АДА писал:Если бы не погода предложил бы в эту субботу съездить.
Дорога сейчас не очень приветствует путешествия, к сожалению.
Добавлено спустя 5 часов 55 минут 7 секунд:
Остальное обсуждение необходимости постройки каскада ЗДЕСЬ Здесь пишем только про то, что затопили.
В этом ненормальном мире даже нормальный человек считается ненормальным в виду его нормальности. Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
Еще одним населенным пунктом который затронула кременчугская ГЭС, хотя даже не затронула, а дала жизнь - это Светловодск. Новый город "захватил" такие поселки как Городец, Поповка и старое село Табурище. Когда в 50-тых годах принимался план строительства кременчугской ГЭС в него также входило строительство поселка строителей. Еще одной причиной постройки города, было то, что нужно было куда то переселять жителей затапливаемого Новогеоргиевска. На протяжении нескольких лет город строился быстрыми темпами и уже в 1961 году было принято решение объединить в один город новые постройки для переселенцев, поселок кременчуггэсстроя, и село Табурище. Новый город решено было назвать в честь генсека Хрущева. Но из за того, что тогда в стране действовал запрет на название городов именами живых руководителей, решено было уже в 1962 переименовать город в КремГЭС. Такое название город носил вплоть до 1969, когда было решено снова переименовать город. Новое название также было связано с плотиной - это Светловодск, то есть ВОДА которая дает СВЕТ. Количество жителей нового города быстро росла, строилось жилье, предприятия, инфраструктура. В 70-тых годах даже была идея пустить в Светловодске троллейбус, но идея так и осталась на бумаге. В 1989 количество жителей насчитывало уже около 56 тысяч населения. После распада СССР население Светловодска сократилось до 50 тысяч.
Добавлено спустя 2 минуты 28 секунд:
Карта местности "под Светловодском" до постройки КремГЭС
В этом ненормальном мире даже нормальный человек считается ненормальным в виду его нормальности. Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
АДА писал:Я бы вернулся в эту тему после посещения Светловодского краеведческого музея.
У меня есть контактный телефон директора данного музея. Мы познакомились на научной конференции. Можно его пригласить к диалогу.
"Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит". Артур Шопенгауэр
Для развития темы, фрагменты карт описываемых территорий на 16-17 век взятые из польского атласа.
Район Жовнино, с чего и начали тему. Интересно сравнить современное расположение сел и тогда. Рядом с Жовнино (Жовнин, як того вимагає сучасний правопис і знак на трасі Кременчук - Київ) село Клищенцы - родина моего отца.
В этом посте затрону само строительство виновницы затоплений - это строительство КремГЭС. Идея строительства была еще до Второй Мировой Войны. Активная фаза строительства началась в 50-тых годах. Затопление котлована началось в 1959 году. Сегодня КремГЭС можно разделить на такие составляющие как: бетонная водосливная и земляная намывная плотины, шлюз, само здание ГЭС и ОРУ напряжением 330 и 154 кв. О строительстве всех этих составляющих постараюсь расписать ниже. ШЛЮЗ. Судоходный шлюз проходит через скальное основание, поэтому что бы проложить "проход" строителям пришлось изрядно помучатся при выборке грунта и камня. Для прохода использовались карьерные технологии и карьерная техника. Сначала камень бурили, потом закладывали взрывчатое вещество, после подрыва осколки разгребали техникой.
После окончания земляных работ, сразу началось возведение железобетонных стен шлюза. И к 1959 уже отчетливо просматривались черты строящегося шлюза. Апрель 1959 года
Июль 1959, можно проследить темпы строительства.
И уже к сентябрю 1959 года строительство шлюза было завершено. На нижних фотографиях показано очистка дна шлюза.
Пробное затопление шлюза провели 4 сентября 1959 года
А уже 6 сентября 1959 в шлюзе прошло шлюзование первое судно.
Эту дату и можно считать "днем рождения" судоходного шлюза, но не плотины в целом. Остальные сооружения плотины еще строились. Но, даже на время строительства плотины судоходство не прекращалось, а велось по временному каналу и использование этого канала велась вплоть до сентября 1959 года.
В дальнейшем напишу о строительстве и других сооружений ГЭС.
P.S. Фото не мои, на авторство фотографий не претендую. Автор фотографий мне неизвестен.
Добавлено спустя 6 минут 57 секунд:
АДА писал:Ну и отлично! Наладятся дороги нужно будет обязательно съездить.
Я ж "в деле".
В этом ненормальном мире даже нормальный человек считается ненормальным в виду его нормальности. Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
Tezey, Большое спасибо! Очень интересный рассказ! Может выложить отдельным разделом на своём сайте с вашим авторством? Или здесь у Канарского, если он захочет с ним повозиться. На форуме со временем "затеряется". Другое дело отдельный раздел по ссылке с заглавной страницы! А эту технику я видел в "натуре": такая буровая была в нашем карьере, она "гупала" и немного проворачивала бур. Теперь гранит бурят алмазными головками. А такие буксиры таскали по Днепру караваны барж:3х4. Но когда построили плотину и шлюз, караваны таскать стало не выгодно. Перед проходом шлюза сцепку барж приходилось разбирать и протаскивать через шлюз по одной. На это уходило много времени и от таких караванов отказались. А ещё буксиры гнали большую и высокую волну, к нашему полному восторгу, в которой, мы пацанята, с восторгом плескались.
Iva писал:Может выложить отдельным разделом на своём сайте с вашим авторством?
Если хотите можете выкладывать. Только одно но - автор фотографий не я, я писал только текст. Хотя 50 лет вроде уже прошло и они уже должны были стать общедоступными. Только сейчас заметил. На стенке шлюза написано - "Сдадим шлюз в эксплуатацию досрочно!". Что же, и таки сдали. По плану весь комплекс должен был заработать в середине 1960 года. То есть почти на год ударники умудрились "ускорить" стройку.
Добавлено спустя 52 минуты 59 секунд:
В этом посте расскажу про строительство самого здания ГЭС. Когда 25 марта 1954 было принято окончательное решение о строительстве КремГЭС, сразу началась активная фаза по подготовке к началу строительства. Уже в апреле было создано строительное управление Кременчуггэстрой, в марте к месту стройки начали прибывать первые стройматериалы. Почти сразу строительство было признано ударной всесоюзной комсомольской стройкой. Почти все союзные республики были в коей мере задействованы в появлении на Днепре нового гидроузла. Почти сразу начались обширные земляные работы, а уже 1 ноября 1957 года во время праздничного митинга был залит первый кубометр бетона в фундамент ГЭС.
В фундамент также была замурована мемориальная доска с надписью " Союз Советских Социалистических Республик Украинская ССР. В честь 40-вой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции заложено Кременчугскую гидроэлектростанцию. 1 ноября 1957 года" С 1957 год по 1959 идет активное возведение здания машинного зала. Сначала возводили опалубку фундамента, потом монтировали статоры гидроагрегатов
потом собирали и монтировали так называемое "рабочее колесо"
После чего его помещали в специальную шахту, через которую проходил тогда еще пустой тоннель, по которому в итоге пошла вода.
После чего в статор монтировали ротор генератора, соединяя его с "рабочим колесом" На апрель месяц 1959 года выходило на завершающий этап сооружение первых 4-рех гидроагрегатов.
Осенью 1959 года здание машинного зала фактически было готово.
4 октября 1959 года ровно в 12:00 по московскому времени началось засыпание старого русла Днепра, тем самым стало отправной точкой затопления котлована ГЭС. Очевидцы говорят что в те дни Днепр в районе Кременчуга превратился в узенькую речушку.
В ноябре 1959 проходят испытания первого агрегата,а уже 5 декабря первый агрегат начал давать первое электричество. К концу года в строй вводят еще 4 гидроагрегата. Последний 12 агрегат торжественно сдали 3 ноября 1960 года. Но сооружение на этом также не закончилось. Продолжались работы по достройки Дамб, и прочей окончательной доводки ГЭС.
В этом ненормальном мире даже нормальный человек считается ненормальным в виду его нормальности. Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
гражданин
Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
гражданин
Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
Артур Шопенгауэр
старейшина
гражданин
гражданин
Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
гражданин
Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!