Как уже на этой неделе официально сообщило Минэкономики, в декабре госбюджет был сведен с дефицитом 13,1 млрд. грн. — самым высоким за весь минувший год. Причем три четверти этого дефицита, или 9,2 млрд., были профинансированы за счет уменьшения средств на счетах правительства.
К 12 января с.г. в общий фонд бюджета поступило 1 млрд. 400 тыс. грн. — при месячном плане на январь в 9,5 млрд. грн. Так что было отчего министру за голову схватиться. И в его письме, обильно приправленном цифрами и диаграммами, говорится не только о том, о чем «ЗН» предупреждало в дни принятия госбюджета-2009, — что главная смета страны заведомо нереальна, а видимость баланса создается благодаря прямому указанию законодателя НБУ (ст. 84) — удовлетворять все нужды правительства путем выкупа ОВГЗ.
Госбюджет также помочь не в состоянии. По данным Госказначейства, к 26 января с.г. межбюджетные трансферты были профинансированы лишь на 2,0 млрд. грн., что составляет всего 52,3% январского плана. Основная масса денег, полученных в общий фонд бюджета к 26 января, — 2,3 млрд. грн. — пошла на помощь Пенсионному фонду. Да и то, чтобы профинансировать эти две статьи — половинную сумму трансфертов (2,2 млрд.) и помощь Пенсионному фонду (2,3 млрд.), Минфину пришлось залезть в оставшуюся с прошлого года «заначку». 4,2 млрд. грн. доходов, полученных к 26 января по общему фонду, даже на эти две цели не хватало. Можно сколько угодно говорить о поддержке строительства и об инфраструктурных проектах, о модернизации армии или поддержке аграриев. И даже мысленно строить метро и стадионы к Евро-2012. Результат один: в казне денег нет. И переходного остатка средств на едином казначейском счете (ЕКС) надолго не хватит. Если в 2008-й страна вступала с 10,45 млрд. грн. на ЕКС, в 2007-й — с 10,81 млрд., а в 2006-й, после резонансной продажи «Криворожстали», — и вовсе с 19,05 млрд. грн., то нынешний результат куда более скуден — 6,89 млрд. Причем при «завале» в промышленности и серьезнейших проблемах в финансовой системе. Поэтому альтернатива у страны просто-таки печальная: либо пенсии платить, либо оплачивать коммуналку с энергоносителями. Либо… включать печатный станок — если наконец удастся »подвинуть» Стельмаха и поставить во главе НБУ кого-нибудь посговорчивее. В последнем случае последствия для страны могут оказаться очень печальными — 100% годовой инфляции и больше, если печатный станок будет запущен «на полную мощность». По крайней мере, именно такую цифру озвучил в понедельник первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак, подчеркивая важность скорейшего пересмотра госбюджета-2009.
«2009 год обещает быть очень сложным по очень многим показателям, — говорит доктор экономических наук, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. — Наш прогноз, по состоянию на сегодняшний день, составляет примерно 6—7% падения ВВП при достаточно высокой инфляции — 17—19%. И мы не должны преувеличивать возможности украинской экономики самостоятельно справиться с этими проблемами. Инструментарий, находящийся в руках украинского руководства, крайне ограничен как по составу, так и по эффективности. Поэтому восстановление экономики начнется не раньше, чем экономики мировой, чем возобновится доступ к внешним финансовым источникам. По оптимистическому варианту, это произойдет не раньше первого квартала 2010 года, по более реалистичному — в первом полугодии 2010-го»…
Интересно, надолго украинской экономики хватит запаса прочности при таких раскладах.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"