Второй день боев 25 февраля атака была повторена теми же силами по тем же направлениям что и в предыдущий день. Правда несколько усилена артиллерия - против высоты 100,3 добавились две батареи 107-мм крепостных орудий образца 1877 года и, что самое неприятное для немцев, подключился 2-й дивизион тяжелого крепостного полка в составе двух 10-дюймовых (254 мм) морских орудий и четырех 8-дюймовок (152 мм) морский орудий Кане. Их тяжеленные "чемоданы" в последующие дни буквально перепахали всю высоту. При этом снаряды не экономили - расход был такой что 27 февраля пришло "высочайшее повеление" о прекращении применения тяжелой артиллерии кроме "крайней необходимости".
Несмотря на применение тяжелой артиллерии никаких успехов, сравнимых с предыдущим днем не было. Что и неудивительно если учесть что на этот раз перевес атакующих был не трехкратный, а только полуторакратный. Потери второго дня были ниже чем в предыдущий, но все равно очень велики - так 25 февраля в гродненские госпиталя поступило 957 раненных из состава 8 дивизии. Атаки "живыми волнами" на пулеметы и залповый винтовочный огонь неподавленной обороны в стиле "зерг-раш" привели к потере наиболее мотивированного личного состава и в конечном счете к поражению в войне. Всего только за два первых дня наступления 24-25 февраля русские войска 2 и 15 корпусов потеряли убитыми, раненными и пропавшими без вести свыше 8 с половиной тысяч человек.
Третий день боев На третий день решено было изменить тактику атаки и попытаться охватить высоту с двух сторон, для чего были созданы две ударные группировки, одна из которых в составе 1 и 4 батальонов 32 полка и 2 батальона 31 полка должна была при поддержке артиллерии (в том числе тяжелой) атаковать вдоль шоссе на Сопоцкин.
Немцы привыкнув к шаблонности русских атак подобного не ожидали. Батальон 174 немецкого полка попав под удар трехкратно превосходящих сил и засыпанный градом снарядов, включая тяжелые, был отброшен к Ратичам с потерей пулеметов и пленных. Разрозненные немецкие контратаки силами одной-двух рот не могли отбросить русских. Бой превратился в свалку, когда все решает индивидуальная и коллективная выучка солдат. И она оказалась выше у кадровой немецкой пехоты! В результате после упорной пятичасовой схватки немцы таки отбросили русских на исходные позиции. На участке двух других батальонов Кременчугского полка для сковывания противника выполнялись отвлекающие атаки.
Потери этого дня были очень велики, причем у обоих сторон. Превращение боя в свалку было более выгодно российской стороне, не давая немцам реализовать в полной мере перевес в огневой мощи пехоты. В итоге этот день стоил немцам 318 человек только убитыми. Потери русских за этот день неизвестны, но они явно были намного выше немецких. Да и размен пленными был не в пользу русских - несколько десятков немцев против трех сотен русских.
В целом итоги третьего дня были скорее в пользу русских - не получив реальных результатов, тем не менее создали второй за три дня тактический кризис, который немцы парировали с большим трудом. Да и значительные потери и так не сильно многочисленных немцев вместе с продолжавшимся обстрелами тяжелой артиллерии не самым лучшим образом сказывались на боевом духе.
Победа На 27 февраля план боя был самым примитивным - собрать все силы (12 батальонов) и атаковать высоту 100,3 в лоб. И как не странно это удалось!!! Все решило удачное попадание тяжелого снаряда в момент разгрузки немцами боеприпасов для тежелой артиллерии. От детонации тряхнуло все окрестности, зарево поднялось на полнеба, огонь немецкой артиллерии на время прекратился. Сам взрыв особого ущерба не причинил, но его моральный эффект превзошел все ожидания - воодушевленная русская пехота с криком "ура!!!" рванула в атаку, ошеломленные немцы не смогли этот порыв остановить и русские ворвались на высоту. Попытка контратаки не удалась, бой превратился в рукопашную свалку когда в ход пошли штыки, ножи и кулаки. И на этот раз дрогнули уже немцы, и хотя кадровая пехота голову не потеряла, но с какого-то момента немцы помышляли уже не о том чтобы сбросить русских, а том чтобы благополучно отступить. Все таки сказалось "размягчение" огнем артиллерии и упорные атаки русской пехоты в предыдущие дни.
Немцы отошли на Сопоцкин в относительном порядке, сохранив артиллерию и без преследования русской пехоты, которая заняв высоту посчитала задачу выполненной. Тем не менее отход проходил на открытой местности под плотным ружейно-пулеметным огнем и массированным обстрелом артиллерии, что привело к большому числу убитых и раненных. Было взято небольшое число немецких пленных (практически все раненные). После отхода с высоты немецкие войска на своем правом фланге против Кременчугского и Алексеевского полков также начали отход от крепостных обводов на 5-6 километров на новые позиции, т.к. атакой со стороны высоты можно было перехватить их пути снабжения.
Бой затих. Все пространство высоты представляло собой перепаханное снарядами пространство по которому были разбросаны тела десятков убитых немцев, валялись обломки разбитых снарядами телег, ящиков и остатки полутора десятков уничтоженных немецких орудий. Надо отметить что бои за высоту 100,3 были одним из крайне редких за всю войну случаев, когда русские войска имели существенный перевес в тяжелой артиллерии.
Несмотря ни на что, это была победа. Пусть и оплаченная большой кровью, но победа. Причем победа достигнутая без большого численного превосходства - четырем русским полкам противостояло четыре немецких. Причем победа плохо обученных ополченцев над кадровой пехотой. Эта победа придала 8 пехотной дивизии в целом и 32 Кременчугскому пехотному полку в частности уверенность в своих силах и необходимый настрой, вследствии чего в дальнейшем в самых тяжелых боях "Великого отступления" лета-осени 1915 года дивизия показала себя вполне достойно.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Последствия Надо сказать что успех 8 дивизии имел весьма далеко идущие последствия. Потери немцев в боях за высоту 100,3 только из состава 32 бригады 31 дивизии составили около 3000 человек убитыми, раненными и пропавшими без вести. В бригаде осталось меньше 25% боевого состава и немцы были вынуждены отправить её в тыл на восстановление. Потери 42 дивизии неизвестны, но они тоже были, и немаленькие. Для восстановления обороны в район Сопоцкина против 8 русской пехотной дивизии немцы перебросили с Немана 77 резервную дивизию, а бригада 42 дивизии ушла направо за реку Волкушка в рамках немецкой ротации, о которой будет сказано ниже. Место 77 резервной дивизии на Немане заняла 78 резервная.
Если смотреть на ситуацию у немцев в целом, то к 27 февраля она была весьма угрожающей - попытка использовать поражение 20 корпуса и организовать прорыв русского фронта на реке Бобр привела к печальным последствиям: 1) на правом фланге на Наревском участке получившие подкрепления русские войска имея существенный численный перевес разворачивали крупную наступательную операцию, что привело в конечном счете к крупному поражению немцев во Втором Праснышском сражении, масштаб которого понятен хотя бы по тому что число немецких пленных в этой операции превысило число таковых в сражении на Марне; 2) на направлении вспомогательного удара у Ломжи немцы были остановлены на рубеже реки Бобр с громадными потерями (так численность людей в батальонах одного из немецких полков по итогам боев составляла 180, 220 и даже 78 человек при штате почти в 1000), и более того русские войска, получив подкрепление, сами перешли в наступление; 3) на направлении главного удара в первый (но далеко не в последний!!!) раз проявила себя маленькая, но, как оказалось, очень зубастая крепость Осовец, которая отразила главный удар трехкратно превосходящего противника с многочисленным парком осадной артиллерии.
В результате немцы, не добившись успеха, начали переброску войск на свой правый фланг для спасения ситуации. Они планировали 27-28 февраля отправить на Наревский фронт 5,5 пехотных и 1 кавалерийскую дивизии с левого фланга. - из ударной группы у Ломжы 4 кавалерийскую, 75 и 76 резервные и 37 пехотную дивизии (должны были остаться 3 немецкие дивизии против 3,5 русских); - с Немана эрзац-бригаду Эзебека и 16 ландверную дивизию (должны были быть сменены 78 резервной дивизией); - от Гродно усиленную (3-х полковую) бригаду 31 дивизии (должна была быть сменена второй бригадой 42 пехотной дивизии);
Но реально ушло намного меньше - 3,5 пехотные и кавалерийская: - одна из бригад 75 резервной дивизии понесла такие потери что была отведена на восстановление; - усиленная 3-х полковая бригада 37 пехотной дивизии оставлена из-за наступления русских; - два полка 16 ландверной дивизии оставили на месте из-за невозможности их смены 78 резервной дивизией (результат действий 8 дивизии, в том числе Кременчугского полка!!!); - усиленную (3-х полковую) бригаду 31 дивизии заменили обычной бригадой 2 дивизии. Казалось бы всего-то на две дивизии меньше, но возможно именно этих двух дивизий немцам и не хватило под Праснышем.
А что случилось с бригадой 31 немецкой пехотной дивизии? Это можно тоже частично записать на счет 8 дивизии. Немцы решили вывести 3-х полковую 62 бригаду 31 дивизии сменив её 42 дивизией. Ротация была назначена на 28 февраля. И тут русский разведывательный самолет заметил отвод немецких тылов и командованием 2-го русского корпуса это было воспринято как отход немцев, особенно учитывая победу в предыдущий день соседей из 8 дивизии и отход немцев на их участке.
Считая что на позициях остались только аръергарды, корпус был брошен в атаку. Безуспешно долбавшийся в немецкую оборону и несколько деморализованный высокими потерями 2-й корпус неожиданно почувствовал вкус победы, умноженной завистью к успешным соседям справа и слева, воспрял духом и яростно бросился на немецкие позиции. И если на участке 2-й немецкой дивизии немцам с трудом (за счет ввода последних резервов) ситуацию смогли удержать, то "сидевшая на чемоданах" 62 бригада дрогнула. Управление войсками нарушилось - часть немцев бежали, часть организованно отступали, а часть продолжала сопротивляться на прежних позициях не получив приказ на отход. Немногочисленные оставшиеся резервы применялись бессистемно и не смогли остановить надвигавшуюся катастрофу. Результатом стал полный разгром немцев - только за это день 62 бригада потеря около 3000 тысяч человек, из которых примерно 2000 было взято в плен, русскими трофеями стали 5 орудий и 15 пулеметов.
В результате ни о какой переброске бригады на Нарев не могло быть и речи, остатки бригады были деморализованы поражением и только подход бригады 42 дивизии (с фронта 8 дивизии, о чем шла речь выше), а также то что русские не организовали преследование, позволили немцам оправится и организовать оборону на рубеже реки Волкушки. В результате было принято решение снять для отправки на Нарев бригаду 2 дивизии (заменив её бригадой 42 дивизии), которая была примерно вдвое меньше чем 62 бригада перед разгромом. Также немцы вынуждены были отвести назад и 2 пехотную дивизию, оба фланга которой оказались охвачены русскими.Продвинувшись 28 февраля на 5-8 километров 2 русский корпус остановился перед новыми немецкими позициями на гораздо более удобной для обороны местности и остановился. На ближайшие несколько дней на этом участке фронта установилось спокойствие - Гродненские бои закончились русской победой.
Победа дорого обошлась русским - за пять дней боев потери составили около 20 тысяч человек, в т.ч. более 5 тысяч убитыми и 13 тысяч раненными, около 2 тыс. пропали без вести (немцы заявили о 1 тыс. пленных). Погибших в этой местности русских солдат продолжали находить и в польские времена, и после Великой отечественной, и находят до сих пор. Потери немцев были куда меньше - 10,5 тыс. из которых 2,5 тысячи пленными. Надо сказать, что это была ещё не "окопная война", кровавая мясорубка Первой мировой только набирала обороты и бои шли фактически за наспех оборудованные в мерзлой земле 1-2 ряда окопов (часто даже не полного профиля) при сравнительно небольшой плотности пулеметов и артиллерии. Во многом успеху русских способствовали тяжелые орудия Гродненской крепости, которая даже в далеко незаконченном виде доказала свою полезность.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Скат, Спасибо! С интересом читаю эту историю! Что-то я ни как не сориентируюсь с пересчётом на корпуса и армии Отечественной войны. Трудно сопоставить потери.
Iva, численность корпуса русской армии примерно 30 тысяч активных штыков. Так что в ходе боев выбыло примерно 40% боевого состава. У немцев примерно 23 тысячи, так что с учетом неполного состава их потери были примерно такими же в процентном отношении. В гродненский боях с обоих сторон действовали по 1.5 корпуса.
Сравнивать с армией времен Второй мировой очень сложно ввиду резкого насыщения огневыми средствами в ходе войны и уменьшения численности пехоты первой линии. Так если сравнивать русскую пехотную дивизию начала Первой мировой и советскую стрелковую Второй мировой, то надо отметить что число стрелковых взводов примерно равной численности уменьшилось с 256 до 81. При этом число станковых пулеметов выросло с 32 до 166, легких пушек с 48 до 88, тяжелых орудий, минометов и ручных пулеметов у русской дивизии не было вовсе. Как тут сравнивать.
Да и изменились дистанции боя, плотности войск в обороне и наступлении, система организации обороны и много чего ещё. Сравнивать можно разве что дивизии 1917 года. И то сходство будет только частичное.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Скат, Спасибо! - Понятно! Просто меня поражает количество убитых за один бой. В Отечественную войну такое количество потерь встречалось редко, разве что в пределах потерь Армии.
Iva (05.12.2018, 09:32) писал:Скат, Спасибо! - Понятно! Просто меня поражает количество убитых за один бой. В Отечественную войну такое количество потерь встречалось редко, разве что в пределах потерь Армии.
А в Первую мировую это частое явление. Но тут надо отметить что основная причина - это высокая концентрация войск в первой линии, низкая концентрация артиллерии и атаки необученной пехоты в плотных порядках на неподавленную оборону. Во Второй мировой такое было большой редкостью. Да и справедливости ради в Первую мировую тоже - бои 1914-1915 года это самые кровавые бои русской армии. Да и не только русской - французы также потеряли 2/3 потерь в это время. И это при том что 1915 год был на их фронте самым спокойным за войну, именно в этот год они понесли наибольшие потери. Как и немцы, которые именно в первый год войны (по их официальной статистике с 1 августа 1914 по 1 августа 1915) потеряли на Восточном фронте 40% от общих потерь на этом фронте за всю войну.
Но со статистикой очень печально у всех сторон конфликта. Наихудшая ситуация с учетом была в русской армии. Так по официальным данным число погибших в Первую мировую в русской армии по данным учетных карточек составляло 626 440 человек, в то же время подсчеты по армейским сводкам дают более 1,2 миллиона. По наиболее полным подсчетам число погибших в русской армии около 1,9 миллиона человек.
Но и в немецкой армии учет был не намного лучше и опираться на их официальную статистику сложно. Так по немецким официальным данным нарастающим итогом из помесячных сводок на 1 августа 1918 года 764,7 тысячи убитых и 766,5 тысяч пленных и пропавших без вести. Согласно другим официальным германским данным от Верховного командования, к 1 ноября 1918 года потери германских вооруженных сил составили 1,6 млн убитыми и умершими от ран, 203 тыс. пропавшими без вести, 618 тыс. пленными и 4064 тыс. ранеными. В то же время страны Антанты только на Западном фронте взяли 774 тыс. германских пленных. Это не считая взятых на Восточном, Итальянском, Балканском и других фронтах, а также пленных из состава флота... По уточненным официальным цифрам потерь германской армии и флота опубликованным в 1922 году они составляли 55 181 офицер и 1 753 364 солдата убитыми и 98 565 офицеров и 4 148 578 солдат ранеными.
Так что как и в случае со Второй мировой - немецкие потери это очень большая загадка.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Iva, ну тут сложно сказать - потери советской армии за 2,5 года войны (время активного участия России в Первой мировой) превысили потери российской - 10.5 млн. против 8.5 млн. И даже без пленных выше. Просто хорошая организация медслужбы и прогресс медицины обеспечили лучшую выживаемость раненных. Так что насчет ужасающих потерь вопрос спорный.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Скат (05.12.2018, 22:14) писал:Так что насчет ужасающих потерь вопрос спорный.
Я имел ввиду не общие потери в войне, а потери за отдельный бой! Причём не только русско-немецко/австрийские, но и англо/французско-немецкие. Само-собой разумеется, сопоставлять общие потери этих войн, по меньшей мере не корректно.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"