нижегородец (19.08.2015, 10:06) писал: Цитата:Другая, более надежная явка в Мануйловке находилась в склепе помещиков Крендовских на кладбище. Эту «гробницу», как у нас ее называли, я знал с детства, был даже на погребении помещиков, зарубленных в 1906 году.
Из книги Ф.В. Попова "Рассказ о незабываемом: Записки большевика"
Была такая книга у меня, но как в воду канула. А относительно склепа, что-то не припомню, чтобы он был где-то на кладбище в В.Мануйловке. Может засыпали к 60-м годам. В первых числах сентября буду в Мануйловке и попробую, что-то узнать. Планирую встречу с директором музея Горького и бывшим директором мануйловской школы. Может что-то знает председатель сельсовета, тоже коренной житель села.
А.Бышенко (20.08.2015, 08:28) писал:А относительно склепа, что-то не припомню, чтобы она была где-то на кладбище в В.Мануйловке. Может засыпали к 60-м годам.
Я тоже не помню рассказов про склепы, даже от своих родных, у которых огороды выходят прямо к кладбищу.
Небольшой материал к истории села из Алфавита дач специального межевания, проведенного в 1865 и утвержденного в 1872 году:
Цитата:Мануйловки Верхней села 1-я часть, владение коллежского асессора вдовы Натальи Александровны Ширинской-Шихматовой – 1514 десятин /90 саженей Мануйловки Верхней 2-я часть села с Нижней Мануйловкой владение крестьян собственников Федора, Еремея и Сусаны Федоровых Артюхов с прочими – 1755/2206 Мануйловки села участок в урочище Уступ , владение дворян Екатерины и Дмитрия Андреевых Поповых – 13/1250 Того же села участок Левада, владение княгини вдовы коллежского асессора Натальи Александровны Ширинской-Шихматовой – 21/780 Того же села участок в урочище Артюхова Коса, владение ее же Ширинской-Шихматовой – 4/1200 Того же села участок в урочище Билеки, владение ее же Ширинской-Шихматовой – 204/425 Того же села участок в урочище Пески, владение ее же Ширинской-Шихматовой, состоящий в наделе общества временнообязанных крестьян того села – 236/1325 Того же села участок в урочище Бурты, владение княгини вдовы коллежского ассесора Натальи Александровны Ширинской-Шихматовой – 212/2260 Мануйловки села участок в урочище Москалево, владение Александра Филиппова Гирмана с прочими – 39/579 Того же села участок в урочище Артюхова Коса, владение временнообязанных крестьян Петра Андреева и Никиты Федорова Артюхов с прочими -: 15/ 2115
Вернулись вчера поздно вечером с Мануйловки. Немного поездили по селу,впечатления не очень радостные. Были в музее Горького.Из личных предметов Горького осталось только два. В 90-х годах музей обокрали (даже решетки на окнах отсутствовали в то время). В музей залезли вероятно специалисты по музейным ценностям,т.к. забрали только вещи принадлежавшие Горькому.Дореволюционные книги,которых в музее немало, не тронули. О склепе Крендовских никто ничего не знает..
Хорошо помню 70-е годы, когда у музея можно было встретить туристические автобусы с номерами почти всех областей Украины, 18 июня - день памяти Горького, когда в селе устраивались ярмарки, костюмированные представления, и куда приезжал весь люд из окрестных сел, Кременчуга и Полтавы. По воспоминаниям близких, съезжалось до 3-5 тысяч человек.
В 2001 году приезжал с сыном в село, и уже тогда смотрители музея говорили о трех крупных кражах из музея. Последний приезд в 2008-м не добавил радости. Музей угасает.
А.Бышенко (06.09.2015, 08:34) писал:О склепе Крендовских никто ничего не знает..
"Никто ничего не знает" - обычное состояние исследователей и поисковиков. Будем искать.
нижегородец (06.09.2015, 15:42) писал:18 июня - день памяти Горького, когда в селе устраивались ярмарки, костюмированные представления, и куда приезжал весь люд из окрестных сел, Кременчуга и Полтавы. По воспоминаниям близких, съезжалось до 3-5 тысяч человек.
Эти праздники я хорошо помню. Рассказывают, что в радиусе 500м от центра в колодцах даже вода выбиралась полностью. Сейчас кол. посетителей музея за год что-то около 1 тыс. человек, но думаю, что и эта цифра натянута. О празднованиях,как раньше, дней Горького и говорить не приходится. Очень печально, что даже отдельные(пока)жители села высказывают мысли о ненужности музея и его ликвидации.
Цитата: «Мануйлівка! Тут усе пахне: сіно, акація, бузина в цвіту, сосна (теж у цвіту, бо за холодами припізнилася цвісти), усі трави й квіти польові, лугові, цвіт ожини... в лісі, навіть вода пахне багатоквіттям, і я щасливий у супокої та душевній рівновазі.» «Я знову в милій моїй Мануйлівці, коло Псла ріки, кращої за яку немає жодної ріки в світі та й на інших планетах інших галактик!» Ці захоплені слова писав незабутній наш Григір Тютюнник, висловлюючи свою любов до того села, яке після любої Шилівки стало, можна сказати, другим рідним селом для нього. Тут розквітало його кохання і сімей? не щастя, пили здоров’я рідної землі й купали в росах босі ноженята його малі сини, тут народились чи наснажились його незабутні твори. Про це село, про Григора в ньому й поведу я сьогодні розповідь, бо ж хочу повідати світові про наше село, його людей, а найперше — про мало кому відомі сторінки життєвої і творчої долі видатного письменника, пов’язані з ним.
А.Бышенко (06.09.2015, 17:30) писал:Рассказывают, что в радиусе 500м от центра в колодцах даже вода выбиралась полностью.
Цитата:Неодмінними гостями свята були також члени родини Горького та письменники з Москви. А люду з’їжджалося стільки, що воду в колодязях випивали вщент!
Там же.
А.Бышенко (06.09.2015, 17:30) писал:Очень печально, что даже отдельные(пока)жители села высказывают мысли о ненужности музея и его ликвидации.
нижегородец (07.09.2015, 12:56) писал:А есть ли у них какие-либо доводы?
Какие там доводы! У таких людей из прочитаных за всю жизнь книг только одна:букварь, да и тот до половины пущеный на самокрутки. Дремучая и воинствующая безграмотность и жуткая серость. Кстати, привез пару фото жителей села:Бышенко Григорий Леонтьевич (родной брат моего отца,в 50-е годы предс. сельсовета) возле брички, единственного в то время средства передвижения первых лиц колхоза и фото Налисного Левка периода 1мировой или гр.войны. Отсканирую выложу.
А.Бышенко (07.09.2015, 16:06) писал:Дремучая и воинствующая безграмотность и жуткая серость.
Хочется верить, что Вы ошибаетесь. По крайней мере я с этим не сталкивался.
Интересен этот исторический экскурс:
Цитата:Замечательный пример того, какими блестящими результатами для деревни может увенчаться энергичная и разумно направленная деятельность даже отдельных лиц, представляет село Верхняя Мануйловка, Кремечугского уезда, Полтавской губернии.
Вот интересные и поучительные сообщения «Нижегородского Листка» о прошлых и настоящих порядках въ этом селе.
Жители села Верхней Мануйловки - бывшие крепостные местного помещичьего рода князей Ширинских-Шихматовых. Различные причины, в том числе и нахождение села на большой трактовой дороге, обусловили незаурядную порчу нравов мануйловского населения и развитие в нем порока пьянства настолько, что мануйловцы приобрели себе в прилегающей части уезда и в соседних уездах довольно незавидную известность. На такой почве не замедлило вырасти явление, всегда сопутствующее народной бедности и пьянству, а именно появление в селе нескольких кулаков, жестоко зксплуатировавших народ.
В таком положении находилось дело до поселения в Мануйловке на постоянное жительство в своем имении г-жи А. А. Орловской, урожденной княжны Ширинской-Шихматовой. Она и ее муж, А. М. Орловский, употребили все зависящие от них средства и способы для поднятия народной нравственности и экономического положения в родном селе.
Прежде всего они обратили особенное внимание на бесцветно влачившее свое существование земское училище и довели его до блестящего, образцового состояния при непосредственном участии и трудах привлеченного ими к делу учителя г. Самойленко. При училище были учреждены вечерние и воскресные занятия для всех желающих, и вскоре просторные две классные комнаты и громадныя сени школы не могли вместить пестрой толпы слушателей: тут были и взрослые парни, и девушки, и убеленные сединами старики. Эти занятия, умело чередуемые с чтениями и демонстрированием туманных картин, приобрели громадную популярность и ознаменовались такими фактами, как развившаяся привычка к чтению и обучение грамоте баб, имеюших уже 5—6 душ детей и взрослых мужиков-хозяев. Школьная библиотечка, постоянно пополняемая гг. Орловскими, едва удовлетворяла спросу: иным приходилось давать книги из собственной библиотеки Орловских.
Далее, при училище был организован хор, который пел в церкви, привлекая массу сельчан, и, кроме того, давал концерты светского пения. Самим г. Орловским устроен довольно большой оркестр из учеников школы и любителей из сельчан. На рождественские праздники устраивались елки с концертами и пением. Сверх того, концерты и литературные вечера или утра устраиваются при каждом удобном случае. Организованы особые образовательнея прогулки, в которых, кроме учеников, принимают участие и все желающие. Местный священник, поощряемый помещиками, открыл церковные собеседования.
Кабатчики, недовольные всеми этими новшествами, старались отвлекать крестьян от них и прибегали даже к спаиванию народа при помощи даровых угощений. В виду этого г-жа Орловская выхлопотала разрешение на открытие в Мануйловке народной чайной.
Чайная эта нарочито была открыта как раз против самого процветающего в Мануйловке кабака. Она представляет собой большую комнату, уставленную рядами столов и скамеевк и имеющую небольшое возвышение в противоположной от входа стороне для чтеца. Непосредственно из той же комнаты прорублено окно в лавочку, открытую той же госпожой Орловской, где почти по заготовочной цене посетители могут приобретать различные съестные припасы, лакомства, табак и другие предметы. Хороший чай по весьма низкой цене продается стаканами и парами; кроме чая продаются хлебный квас, молоко, пироги, сухари, булки. Для чайной приобретены: музыкальная машина, играющая народныя песни и танцы, шашки, карты, шахматы, кости. У наружного входа устроена веранда под навесом, а во дворе небольшой сад, приспособленный для отдыха.
Сначала дела чайной шли не бойко. Обычными посетителями ее по вечерам были гг. Орловские, учитель с семейством и некоторыми учениками, местный священник, умственные крестьяне с женами и несколько случайных лиц. Но мало-помалу, один за другим, сначала просто из любопытства, стали заглядывать мужики, бабы, девчата, парубки.
Вскоре ни гг. Орловским, ни священнику, ни учителю уже не нужно было заходить в чайную ради лишь привлечения посетителей, так как она всегда в послеобеденное время была битком набита; если же они и делали это, то уже по собственному желанию. Не малую пользу в деле привлечения публики оказала музыкальная машина. Местные девушки избрали веранду и лужок при чайной местом своих сборищ, где, вместе с парнями, устраивали под музыку танцы. Бабы, вскоре понявшие все важное значение чайной, как орудия борьбы с кабаком, разорявшим их мужей, стали собиратъся у чайной гурьбами и направлять девушек против лиц, заглядывавших в кабаки. Девушки живо восприняли их идею и открыли целый поход против посетителей кабака, осыпая их наемешками и не допуская к своим играм. Далее, кажется, те же бабы придумали не допускать совсем в чайную, где уже становилось оченъ весело и людно, всякого мужика, который былъ в этот день в кабаке.
Не прошло много времени, как посещение кабака ставило мужика и парубка в положение отщепенца, и кабаки продолжали посещат только уже безнадежные пьяницы да те, которые пробирались туда украдкой.
Годовое сущеетвование чайной оформило и дало окрепнуть общественному мнению: на следующее лето состоялся общественный приговор о закрытии всех кабаков въ Мануйловке. В то же время жизнь чайной уже через год вполне определилась и вошла в постоянное русло. Чайная стала в истинном смысле народным клубом, местом сборища всей деревни от мала до велика. Одни пьют чай в веселой общей беседе; другие собрались в кружок и слушают чтение; тут забавляются игрой в шашки или кости, и слышен добрый смех, шутливые замечания. В другом отделении слышны пение, музыка, смех, шутки. шепот танцующих. В третьей - небольшой комнате, где разливается чай - собрались старухи и старички и, большей частью, молчат, но видимо им приятно, хорошо здесь. Детвора играет и шумит в больших сенях. Это зимой; летом детския игры и девичьи хороводы выходят на лужок, а старички и солидные, серьезные сельчане располагаются на веранде.
В результате, в какие-нибудь два года, поднялось экономическое положение Верхней Мануйловки, облагородились нравы населения, исчезло пьянство в селе, плохая репутация которого была известна всему уезду.
Иванюков И.И. Очерки провинциальной жизни. /Русская мысль. Книга XI. Москва. 1896. Стр. 208-210
нижегородец (12.09.2015, 13:46) писал:Хочется верить, что Вы ошибаетесь.
Нет неошибаюсь. Имел частный разговор с директором музея,женой моего товарища ,мог бы и фамилию назвать человека публично высказывавшего идею о ликвидации музея. Так что это реалии,хорошо, что это не носит пока массового характера. Потом не забывайте ,что происходит сейчас в отношениях Украины и России.Это может быть основой для таких действий на официальном уровне. Вон как кинулись исполнять Закон о декомунизации переименовывая улицы и города.
гражданин
гражданин
гражданин
гражданин
гражданин