Одним из символов нашей истории является крейсер «Варяг». Его бой с многократно превосходящей по силам вражеской эскадрой стал самым первым подвигом русско-японской войны. Однако для Японии война 1904-1905 гг. не была первой. Ровно за десять лет до войны с Россией Япония воевала с Китаем. Тогда военные успехи японцев полностью затмили их противников китайцев. Мир представлял их исключительно как отсталый народ, не способный оказать хоть какого-то организованного сопротивления. Между тем в войну 1894-1895 гг. в действиях китайской армии и флота было немало примеров трагического героизма, столь знакомого по нашей, русско-японской, войне. И если героический подвиг экипажей "Варяга" и "Корейца" навеки вошел в народную память, то, наверное, заслуживает упоминания и подвиг китайских моряков, сражавшихся с тем же врагом, но на десять лет раньше. Китай, неизмеримо превосходящий Японию размерами, населением, ресурсами, к концу 19-го века оказался значительно слабее своей островной соседки. Главной причиной тому были разные подходы к преодолению отсталости, выявившейся при контактах с европейцами. С 1860-х гг. и китайцы, и японцы предпринимали активные меры по модернизации своих стран. Однако если Япония произвела полную перестройку всей социально-экономической системы ("революция Мэйдзи"), то в Китае внедрение европейских достижений шло при сохранении прежних порядков. Главным двигателем китайских преобразований был наместник столичной Чжилийской провинции Ли Хунчжан. Именно он организовал у себя оснащенные и обученные по-современному сухопутные и морские силы - всё же слишком незначительные для такой огромной страны. Тем не менее, флот императорского Китая не был не жалок и беспомощен, как это часто пытались представить после японо-китайской войны. По словам капитана русского крейсера "Адмирал Нахимов", буквально в самый канун войны присутствовавшего на маневрах китайской эскадры, корабли содержались хорошо, действовали четко и быстро. И, хотя по боевой подготовке японцы значительно превосходили китайцев, китайские экипажи вполне освоились с современной корабельной техникой, имели высокий боевой дух. Не стоит абсолютизировать и тезис о катастрофической отсталости китайского флота в сравнении с японским. Японский флот тоже изобиловал старыми судами, а в китайском присутствовали корабли, поставленные за считанные годы до войны. Принципиальное превосходство Японии было, скорее, в ярко выраженном наступательном, "крейсерском" характере ее флота, тогда как китайцы создавали типичный оборонительный флот из тихоходных тяжеловооруженных мониторов и канонерок. В этом имелся смысл при возможном столкновении Китая с европейскими державами, чтобы воспрепятствовать высадке их десантов вблизи от Пекина. Но в случае войны с Японией тихоходные китайские корабли не могли защитить периферийные участки побережья, тем более - организовать морскую блокаду Японских островов. Таким образом, речь идет не столько об отсталости, сколько об ошибочности общей концепции развития флота, недооценке необходимости вести наступательные действия. Как и позднейшая русско-японская, японо-китайская война началась, в основном, из-за Кореи. Согласно двусторонним соглашениям, Китай и Япония считались равно ответственными за ситуацию на нестабильном Корейском полуострове и имели право посылать туда строго одинаковое количество войск. Летом 1894 г. это равновесие было нарушено, Китай и Япония перебрасывали в Корею всё новые войска, обвиняя друг друга в нарушении соглашения. Происходила быстрая эскалация конфликта. Война, однако, еще не была объявлена. В силу неразвитости сухопутной транспортной сети обе стороны переправляли войска в Корею в основном морем. Япония высаживала десанты в Чемульпо, Китай - чуть южнее, в Азане. Два транспорта с китайскими войсками уже прибыли в Азанскую бухту, ожидалось прибытие третьего. В Азане базировалась небольшая китайская военная флотилия. Основную ее силу составлял крейсер 3-го класса "Цзи-Юань". Командовал кораблем 40-летний капитан Фонг Бо Кан, за свои выступления против засилья иностранцев на китайском флоте прослывший реакционером. Капитану Фонг также подчинялись другие корабли флотилии - крейсер 4-го класса "Гуан-Ши" и посыльное судно "Цзян-Чжан". Рано утром 25 июля 1894 г. к Азанской бухте подошел так называемый "Летучий отряд" - ударное соединение японского флота из его лучших бронепалубных крейсеров 2-го ранга "Иосино", "Нанива", "Такачихо" и "Акицусима". Японской эскадрой командовал державший флаг на "Иосино" 51-летний контр-адмирал Козо Цубой, который до войны возглавлял японскую военно-морскую академию. Капитанами крейсеров "Нанива" и "Акицусимы", которые вместе с "Иосино" сыграют основную роль в предстоящем бою, были будущие знаменитые адмиралы русско-японской войны 47-летний Хэйхатиро Того и 43-летний Хиконёдзй Камимура. События в Азане 25 июля 1894 г. во многом напоминают то, что произойдет 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 г. в соседнем корейском порту Чемульпо. И там, и там внезапное начало войны застало пару кораблей перед лицом многократно превосходящих сил противника, совпадающих даже, частично, по своему составу: в 1904 г. "Нанива" и "Такачихо" еще будут посланы против "Варяга". Принципиально отличались главные задачи японских эскадр в двух операциях. В 1904 японская эскадра будет обеспечивать высадку собственного десанта, а в Азане в 1894 "летучий отряд", наоборот, должен был не допустить десанта китайцев. Но у противников японцев - у китайцев в Азане, и у русскими в Чемульпо была одна задача - вырваться из ловушки, прорваться к своим.
Как и крейсер "Варяг" в России, крейсер "Цзи-Юань" был в Китае "варягом" - то есть судном иностранной постройки. Впрочем, на тогдашнем китайском флоте (как, впрочем, и на японском) подавляющее большинство кораблей были заграничного производства. "Цзи-Юань" родился в Германии, на верфи кораблестроительной фирмы "Вулкан" в Штеттине (ныне польский Шецин). Первоначально он планировался как третий броненосец в серии, заказанной Китаем у Германии. Однако средств не хватило, и вместо броненосца пришлось строить гораздо меньший корабль. Заложенный 31 января 1880 и спущенный на воду 2 ноября 1883 г. "Цзи-Юань" был 75 метров в длину при 2,4 тысячи тонн водоизмещения. Крейсер имел сводчатую бронепалубу в 3 дюйма толщиной над трюмом с судовыми механизмами; 2-дюймовая бронязащищала боевую рубку и две вращающиеся орудийные башни. При небольших размерах "Цзи-Юань" был достаточно сильно вооружен: два 210-миллиметровых (8-дюймовых) орудия в передней башне и одно 150-миллиметровое (6-дюймовое) в задней, кормовой. Дополнительное вооружение составляли четыре 76-миллиметровых и девять малокалиберных орудий, а также четыре торпедных аппарата. В экипаже "Цзи-Юаня" было 182 матроса и 20 офицеров. Сопровождавший "Цзи-Юань" меньший крейсер "Гуан-Ши" спустили на воду в 1892 г. в китайском Фучжоу. Это было патрульное судно таможенной охраны в 1,3 тысячи тонн водоизмещения, вооруженное тремя 120-миллиметровыми орудиями, а также четырьмя торпедными аппаратами. Экипаж "Гуан-Ши" составлял 180 человек. Третий китайский корабль - посыльное судно "Цзан-Чжан" - представлял собой 600-тонный пароход с деревянной обшивкой, построенный в Фучжоу еще в 1879 г. Имевшееся у него в начале артиллерийское вооружение (шесть дульнозарядных пушек калибра 160 и 100 мм) к 1894 г. было заменено несколькими малокалиберными скорострелками. Собственно отнести его к военным кораблям можно было только условно. Направление в угрожаемый период в отдаленный порт столь небольшой флотилии может показаться безответственным шагом китайского командования. Однако, в момент прибытия китайских кораблей в Азан морские силы Японии в Корее ограничивались слабыми судами - "Такао" и "Яйеяме" и несколькими корветами, наблюдавшими за выгрузкой передовых японских отрядов в Чемульпо. Таким образом, посылка "Цзи-Юаня" и "Гуан-Ши" было сбалансированным ответом на действия японцев. Малые китайские крейсера в Азане вполне могли противостоять японским в Чемульпо. Но против "Летучего отряда" флотилия капитана Фонга, разумеется, не имела никаких шансов. Если сопоставлять тактико-технические данные, крейсер береговой обороны "Цзи-Юань" напоминает, конечно же, не крейсер 1-го ранга "Варяг" а, скорее, канонерскую лодку "Кореец". Китайский крейсер, правда, был несколько крупнее русской канонерки и лучше бронирован, но их основное вооружение практически аналогично - два 8-дюймовых орудия впереди и одна ретирадная 6-дюймовка. Можно представить, в насколько более тяжелом положении находились бы русские в Чемульпо в 1904 г., если против японских крейсеров у них был бы один "Кореец", без "Варяга"! Сопоставляя сражение в Азане и Чемульпо, нельзя делать слишком большую скидку на слабость эскадры Цубоя по сравнению с противостоявшей "Варягу" эскадрой Урио. Любой из японских крейсеров в 1894 г. был намного сильнее "Цзи-Юаня". В бою ему непосредственно противостояли два из них - "Нанива" и "Иосино". Крейсер "Нанива" - однолеток "Цзи-Юаня" (построен в 1885 г. в Англии), но представлял собой корабль совершенно другого класса. Не считая малокалиберных, "Нанива" была вооружена двумя 254-миллиметровыми (10-дюймовыми) и шестью 151-миллиметровыми (6-дюймовыми) орудиями, что было очень много для крейсера водоизмещением в 3,6 тысяч тонн. Флагман адмирала Цубоя крейсер "Иосино" был построен также в Англии. При водоизмещении в 4,1 тыс. тонн он был вооружен четырьмя 152-миллиметровыми и восемью 120-миллиметровыми орудиями. Что касается остальных японский кораблей, то "Такачихо" являлся систершипом - двойником "Нанивы", а "Акицусима" (единственный у Цубоя крейсер японской постройки, самый маленький из "летучих" крейсеров) при 3,2 тысячи тонн водоизмещения имел вооружение из четырех 152-миллиметровых и шести 120-миллиметровых орудий. Экипажи четырех японских крейсеров составляли 1400 человек против 380 на двух китайских кораблях; 14,5 тысяч тонн суммарного водоизмещения против 3,7; 38 орудий среднего и крупного калибра против 6 китайских! Продолжая сравнения сражений двух войн, отметим, что командир "Варяга" Руднев заранее получил от японцев извещение о начале военных действий, а Фонг Бо Кан на "Цзи-Юане" был атакован совершенно внезапно. Правда, в отличие от "Варяга", "Цзи-Юаню" в Азане не надо было пробираться сложным фарватером - японцы не побоялись выпустить тихоходный китайский крейсер в открытое море. Или же, напротив, побоялись связываться с мощным кораблем береговой обороны на узком пространстве бухты и ждали, пока тот не отойдет подальше в море, где у быстроходных японских крейсеров будет больше пространства для маневра Как впоследствии заявили японцы, они стали объектом неспровоцированной торпедной атаки со стороны "Цзи-Юаня". Впрочем, эта версия с самого начала вызывала большие сомнение. Японцы и сами путались в своих утверждениях. Говорилось, например, что адмирал Цубой ожидал встретить в Азане "Такао" и "Яйеяму", и не обнаружив их, предположил уничтожение японских судов китайцами, и естественно начал против них боевые действия. Правдоподобным выглядит описание событий китайцами. Итак, 25 июля 1894 г. Jтношения между Японией и Китаем на грани разрыва, однако война еще не начата (официально она будет объявлена только 1 августа). Около 9 часов утра по местному времени флотилия капитана Фонга - "Цзи-Юань", "Гуан-Ши" и "Цзан-Чжан" снялись с якоря и вышли из бухты Азан, чтобы встретить в море очередной прибывающий транспорт. В узком проходе китайцев стали сопровождать три японских корабля - "Нанива", "Акицусима" и "Иосино". Четвертый крейсер, "Такачихо", находился, видимо, где-то в отдалении. Маневрируя для выхода в море, китайские и японские корабли опасно сближались друг с другом. Рядом с "Цзи-Юанем" шел крейсер "Нанива", которым командовал капитан Того, будущий адмирал, победитель при Цусиме. Именно кораблю Того было суждено сделать первые выстрелы в японо-китайской войне. Уже выйдя в открытое море, близ острова Фунгдо, японцы внезапно дали по "Цзи-Юаню" залп с расстояния всего в 300 ярдов (274 метра) - практически в упор. Один из снарядов попал, пробив броню, в рубку, где было убито два офицера - лейтенант и мичман. Их разнесло на куски, так что оторванная голова лейтенанта (артиллерийского офицера) повисла на переговорной трубе. Рулевое управление корабля вышло из строя, перестали действовать и системы внутренней связи. Капитан Фонг приказал открыть ответный огонь. Прозвучало несколько выстрелов из малокалиберных орудий, китайцы добились попадания в одну из офицерских кают "Нанивы". Из-за опасности подрыва осколками снаряженного к бою торпедного аппарата минный офицер разрядил его выстрелом. Видимо, этот неприцельный выпуск торпеды японцы и пытались выдать за коварное нападение. Японцы обрушили на "Цзи-Юань" второй залп. Китайский корабль лишился своего основного вооружения. Отрикошетив от броневой палубы, японский снаряд ударил под низ носовой башни, разрушил механизм подачи боеприпасов и вывел из строя одно из башенных 8-дюймовых орудий. Потом в верх башни ударил второй снаряд, пробил броню и разорвался внутри. У носовых орудий погибли офицер и шесть человек прислуги. Снаряды разнесли жилые помещения, взрыв на кожухе дымовой трубы убил несколько кочегаров, накренилась пробитая мачта. Горели обломки шлюпок, в палубе и бортах зияли огромные бреши. Повсюду виднелись искалеченные трупы, искореженные палуба и надстройки были залиты кровью, которая забрызгала даже верхушку трубы. Имеются свидетельства, что при обстреле на "Цзи-Юане" вспыхнула паника, матросы бросились с охваченной огнем палубы вниз, и офицерам пришлось возвращать их к постам под дулами револьверов. Однако, даже если эти случаи имели место, рядом с ними приводят примеры настоящего героизма. Очень быстро под обстрелом на "Цзи-Юане" было восстановлено рулевое управление. Привод к штурвалу ремонтировали немецкий инженер-механик Гофман и его китайский помощник. Они работали на ощупь, среди дыма от разрывов снарядов, среди обломков и тел погибших, протягивали временные румпель-тали. Китаец-помощник был убит осколком разорвавшегося рядом снаряда, его кровь обдала европейца с головы до ног. Однако штурвал вновь действовал, и "Цзи-Юань" получил шанс на спасение. Несмотря на ужасающие последствия расстрела с близкой дистанции, машины китайского корабля не пострадали. Японские снаряды пробивали легкую броню боевой рубки и орудийных башен, но рикошетили от броневой палубы, защищавшей котлы и судовые механизмы. Но, скорее всего, "Цзи-Юань" спас самопожертвенный подвиг идущего следом "Гуан-Ши". Если слабовооруженный "Цзан-Чжан" попытался бежать, но сдался при первых выстрелах, то "Гуан-Ши" сам открыл огонь по "Наниве". Капитан Того, видимо, решил, что "Цзи-Юань" уже обречен, и обратил все силы на нового врага. Китайский патрульный корабль сражался с "Нанивой", а потом еще и с "Акицусимой". "Гуан-Ши" успел выпустить по противнику весь запас снарядов, но сам тонул от многочисленных пробоин. Он направился к берегу и выбросился на камни. Японцы продолжали огонь по храброму кораблю, получившему не менее 30 прямых попаданий. Последнее, по всей видимости, попало в одну из находившихся на борту торпед. Взрыв уничтожил всю кормовую часть "Гуан-Ши". Из всего экипажа уцелело лишь 18 человек, добравшихся до берега. Бой с "Гуан-Ши" на время отвлек внимание от "Цзи-Юаня", и сильно поврежденный корабль стал уходить в море. В погоню устремился "Иосино" - флагманский корабль адмирала Цубоя. При сдаче в строй менее года назад "Иосино" был признан самым быстроходным крейсером в мире, он мог выдавать 23 узла. "Цзи-Юань" когда-то выдавал 15 узлов, сейчас, с прогоревшими котлами и изношенными механизмами - гораздо меньше. Казалось, китайский корабль был обречен. Против трех стрелявших вперед новейших скорострельных 6-дюймовых орудий японского крейсера у "Цзи-Юаня" была единственная устаревшая 6-дюймовка в кормовой башне. Положение осложнялось тем, что это орудие не могло действовать, так как на корме по мирному времини стоял для укрытия от солнца ютовый тент. На его разборку уже не было времени, и полотняный тент снесли орудийным выстрелом в упор, хотя имелся риск взрыва хранящихся внизу мин. Кормовое орудие теперь могло вести огонь по противнику, но скоро в башню попал японский снаряд. Три человека из расчета были убиты на месте, четвертый, пытавшийся бежать, - у дверцы башни. У орудия остался последний канонир. По современной китайской версии у орудия осталось двое - матросы Ван Го Чен и Ли Ши Мао: первый был наводчиком, второй подносил снаряды. Одиночное орудие продолжало дуэль с настигающим "Цзи-Юань" вражеским крейсером и каким-то чудом добилось попадания. По китайской версии снаряд попал прямо в мостик "Иосино" (пример такого совершенно фантастического попадания был недавно показан в отечественном фильме 'Адмирал') из-за чего японский флагман на время утратил управление и прекратил преследование. По японской версии, остановить погоню их заставил сгустившийся над морем туман и неполадки в машине. По версии русских наблюдателей на японском флоте, китайский снаряд попал не в мостик, а в корпус "Иосино", у самой ватерлинии, так что стало заливать угольную яму. Видимо, из-за этого угрожающего затоплением попадания японцы и остановили преследование, чтобы заделать пробоину. В продолжавшемся 1 час 15 минут сражении команда "Цзи-Юаня" потеряла 16 человек убитыми и 25 ранеными.
В 1894 г. "Цзи-Юань" повезло больше, чем "Варягу" в 1904 г. Китайский крейсер сумел вырваться из западни и на следующий день 26 июля прибыл в Вейхавэй - главную базу китайского флота. Он ужасал своим видом, будто побывав в страшном кораблекрушении, - с беспорядочно свисающими, изорванными снастями, с пробитой во многих местах палубой, загроможденной грудами обломков и неубранными телами погибших. Командующий китайским флотом адмирал Тинг Жу Чанг щедро наградил исправившего рулевой привод механика "Цзи-Юаня" и канонира, поразившего японский крейсер. Капитан Фонг Бо Кан, в отличие от капитана Руднева, был не только не награжден, но и приговорен к смертной казни. В вину командиру "Цзи-Юаня" ставилось то, что его корабль оставил без защиты транспортное судно, идущее в Азан. Разумеется, если бы "Цзи-Юань" остался около бухты, у него не было бы никаких шансов защитить транспорт от превосходящих сил японцев. Но, возможно, капитан Фонг действительно имел шанс встретить подходивший транспорт в море и повернуть назад, предупредив, что японцы начали боевые действия. Транспортом, который должен был доставить 25 июля в Корею очередной китайский отряд, был зафрахтованный английский пароход "Коушинг". Когда он приблизился к Азану, то был остановлен крейсером "Нанива". На "Коушинге" находилось 1200 китайских солдат и офицеров. После отказа китайцев сдаться, "Нанива" расстреляла и потопила пароход. На торпеды и огонь тяжелой корабельной артиллерии китайцы отвечали с палубы ружейными залпами, до самого конца не прекращая стрельбу с тонущего корабля. После потопления "Коушинга" японцы уничтожали спасательные шлюпки и добивали из пулеметов плавающих в воде, поднимая к себе на борт только англичан. Триста добравшихся вплавь до берега китайцев были спасены подошедшими нейтральными военными кораблями - французской канонеркой "Лион" и германской "Ильтис". Китайский отряд, высаженный с двух первых транспортов, покинул Азан и после тяжелого марша по горам обошел уже занятый японской армией Сеул и соединился с китайскими войсками у Пхеньяна. Конечно, гибель тысячи солдат на "Коушинге" - достаточное основание для смертного приговора. Тем не менее, капитан Фонг Бо Кан был условно помиловал, чтобы искупить вину в новом сражении. "Цзи-Юань" поставили в ремонт и вскоре вернули в строй. Спасение Фонгом своего корабля имело важное значение, поскольку китайцы получили ценные сведения о боевых свойствах оружия противника и сделали из этого необходимые выводы. Как выяснилось, японские снаряды вызывали многочисленные пожары - китайские корабли максимально разгрузили от горючих материалов, а палубы во время боя было приказано постоянно поливать водой от работающих на малую мощность помп. Стало ясно, что тонкая броня артиллерийских щитов и легких башен не может противостоять современным снарядам - орудийные щиты были сняты и заменены брустверами из мешков с песком. В дальнейшем, в сражении у устья Ялу, полученные "Цзи-Юанем" трагической ценой сведения спасли много жизней китайских моряков, потери от вражеского огня оказались довольно скромные. После прибытия в Вейхавэй "Цзи-Юань" был сразу отправлен в Порт-Артур, где находилась главная ремонтная база китайского флота. 12 сентября китайская эскадра была отправлена конвоировать транспорты с войсками в устье Ялу (Ялуцзян) - реки, разделяющей Китай и Корею. 17 сентября 1894 г. близи устья Ялу произошло решающее морское сражение японо-китайской войны. Победа японцев, вопреки обычным оценкам, не была столь однозначна. Китайцы до конца защищали транспорты и не дали пройти к ним японцам, которые вынуждены были отступит, израсходовав боеприпасы. Правда, японцам удалось потопить четыре китайских крейсера, а еще один сел на мель и также был потерян. Однако и китайцы вывели из строя четыре японских корабля, включая флагманский японский крейсер "Мацусима". Иногда казалось, что только скверное качество китайских боеприпасов спасло японцев от катастрофы. Выпущенный по "Мацусиме" снаряд подбил снаряженный торпедный аппарат и ударил потом в цистерну с маслом. Взрыв мог разом уничтожить весь корабль, но китайский снаряд оказался начинен вместо взрывчатки цементом. Китайцы показали в сражении необыкновенную храбрость, смело шли в атаку, пытаясь на своих тихоходных кораблях таранить маневренного противника. Даже когда китайские крейсера горели и тонули, они продолжали вести огонь. Трусость в бою проявили всего два корабля, покинувшие в разгар боя сражение. Одним из них был "Цзи-Юань". Возможно, "Цзи-Юаню" просто не повезло. Из-за поломок в машине он шел в бой среди отставших, на левом фланге общей линии. По этим, отставшим, слабейшим в китайской эскадре кораблям и ударили обошедшие главные силы адмирала Тинга крейсера "Летучего отряда" адмирала Цубоя - те самые, с кем "Цзи-Юань" уже сталкивался в Азане. Японцы вызвали среди китайцев замешательству, разрушив их строй, и сразу подожгли два малых крейсера "Ян-Вей" и "Чао-Юн". Получил повреждения и "Цзи-Юань", потеряв пять матросов убитыми. Когда он вырывался из общей свалки, то протаранил и потопил оказавшийся на пути "Ян-Вей", возможно, не разобравшись в окутавшем море густом дыму, что корабль свой. Есть свидетельства, что команда "Цзи-Юаня" была уверена, что атакует японца. В японском флоте тоже был старый крейсер английской постройки, однотипный "Ян-Вею" ("Цукуси", не участвовал в битве при Ялу). После столкновения с "Ян-Веем" "Цзи-Юань" вышел из боя, взяв курс на Порт-Артур. Если бы "Цзи-Юань" действительно потопил японский корабль, капитан Фонг стал бы героем. Но после сражение его представили как одного из главных виновников неудачи, трусливо покинувшего сражение, в котором другие нашли героическую гибель. Оставивший записки о битве американский инструктор Мак-Гиффин живописует "млодушие" капитана Фонга, сбежавшего очень скоро после начала сражения. Правда, Мак-Гиффин сообщает, что видел уходящий прочь "Цзи-юань" с палубы броненосца "Чин-Юань" в 2 часа 45 минут, тогда как битва началась, по его же словам, в 12.20. То есть "Цзи-Юань" всё же был в бою более двух часов. В оправдания Фонгу приводят свидетельства, что "Цзи-Юань" отступил, когда его кормовое орудие было подбито, а у носовых повреждены механизмы заряжания, так что дальнейшее участие в сражении корабля теряло смысл. Это опровергается Мак-Гиффином. утверждавшим, что вражеский снаряд повредил на "Цзи-Юане" лишь одну, кормовую, пушку, к тому считая это попадание дополнительным свидетельством бегства корабля с места боя. В ходе сражения густой дым мешал наблюдать за ситуацией вокруг, команда слышала со стороны только гул выстрелов. Перед боем адмирал Тинг дал распоряжение командирам действовать по собственному усмотрению. Приказ оказался верным, в ходе сражения на флагманском китайском броненосце была разбита сигнальная площадка, и управление эскадрой стало невозможным. Правда, другой приказ Тинга предписывал кораблям держаться в бою вместе и помогать друг другу. Этот приказ капитан Фонг не выполнил. Но он, во всяком случае, принял все меры к спасению корабля. Из-за тарана был повреждена носовая часть, и вода хлынула потоком в трюм, но команде удалось закрепить водонепроницаемые переборки и остановить затопление. Впрочем, оправдания не были приняты во внимание, и 23 сентября капитан Фонг по императорскому указу был казнен в Порт-Артуре. В последующем "Цзи-Юань" разделил общую судьбу китайского флота. После потери пяти крейсеров он уже значительно уступал японцам, сумевшим быстро ввести в строй корабли, поврежденные у Ялу. У китайцев был уже сломлен боевой дух, флот уже не выходил из Вейхавэя в море. На суше полное превосходство было у японской армии, только с наступлением снежной зимы китайцам удалось остановить противника в Маньчжурии. Однако в январе 1895 г. японцы высадились близ Вейхавэя. В отличие от русского Порт-Артура в 1904 г., китайская военно-морская база держалась недолго. Эскадра Тинга, впрочем, продолжала сражаться, даже когда город был в руках у японцев. Китайские корабли стояли у острова, прикрывавшего бухту и вели перестрелку с японским флотом и войсками. Часть из них были потоплена во время ночных атак японских миноносцев, часть - огнем с захваченных японцами береговых батарей. "Цзи-Юань", кажется, пострадал меньше других, до самого конца сохраняя боеспособность. 12 февраля 1895 г. адмирал Тинг капитулировал, вытребовав свободный выход для своих моряков. Сам адмирал и несколько других высших офицеров покончили с собой. Один из находившихся еще на плаву китайских броненосцев был взорван командой. Второй, уже потопленный, японцы потом подняли и включили в свой флот. Перешел к японцам и "Цзи-Юань", также как и "Варяг" десять лет спустя. В японском флоте "Цзи-Юань" переименовали в "Сай-Иен" и переквалифицирован в канонерскую лодку, каковой он, в сущности, и являлся. На старый корабль поставили новые котлы и машину. Перед русско-японской войной "Сай-Иен" стоял в качестве стационера в Чемульпо, где мог оказаться рядом с русским стационером "Варяг". Однако двум кораблям со сходной судьбой не было уготовано сойтись в смертельной схватке. Незадолго до начала боевых действий "Сай-Иен" отправился в другой корейский порт для обеспечения безопасности японских переселенцев. Вторую свою войну "Сай-Иен" начал, захватив 24 января 1904 г. в Цусимском проливе русский пароход "Екатеринослав", который был отконвоирован в занятый японцами корейский Пусан. В дальнейшем "Сай-Иен" входил в состав 7-го боевого отряда (из малых устаревших кораблей). Вместе с эскадрой адмирала Того корабль участвовал в блокаде Порт-Артура, содействовал осаждающим крепость войскам генерала Ноги. 17 ноября 1904 г. "Сай-Иен" подошел к Голубиной бухте, чтобы поддержать огнем своей артиллерии японские части, штурмовавшие гору Высокую, и погиб, подорвавшись на русской мине.
Статья принадлежит Дмитрию Никитину.
Благими намерениями вымощена дорога к AD (c) Старший сержант запаса.
AD, к таким интересным текстам, да еще пару картинок бы... Ну ломает столько букоф подряд и без всяких иллюстраций. Ладно я хоть примерно представляю, что такое боевой корабль конца 19-го начала 20-го века...
Ну, по-перше, Моргуни та Резуни поцікавіші від тих, хто публікує чужі статті. По-друге, цей "роман степанович" прослужив достатньо років конструктором (в погонах) танків та суміжної до них техніки (з зареєстрованими винаходами), щоб прислухатися до таких порад. По-трете, я просто порекомендував вивчити спочатку історію тієї землі, на якій живеш (чи існуєш), а потім вже вичитувати щось про китайців. Краще б вже опублікував щось з переходу "великих моряков" з Кронштадту до Цусімського позорища чи чому чесько-німецький автомат назвали ім\'ям якогось алкоголіка Калашнікова. Чи хоч я розкажу як в 60-х нам майбутнім конструкторам танків під грифом "секретно" давали матчасть "Тигра". Мої однокашники до цих пір тужаться в КБ Морозова, розробляючи для вас "Булати", але ви тратите час на байки про китайського близнюка "Варяга" замість того, щоб заробляти гроші на свою військову техніку. Повторюю для "непонятливых", що "Варяг" є символом не нашої історії, а "вашого невігластва". Дізнайся спочатку "історик", чому Кременчук лиш подібні невігласи перейменували в "Кременчуг", спотворивши цю тюркську назву. А ти знов "про велич твоєї любимої напіврозваленої імперії".
роман степанович-где бы вы не служили,но когда человек сразу демонстьррирует свое незнание темы , в сочетании с апломбом, то это о нем хорошо не говорит. Может , вы сначала почитаете литературу и не будет убивать В .Белого в русско-япрнской войне,когда он умер в 1911 году ? Хотите писать о танках -пишите,но в соответствующей теме.Хотите писать о своей родине -пишите, но в соответствующей теме. Хотите обозвать Калашникова алкоголиком - пишите,только знайте,что алкоголики столько не живут. Желаете доказать обратное -для этого есть тема о Калашиникове. Будете обвинять меня в том,что я только чужие работы пишу -и тут вы не хрена не знаете.У меня есть и научные работы, и учебник. А охота поныть,как о все лично об вас и ваших единомышленников ноги вытирали- откройте соответствующую тему.А будете учить кого-то про что ему писать,не имея ни малейшего морального авторитета - вам могут подсказать, куда вам идти.
Благими намерениями вымощена дорога к AD (c) Старший сержант запаса.
Спасибо за эту информацию. Я как раз закончил читать пару романов В. Пикуля, как раз за этот период, и как раз за военно морские силы. Всегда уважал людей с понятием ЧЕСТЬ. Не боявшихся идти на смерть.
"Не верь моей улыбке. Улыбка- это всего лишь движенье мускул лица. А я могу воткнуть тебе в спину нож не переставая улыбаться..."
AD писал:Желаете доказать обратное -для этого есть тема о Калашиникове.
Свят-свят-свят... За что мне такой подарочек???
nikolay13 писал:Всегда уважал людей с понятием ЧЕСТЬ. Не боявшихся идти на смерть.
Дык отож... Такое создается впечатление, что за каждым моряком с "Варяга" или "Цзи-Юань" стояло по злобному офицеришке с "Маузером" наготове... Ну недоступно кому-то понять, что на смерть можно идти потому что просто так надо и другой вариант просто не рассматривается.
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
"Історику", дізнайтеся що привело до смерті генерала Білого. Оце вболівання за бездумно загубленими душами земляків з Кубані і довело його до могили. Людина від того невігластва так і не оправилася. Вибачте, я не проти ваших тут "рассуждений". Просто за мої роки мене вже добре дістали подібні побрехеньки про "величие" незбувшогося 3-го Риму. І що ще добиває, то подібне копіювання і наших псевдопатріотів, які теж доходять до того, що українець придумав колесо. А факт є фактом - українці та росіяни відносяться до найвідсталіших народів Європи, тому їх скопом (разом з узбеками та іншими) за кордоном називають "рашен". І ось цей "рашен" замість поправки свого невігласького становища весь час горделиво кричить "Врагу не здается...", потопаючи в п'янстві та наркоманії. На жаль я теж відношуся в якійсь мірі до цього "рашен", бо бувши вихований би в англо-сакській витримці, я б не став так реагувати на деякі дурниці на цьому сайті. Вибачте, якщо заліз в ваше кременчуцьке корито своїм рилом, але до цих пір я його сприймаю зі столиці за своє, хоча подібного хватає і тут, бо ми є всі постсовковими .......
роман степанович , ну не позорьтесь .Где это видано,чтобы у человека ,"переживающего за свою Кубань",от этих переживаний за передел земли(а именно эта проблема и взаимоотношения с иногородними Кубань тогда беспокоила) ногу отрезали ? В Порт-Артуре ,где он воевал ,были Восточно -Сибирские полки. Несколько кубанцев там нашлись бы ,но считать Порт-Артур могилой кубанцев -это уже слишком. И то он после этого два года прожил. Здесь собрание людей,которые занимаются тем ,что интересно. Деньги на "Оплоты" они зарабатывают стране в рабочее время. А вы невежливо лезете своим ...(сами признали чем) к людям да еще и демонстрируете незнание даже о том,что говорите. А после этого ноете,что никто вас за рубежом не любит. А кто будет любить незнающего, невоспитанного,но самоуверенного?
Благими намерениями вымощена дорога к AD (c) Старший сержант запаса.
І як оті кляті декілька кубанців попали в \"дальневосточнные полки\" історія промовчить. Це точно так, як Керенський організував Красную армію 23 лютого, а Литва добровільно ввійшла до складу більшовицької імперії, а Пьотр І взяв в полон турецького султана (а не навпаки). Ні, все таки інженери у нас були, а ось з істориків кафедра марксизму-ленінізму зробила сурогат. І ось плоди цього сурогату Москва не хоче міняти, бо \"передел\" цієї історії покаже справжню суть її перебування в ній. З подібними плодами ми й маємо справу. Так що гроші на \"Булат\" нам прийдеться заробляти в іншому місці. А про добу князів Острожських нам розкажуть незаангажовані московською історієграфією фахівці. А ці будуть продовжувати вішати історичну локшину на вуші кременчужан.
роман степанович,сначала наведите порядок в ваших познаниях,потом кого-то обвиняйте в собственном незнании.На князьях Острожских история не заканчивается. Да и зачем требовать,чтобы писали именно о них ? Это не забытая страница. О них достаточно много написано. Да и к городу Кременчугу они тоже имеют весьма отдаленное отношение.
Добавлено спустя 1 минуту 46 секунд:
По просьбе об Острожском. ВЕДРОША
— приток Днепра, протекающий в 5 вер. от г. Дорогобужа. Здесь 14 июля 1500 г. разыгралось большое сражение рус.-литовск. войны, веденной Иоанном III. В конце XV в. ясно обозначилось тяготение з.-рус. областей к Москве. Перешел на моск. службу кн. Семен Иванович Бельский, его примеру последовали даже потомки Шемяки, непримиримого врага моск. князей. Иоанн III стал обладателем Чернигова, Стародуба, Гомеля, Рыльска, Новгорода-Северского. Литва не могла помириться с этим, и война стала неизбежной. Иоанн III не медлил; послав кн. Литовскому Александру Казимировичу "складную грамоту" (объявление войны), он двинул сильн. отряд, под нач. Хана Магнет-Аминя и воеводы Якова Захар. Кошкина; моск. войско заняло Мценск, Серпейск, Мосальск, Брянск, Путивль, a др. отряд, под нач. Юрия Захар. Кошкина, захватил Дорогобуж. Только тогда с тверским отрядом выступил воевода больш. полка (гл-щий) кн. Даниил Щеня. По установленому боев. расписанию (разряду), боярину Юрию Кошкину приходилось командовать сторож. полком; он жаловался в Москву, находя обидным для себя стеречь кн. Данилу. Ответ Иоанна III знаменателен для своего времени: "Гораздо ли так делаешь? Говоришь, что тебе не пригоже стеречь князя Данила: ты будешь стеречь не его, но меня и моего дела; каковы воеводы в больш. полку, таковы и в сторожевом; так не позор это для тебя". Между тем литовская армия под нач. испытан. в боях гетмана кн. Конст. Острожского лесами и болотами шла к Дорогобужу. Русские в числе 40 т. ч. расположились за р. В. на Митьковом поле, выдвинув на непр. бер. перед. полк. 14 июля 1500 г., едва войдя в соприкосновение с противником, передовой полк стал отходить на свой берег. Кн. Острожский увлекся преследованием и перевел через В. все свои войска, по числ-сти равные московским. На Митьковом поле завязался упорн., кровопролит. бой, быстро исчерпавший силы обеих сторон. Tогда кн. Даниил Щеня воспользовался своим искусно прикрытым резервом (засада) и направил его для нанесения удара в тыл непр-ля; маневр удался. Литовцы бежали, устлав трупами Митьково поле. Победителю достался весь обоз, арт-рия и множество пленных во главе с гетм. Острожским. В. сражение решило участь войны, дав Иоанну III возм-сть сосредоточить все силы против союзника Литвы, магистра Литовского ордена Плеттенберга. (М. С. Соловьев, т. 5, гл. 4; Полн. сбор. русск. лет., т. VI; Акты, относящиеся к истории Зап. России, т. I; Разрядная книга Моск. архива мин. ин. дел, № 1; Герберштейн, Стрынковский, Архангелогородский летописец).
Благими намерениями вымощена дорога к AD (c) Старший сержант запаса.
(c)
Старший сержант запаса.
(c)
Старший сержант запаса.
(c)
Старший сержант запаса.
(c)
Старший сержант запаса.