AD Посмотрел журнал воздушных побед немцев. В районе Кременчуга 8-го августа были сбиты DB-3 - 5 машин I-16 - 2 машины PE-2 - 1 машина SB-2 - 1 машина
9-го августа (район Павлыш) DB-3 - 2 машин PE-2 - 3 машины I-16 Rata (Что это?) - 1 машина I-16 - 1 машина В последующие дни и 12-го августа в районе Кременчуга немецкая авиация самолётов не сбивала. Виноградова сбила зенитка! Потом в начале сентября были сбитые. Могу выписать если интересно.
xlm (04.02.2013, 03:15) писал:Интерес такой имеется
Сейчас попробую выписать. Там записи на немецком, а файл в ПДФ. До 8 августа в районе Кременчуга сбитых не было. 08.08.41 Uffz. (наверное звание) Leo Suschko JG 3 I-153, DB-3 в 10 км от Кременчуга. Ltn. Karl-Heinz Ponec JG 3 DB-3 Юго-восточнее Крем енчуга Uffz. Ernst-Wilhelm Reinert JG 77 I-16 Ltn. Georg Seelman JG 51 Pe-2, DB-3, DB-3 Obit. Heinrich Setz JG 77 I-16 Ltn. Kari Schiniker JG 51 Sb-2 Obit. Heinz Schonefeld JG 3 DB-3
09.08.41 Uffz. Werner Lucas JG 3 DB-3 Восточнее Павлыш Ofw. Detlev Luth JG 3 DB-3 Восточнее Павлыш Major Hunther Lutzow JG 3 Pe-2, I-16 Rata Ltn. Ottmar Maurer JG 51 Pe-2, Pe-2 Ltn. Helmut Mertens JG 3 I-16 Больше в районе Кременчуга сбитых небыло до 02.09.41 Uffz. Gerhard Koppen JG 52 V-11, V-11 (что это за самолёт?) Восточнее Кременчуга 03.09.41 Fw. (получил повышение?) Werner Lucas JG 3 V-11 Кобеляки 10 км западнее 06.09.41 Ltn. Hermann Graf JG 52 I-16 Кременчуг 25 км восточнее. Fw. Gerhard Haak JG 54 I-16 Кременчуг 25 км восточнее Obit. Georg Michalek JG 3 Sb-3 (?) Келеберда 8 км севернее Fw. Wilhelm Mink JG 51 I-18 (?) Келеберда 8 км севернее Obit. Gunther Rall JG 52 R-10 Дереевка 300м севернее Obit. Karl Satting JG 54 I-16 Дереевка Fw. Georg Seldel JG 51 I-18 Дереевка Ltn. Wolf Schaller JG 53 V-11 Дереевка Obit. August-Wilhelm Schumann JG 52 I-18 Дереевка Obit. Slegfridt Simsch JG 52 I-18, I-18 Дереевка Uffz. Leopold Steinbatz JG 52 I-16 Дереевка
Уфф! На сегодня хватит Дальше 07.09. 41 северо-восточнее Кременчуга 7 шт.
Командир 292 гв. СП гв. майор Каюков Михаил Александрович 1911 года рождения. Родился в с. Булдурук Читинской обл. В Красной армии с 1932 года. В боях под Сталинградом в должности заместителя командира 1153 СП 343 СД по строевой части, капитан Каюков М. А. награждён орденом Красной Звезды. Он лично руководил операцией по захвату ряда ключевых высот на подступах к Сталинграду. Умелое руководство подразделениями полка позволило выполнить боевую задачу с минимальными потерями. За участие в Сталинградской битве награждён медалью «За оборону Сталинграда». 6 октября 1943 года гв. майор Каюков М.А. командир 292 Гв. СП 97 Гв. СД разделил судьбу многих бойцов своего полка. При отражении шестой в этот день атаки немцев на о. Каска, в рукопашной схватке с врагом погиб смертью храбрых. За этот бой представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён, только, орденом Ленина. Тело гв. майора Каюкова М.А. осталось на поле боя. Увековечен он на мемориальных плитах братской могилы с. Власовка, но судьба останков командира полка остаётся неизвестной. Шестая по счёту атака началась с массированного артиллерийско-миномётного обстрела островов Каска и Безымянный. Немцы сосредоточили здесь четыре батареи 105 мм пушек, три батареи 75 мм орудий, пять батарей 81 мм миномётов, две батареи полковых миномётов (калибр 50 мм), две батареи шестиствольных миномётов, одну батарею 210 мм калибра и до полка пехоты. На о. Дамасков - батарея самоходных орудий и четыре танка [Ж.Б.Д. ЦАМО.- Ф. 1271,- Оп. 1, Д. 1, стр 61]. 6 октября 1943 года в 17 час немцы начали одно часовую артподготовку. В течении часа на острова сыпались тысячи немецких снарядов и мин. Острова утонули в сплошном дыму и тучах песчаной пыли, поднятой разрывами. Казалось бы, всё живое погибло от разрывов десятков тонн снарядов и мин. Укрыться от огня на островах было негде. Выкопанные в песке окопы и стрелковые ячейки, осыпались от первых разрывов и превратились в неглубокие ямы. Бойцы 292 и 289-го гв. СП понесли большие потери убитыми и ранеными. Ещё грохотали разрывы, сдвигаясь к руслу Днепра и дальше к левому берегу, а передовые цепи немецкой пехоты уже переходили вброд небольшой пролив между о. Букарешты и о. Каска. Ещё одна группа немецкой пехоты атаковала с острова Дамасков. Совсем мало осталось в живых наших бойцов. Многие раненые оставались на позициях и продолжали отстреливаться. Но силы бойцов таяли на глазах. На этот раз немцам удалось глубоко вклиниться в расположение наших частей. Группа немецких автоматчиков вышла в расположение наших НП и командных пунктов. Более двух с половиной часов длился этот бой. Все резервы у командиров 292-го и 289-го гв. полков были исчерпаны. Тогда командиры полков: 292 Гв. СП гв. майор Каюков Михаил Александрович и 289 Гв. СП гв. подполковник Панский Петр Романович, собрали всех, кто находился на командном пункте и повели их в рукопашную. Это был их «последний парад»! Горстка командиров и бойцов охраны командного пункта, кто с автоматом, кто с карабином, а большинство с пистолетами, бросились на врага. Схватка была яростной и скоротечной. Почти все наши бойцы погибли в неравном бою, но узенькую прибрежную полоску родной земли отстояли! С наступлением темноты, уцелевшие бойцы и командиры оставили остров. Наши потери за этот день были огромными, но и враг был обескровлен, и больше не имел возможности атаковать.
И, так, кратко об итогах поисковой работы по обломкам сбитого нашего самолёта. Сегодня уже можно подвести первый итог. 7 августа 1941 года пилот И-153 164-го ИАП 75-й САД мл. лейтенант Аверин Иван Александрович вылетел с аэродрома в Б. Кохновке на штурмовку немецких частей 40-го разведбатальона 14 ТД в район с. Павлыш - с. Онуфриевка. Немецкие части в этом районе прикрывали истребители из эскадры JG-3. Среди них был молодой немецкий пилот Uffz. Leo Suschko. В воздушном бою у с. Павлыш им был сбит самолёт "Чайка" (И-153) мл. лейтенанта Аверина. Эта сбитая у Павлыша «Чайка», стала первой воздушной победой Uffz. Leo Suschko. Горящая «Чайка» упала в урочище Тютюниковое. О том, что самолёт был сбит истребителем, а не зенитным огнём говорит пробитая пулей сверху наискосок крышка пулемёта ШКАС. А о том, что это был именно И-153 "Чайка" говорят различные найденные нами обломки, но точкой во всех наших сомнениях стала находка "лайбочки" от масленого бака, которая однозначно говорит о том, что обломки принадлежат самолёту И-153. Откуда стало известно, что пилотировал Чайку именно мл. лейтенант Аверин А.И.? В документе ЦАМО о безвозвратных потерях ВВС Юго-западного фронта говориться, что 7 августа 1941 года мл. лейтенант Аверин пропал без вести - не вернулся с боевого задания из района Онуфриевка. Других потерь в этом районе наша авиация не имела. В свою очередь, из немецкого документа о воздушных победах немецких лётчиков, указывается, что 7 августа 1941 года в районе Павлыш, немецким лётчиком Uffz. Leo Suschko был сбит наш И-153. Среди оплавленных обломков алюминия мы нашли все металлические части экипировки парашюта. Очевидно, что лётчик не воспользовался парашютом – сгорел вместе с самолётом. Возможно, был убит в воздушном бою или был тяжело ранен. На братской могиле в Крюкове на плите, которую установили вместо украденной, выбита фамилия Аверина И.А. Но он не мог быть похороненным в этой братской могиле. Здесь похоронили только его фамилию. Зато документальная часть поисковой работы принесла неожиданные плоды. Но о них несколько позже, после исследования всех найденных документов. У этой трагической и печальной истории оказался счастливый конец!
P.S. Я ещё раз убедился, что работа в церковные праздники приносит положительные результаты! Бог помогает работникам, а не бездельникам!
гражданин