами, да и не высокая плотность грунта позволяла копать без особых усилий. Все говорило, что мы в центре воронки. Через какое-то время в левой стороне воронки грунт стал совсем мягким и стали попадаться маленькие косточки, а еще через некоторое время, стали видны и более крупные кости человеческого скелета из которых торчала подошва от обуви. Расчистив руками останки по периметру оказалось, что лежат они очень компактно , в пределах окружности диаметром до 70 см. Какие-либо крупные металлические предметы вокруг останков, в том числе и элементы кабины пилота, отсутствовали. Все больше становилось очевидным, что место падения самолета было разграблено сразу после падения. Крупные фрагменты конструкции, вероятно, были вывезены немцами( в вермахте существовали специальные подразделения по сбору металлолома), а что осталось от немцев, досталось местному населению исповедующему принцип ,,в хозяйстве все пригодится,, При такой версии становится абсолютно объяснимым и отсутствие среди обломков крупных фрагментов конструкции самолета и присутствие среди них примитивного рубящего инструмента( кувалда, зубило и лезвие топора), ну а больше всего, предметы форменной одежды , летной аммуниции, точнее их отсутствие, вокруг останков летчика.
Останки летчика и свидетельства мародерства. Разбирая осторожно руками останки пилота, мы убедились, что его тело было сильно повреждено при взрыве самолета: полностью разрушен череп, поломаны многие кости, в том числе ног и т.д. Среди останков было выявлено кольцо для раскрытия парашюта (однозначное свидетельство, что летчик во время удара самолета находился в кабине), застежка от брючного ремня, бегунок от замка типа молния, одна подошва от сапог или унтов, небольшой фрагмент скомканной или сложенной парашютной шелковой ткани, небольшие фрагменты кожи (вероятно от куртки или шлема). Не менее интересной находкой является и фрагмент кошелька или портмоне , размером со спичечный коробок ,в котором находилось 4 монеты ( 2 по 20 коп. и 2 по 2 коп.) , перо к авторучке с выштамповкой ,,Харьков,, , и истлевшие, но читаемые фрагменты талонов на завтрак ( такие выдавались летно-подъемному составу). Можно предположить, что в портмоне находился и какое-то удостоверение в красной обложке, возможно даже партбилет (комсомольские того времени были серого цвета) совсем небольшие фрагменты этого документа почти не сохранились. И вот тут начали возникать вопросы: куда исчез весь парашют, если его фрагменты и кольцо находились вместе с останками, где фрагменты форменной одежды, где ,всегда хорошо сохраняющиеся , форменные пуговицы, эмблемы и знаки различия ( кубари или звездочки) изготовленные из латуни и не разлагающиеся в земле, где бляха от военного ремня, тоже изготовленная из цветного металла, где другие предметы летного снаряжения изготовленные часто из кожи ??? Вывод здесь один… Кто это мог сделать, однозначно ответить нельзя , но есть письменные свидетельства очевидцев, которых немцы заставили собирать разлагающиеся тела погибших в 1941 г.ополченцев, кстати, в 2-3 км. от места падения самолета. Все тела ополченцев были раздеты до нижнего белья , на телах отсутствовала также обувь. Одно можно сказать, очень маловероятно чтобы немцам нужна была гражданская одежда, ношенная , да еще снятая с трупа. Исходя из того, что вокруг останков летчика отсутствовали фрагменты кабины, фюзеляжа и крупных частей двигателя можно с высокой вероятностью предположить, что тело летчика было выброшено из кабины самолета во время удара или взрыва, а уже потом вброшено кем-то в образовавшуюся от взрыва воронку. В пользу такого предположения говорила и компактность расположения останков. Еще четыре дня работала поисковая группа на месте падения самолета, но особых и информативно ценных предметов так и не обнаружила. Что дальше ? А дальше надо делать в Полтаве антропологическую экспертизу останков ( это даст возможность определить половозрастные характеристики погибшего, а заодно и определить одному или нескольким людям принадлежат останки), Отдельным вопросом стоит тема перезахоронения самих останков с подобающими почестями. Решение этих вопросов зависит от властей Кременчугского района и города. Нам же предстоит кропотливая работа по идентификации найденных обломков самолета, с целью определения типа и марки. Если это удастся установить, то будет продолжена работа с документами на предмет установления принадлежности самолета конкретному полку и установлению фамилий членов экипажа, но на это могут уйти годы без получения конкретных результатов. Сейчас фотографии обломков по которым можно хотя бы приблизительно определить тип самолета отправлены известному российскому поисковику Илье Прокофьеву. Кстати, с его помощью несколько лет назад были получены архивные справки и установлена биография летчика Виноградова Н.Г. Стоит вопрос о проведении рекультивации, т.е приведения в соответствующий порядок территории на которой проводились раскопки и установления хотя бы скромного знака, а это опять средства, которых у нас нет. Обломки самолета, а их не меньше 100 кг., которые мы изъяли и храним у себя ,будут все до единого использованы для обустройства интересной экспозиции в музее. Планируется выложить на полу приличную горку из обломков, а из нее будет произрастать до потолка березовый ствол , все как в жизни. На стволе будут прикреплено много портретных фотографий погибших летчиков кременчужан и безымянных летчиков военной поры . У большинства из них нет могил, как не было ее 70 лет у неизвестного летчика останки которого мы изъяли. Этот уголок будет посвящен светлой памяти не вернувшихся из боевых вылетов. Музей истории авиации. Быть или не быть ? Разговор с журналистом местной газеты ,,Телеграф,, О.Булашевым о найденном самолете и останках летчика состоялся в строящемся музее, и так получилось, что закончился он темой музея. Редакция поинтересовалась у меня , как скоро закончится реконструкция помещения, что еще надо сделать и сколько надо на это денег, помогает ли городская власть? Я начал увлеченно и эмоционально рассказывать, что благодаря спонсорам сделано 50% работ (27 ноября исполняется 3 года с начала реконструкции), сколько предприятий помогло, кто отказал, кто вообще не принял меня для разговора (среди таких оказался даже почетный гражданин Кременчуга), но когда меня еще раз спросили об отношении власти к созданию музея , я замолчал, потом махнул безнадежно рукой и начал закрывать дверь в строящийся уже 3 года музей, площадь которого составляет всего 122 кв. метра.
P.S. 21 ноября 2011 г. поступила еще одна интересная информация. Председатель Кременчугского общества охотников А.Коваленко случайно встретился в районе падения самолета с В.Ивушкиным и сообщил, что примерно в километре или чуть более от места раскопок в сторону с. Маламовка на лесной просеке он видел большой круглый предмет непонятного назначения. Этим предметом оказался цилиндр авиационного двигателя воздушного охлаждения. В отверстие на цилиндре был вкручен кусок проволоки. Фрагмент двигателя тащили в сторону Маламовки… вероятно очень давно.
А.Бышенко. 22 ноября 2011 г.
Прошу отозваться всех кто знает или слышал что- нибудь о судьбе самолета и членов экипажа найденного самолета. Контактный телефон: 050-757-90-93
А.Бышенко (23.11.2011, 17:52) писал:В. Ивушкин, в 4 км. от с. Маламовка, невдалеке от границы Кременчугского района и Кировоградской области, обследуя местность
Хочу добавить, что в тот раз я был не один. В тот поиск мы отправились с Alexs_73 с неприменным желанием найти "клад"! Ну, не в смысле горшка с золотыми монетами (от этого то же не отказались бы), а в смысле находки гильз ПТРа или крупнокалиберного пулемёта или на худой конец гильзы/патроны к мосинке или маузеру в хорошем сохране. По крутому склону, сплошь заросшему высокой травой и кустарником, мы взобрались на высокую гору. Пройдя с пол километра вдоль опушки, пристроив под акацией велики, приступили к поиску. Почти рядом с великами сразу попался довольно большой кусок алюминия. Зелёный цвет окраски и ровный ряд заклёпок не оставлял сомнений, что это часть обшивки самолёта. Рядом нашёлся ещё один подобный обломок, а в канаве окаймляющей по периметру опушку леса - "звенел" обширный участок на дне. Пробившись сквозь сплошной слой мелких корешков, Саня начал вытаскивать один за другим искорёженные взрывом патроны в металлической ленте. При первом же взгляде стало ясно, что это лента к пулемёту ШКАС. На некоторых гильзах проступал год выпуска - 40-й. В яме мы прокопались половину дня. Кроме остатков искорёженной ленты попадались и пустые ячейки, патроны из которых были вынуты. Из этой ямы мы подняли около шестидесяти сгнивших патронов и ещё большое число пустых звеньев ленты. Ленту, частично разобранную, сюда бросили уже позже, предварительно вынув целые, не повреждённые патроны. Потом мы нашли ещё несколько фрагментов обшивки, но осмотрев местность явных следов падения или взрыва не обнаружили. Что бы найти место падения мне пришлось не один день осматривать прилегающую местность, спускаться в лощины и подниматься на гору, пока я не вышел к месту на опушке, где "звенел" почти каждый шаг. Но и здесь я не видел следов падения. И только выбравшись из леса, мы уже с Олегом, обнаружили то, что искали столько времени. Место падения самолёта:
На Су-2 в 41г. работали в р-не Кременчуга 43 бап и 289 БАП. Имеют эти полки и потери в нашем районе. Но все карты путает диск от пулемета ДА..На Су-2 стояли у у стрелка- бомбардира ШКАСы. А ДА стояли на ТБ-3, Р-5 и У-2. ТБ-3 отпадает по размеру воронки, а на Р-5 и У-2 маловероятно, чтобы стояли РСБ. Жду информацию с Питера от И.Прокофьева. Одно можно сказать однозначно, что самолет был с двигателем типа звезда, даже без учета гильзы цилиндра найденной в километре от места падения. А это могли быть двигатели и М-11, И М-25 и М-62, И М-82 и 87 или 88. (Представляете сколько типов и марок самолетов могут рассматриваться исходя из типа двигателя) Кстати , вн. диаметр цилиндра 155 мм. Длина 275мм. Маркировка на гильзах 38-40 г. тоже не 100% гарантия, что самолет сбит в 41 г.
AD (24.11.2011, 23:09) писал:Если идентификация обломков подтвердит,то поиск чуть упростится...
Ой, не уверен. Даже если определим тип самолета, то зацепиться не вижу за что, в отношении экипажа. Прокофьев, после беглого м предварительного осмотра фото обломков, пишет, что надо рассматривать и вариант ДБ. На ДБ-3 в 41 г. у нас работал 81 ДБАП А еще интересный факт. В сент. 42 в р-не Кременчуга был сбит Ил-4 и пленен к-н Гречишник (см. карточку военнопленного).
Эта потеря 42г. значится и полковых документах 3 гв. АПДД, но без привязки к местности.
Николай Яковлевич Гречишкин 3 Гв.АПДД ________________________________________
Годы жизни: 1917 - 09.09.1942 (Не вернулся с БЗ) Место рождения: Ворошиловградская обл., Краснолужский р-н, Хрусталовский с/с Вид авиации: АДД Категория: Летчик Места службы: 750 апдд/3 гапдд ?÷09.09.42 Командир звена ________________________________________
09.09.42 г. с боевого задания не вернулся экипаж Ил-4: командир звена капитан Н.Я.Гречишкин, штурман майор Г.С.Сакаев, стрелок-радист ст. сержант А.Г.Фролов, воздушный стрелок ст. сержант Б.И.Дорохов.
Источники информации: 1. Мемориал 2. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 585, л. 25. Можно предположить, что задание было серьезным и сложным (см. по членам экипажа)
А.Бышенко, Я думаю, что Ил-4 можно исключить - явно не он. Хотя в случае этого самолёта, проще определиться с определением погибшего лётчика: трое членов экипажа остались живы. Пропавшим без вести числится только воздушный стрелок ст. сержант Б.И.Дорохов.
Поскольку предполагается,что это бомбардировщик с радиостанцией РСБ,то что можно выявить из наличных фактов? 1.С двигателем воздушного охлаждения были Су-2 (двигатели М-88 и позднее М-82) и ДБ-3-Ил-4(разные от М86 до М-88). Остальные с водяного охлаждения.У-2 и позднейший Ту-2 отброшены.Как и морские самолеты на поплавках. Кроме того, для штурмовых ударов часто использовались истребители с двигателями возд.охлаждения-М22,25,63,63. Следущая зацепка -пулемет ДА. Самолеты Р-5, ТБ-3, Р-зет и в качестве усиления ДБ-3 особенно ранних выпусков по опыту финской войны. Не исключен У-2 и мог быть Су-2 при замене штатной стрелковой точки пулеметом ДА(менее вероятно,но возможно) 3.Алюминий. Максимум его может быть в Су-2 (крыло). и ДБ-Ил-4 (весь).В истребителях и У-2 самый минимум. Таким образом,прикидка выводит нас на ДБ-Ил-4 или Су-2.Остальные маловероятны. Теперь надо полазить в поисках размерности цилиндров М88,М82, М-87,М-25,М-11. ПС.Оребрение цилиндра было на М-88.
Благими намерениями вымощена дорога к AD (c) Старший сержант запаса.
AD (25.11.2011, 13:22) писал:Самолеты Р-5, ТБ-3, Р-зет
Р-5 теоритически мог участвовать в р-не Кременчуга, хотя в известных мне полках у нас он не применялся, движки не те, да и сомнительно присутствие на нем РСБ. ТБ-3 воронка совсем не подходит по размеру, да и движки не звезда были на нем. Р-зет у стрелка стояли уже ШКАС-сы и движки не те. ДБ тоже под вопросом из-за пулемета ДА. Вообще надо еще раз внимательно осмотреть диск.
Нельзя полностью исключать и вброс постороннего диска в воронку и присутствие на борту на всякий случай, но это все версии которые ни доказать, ни опрвергнуть.
AD (25.11.2011, 13:22) писал:Оребрение цилиндра было на М-88.
Оребрение гильзы цилиндра было на всех звездах и даже ,кажется, на м-17 с водяным охлаждением.
(c)
Старший сержант запаса.
(c)
Старший сержант запаса.