Как большинство из нас получает высшее образование? Случайно. К сожалению, зачастую выбор ВУЗа напрямую зависит от того, какие предметы лучше давались в школе или от того, где есть "контакты". Будущий абитуриент (а часто и его родители) больше думает не о том, кем он будет работать после окончания ВУЗа, а о том, насколько просто или сложно ему будет туда поступить. Зато после окончания приходится задуматься, как приблизить высокую науку к низкой реальности.
Конечно, любые знания лишними не бывают, и я отнюдь не считаю, что потратила время зря. Проблема в том, что постоянно влезаешь в какие-то новые области, в которых хотелось бы разбираться на более или менее профессиональном уровне. И судя по популярности различных форм дополнительного образования, в этом я не одинока. Итак, где можно "апгрейдить" свои знания? Традиционно считается, что качественным может быть только очное образование. Возможно, это и так, но в условиях, когда времени категорически не хватает даже на фитнес, альтернативная форма дополнительного образования - по Интернету - может оказаться весьма привлекательной. И если в России это все-таки еще экзотика, в мире система дистанционного интернет-обучения (distance learning или e-learning) уже довольно развита и пользуется популярностью. Так что светлое будущее с доставкой университета на дом не за горами! Не говоря уже о том, что при наличии языкового сертификата и доступа в Интернет можно, не покидая родного города, получить вполне котирующееся высшее образование в американских и европейских университетах.
Специальность Интернет-курсы - на данный момент вещь сугубо коммерческая, соответственно, по законам рынка спрос здесь определяет предложение. А спросом пользуются прикладные краткосрочные программы в области права, экономики, бухучета, менеджмента, IT, иностранные языки. Впрочем, найти можно все что угодно - от введения в астрологию и шахмат до полноценных программ MBA и высшего образования. Правда, есть области, в которых эффективность такой формы обучения сомнительна: тот же английский, например.
Процесс Качество обучения во многом зависит от организаторов (насколько эффективны используемые технологии), преподавателя (насколько грамотно он отвечает на вопросы и организует дискуссию в группе) и наконец, от самого студента, от его мотивированности, активности и способности к самостоятельной работе. Типовой интернет-курс - это определенный набор предоставляемых в электронном виде материалов плюс задания, промежуточные тесты, эссе. Логическое завершение курса - итоговая аттестация с получением сертификата или диплома. Форма общения с преподавателем (тьютором) и группой зависит от специфики курса - обычно это e-mail, форумы, чаты, иногда программа включает web-семинары, для которых, правда, желателен высокоскоростной стабильный доступ в Интернет. Пособия и учебники в большинстве случаев электронные, если есть бумажные материалы, они высылаются обычной почтой. Сама по себе дистанционность в образовании не нова. Однако развитие интернет-технологий позволило существенно повысить качество обучения, главным образом за счет постоянного контроля со стороны преподавателя. При этом сохраняются все плюсы дистанционности - ты сама выбираешь время занятий, темп, не нужно тратить время и силы на дорогу. Мне, например, всегда безумно жаль времени, потраченного на дорогу: даже если она занимает всего час, за неделю "набегает" полноценный рабочий день. А если за месяц, за год, за всю жизнь? Кроме того, дистанционность позволяет не прерывать обучение в командировке, на отдыхе и т. д. Все, что нужно - компьютер и доступ в Интернет. Еще один немаловажный плюс интернет-образования - меньшая себестоимость, а значит, и студенту онлайн-курс обходится дешевле аналогичного очного. Считается, что для эффективного образовательного процесса важно непосредственное общение с преподавателем. Только вот не помню я оживленного общения с преподавателями во время моего очного обучения в университете… Мы учились скорее не на занятиях в течение семестра, а накануне экзамена по лекциям, заботливо предоставленным самим преподавателем в электронном виде. Но даже по сравнению с подлинно интерактивными лекциями, когда любой возникающий вопрос озвучен и на него получен исчерпывающий ответ, общение по e-mail, на мой взгляд, предпочтительнее. Во-первых, даже самый опытный преподаватель ответит на твой вопрос лучше, если у него будет время обдумать ответ (думаю, со мной согласятся те, у кого есть хоть какой-то опыт преподавания). Во-вторых, у тебя будет время сформулировать вопрос. Наконец, в-третьих, твой вопрос и ответ на него будут письменно зафиксированы, а значит, в любой момент ты сможешь к ним вернуться. Единственная проблема: необходима жесткая самодисциплина. Когда мне понадобилось за пару месяцев на более или менее приличном уровне освоить C++, имея довольно незначительные познания в области программирования, первым моим шагом была регистрация на соответствующий интернет-курс. К несчастью, курс не предполагал ограничений по времени выполнения задания… Естественно, в таких вольных условиях надолго меня не хватило. Вообще, возможны различные варианты контроля - например, ограничение на время освоения частей курса, выполнения заданий и т. д. Это всегда компромисс: хочешь позволить себе больше свободы - прояви больше самодисциплины.
Результат На мой взгляд, дистанционное обучение на сегодняшний день - удобный инструмент повышения квалификации, получения узкоспециальных практических навыков. Если результат есть - его видишь сразу, а если нет - ничем особо не рискуешь. К тому же еще один сертификат или диплом лишним не будет. Но что касается более фундаментальных программ, рассчитанных не на несколько месяцев, а на несколько лет… Вроде и диплом государственного образца, и аккредитация есть, а как-то доверия не возникает. У российского интернет-образования при всей его перспективности еще много проблем - нет законодательной базы, доступ в Интернет для многих ограничен, не хватает практики преподавания онлайн. Потенциальные студенты не видят разницы между интернет-образованием и вариантом "почитать книжку", работодатели не верят сертификатам и дипломам.
Но, несмотря на это, спрос на дистанционное образование явно имеется, так что не развиваться оно не может. По сути, это вопрос технологий (а уж они-то точно развиваются с каждым днем!), практики и привычки.
Давненько как-то попадала на сайт ХАИ (или как он там сейчас называется НАУ, что ли) и видела у них получение высшего образование дистанционно... могу ошибаться... :unsure:
нашла такую ссылочку, но это не то... вроде бы раньше видела перечень специальностей или что-то вроде того...
Да пребудет с вами сила, ускорение и проекция момента импульса на ось координат
Прочёл темку... ... Много думал... ... Я сейчас преподавателем физики в КГПУ. ... Помощь студентам в этой теме оказывать не буду... ... Почему, спросите вы? ... А потому, что физику и так никто не празднует. А преподаватели кафедры сильно студентов и не напрягают. И из-за физики за последние несколько лет, ещё никого не выгнали... ... Так что, студенты, учите напамять только три закона. Будете хвалиться потом, что физику учили... А законы таковы: Закон Архимеда, Закон Ньютона и Закон Ома. ... Кто не будет знать по окончанию курса этих трёх законов - выгоню лично! Больше ничего учить не надо! Всё равно забудете... Хотя, если есть желание - дам консультации на форуме...
"Как отличить христиан от неверных?" "Режьте всех, бог отличит своих"
гражданин
гражданин