Коль уж начинают разгораться споры вокруг bellydance, значит он интересен кременчужанам, и пора ему выходить из разряда обыденных женских увлечений. Думаю, самое время немного глубже познакомиться с bellydance как с искусством. И как раз с вопроса о происхождении ТЖ я и хочу начать.
Вот, к примеру комментарии Татьяны Федяевой (Нур) - одной из ведущих танцовщиц Египта, взятые с ее официального сайта, на эту тему: Вообще-то у меня особый взгляд на историю беллиданса. Я не считаю возможным выводить его из древнеегипетских храмовых или "гаремных" танцев, невозможно проследить через тысячелетия их связь.Я считаю, что историю этого танца надо выводить из средневековья. Между прочим, мне говорили, что жена президента Сюзан Мубарак недавно написала историю беллиданса(сама я этой книги, увы, не видела), и она считает его, то есть беллиданс, ещё моложе.
И о положении танцовщиц в Египте: Артистка, которая серьезно занимается танцем, должна пройти "восточную школу". После нее ты становишься не просто танцовщицей, то что арабы немного презрительно называют "ракысса", а настоящей артисткой - "фаннамой". А вообще Египет - центр арабской культуры искусства. Это своего рода Голливуд для танцовщиц.
Восточный (ближневосточный) танец имеет много корней. Его истоки прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии (Западная Азия), на которых сохранились изображения танцующих людей. Похожие фрески, чей возраст датируется примерно 1000 лет до Рождества Христова, имеют и древние египетские храмы. Считается, что они описывают древний ритуальный танец, посвященный плодородию и рождению новой жизни. Жрицы, танцевавшие в храмах, иногда служили «священными проститутками», которые через свой танец обращались к духу Великой Богини. Некоторые из движений их танца могли сохраниться и в современном танце живота. Среди древнегреческих рукописей можно встретить описание нильских танцовщиц, которые использовали в своем танце различные виды трясок и вибраций. Кроме того, существовали различные классы или касты танцовщиц. Гавази (мн. число, ед. – Газия) и цыгане выступали на улицах, и, как правило, не отличались образованностью. Авалим были танцовщицами совсем другого уровня. Алме (ед. число от Авалим) называли танцовщицу, которая получила специальное танцевальное и музыкальное образование. Как правило, они умели играть на различных музыкальных инструментах, чаще всего это был уд (арабская лютня). Кроме того, они хорошо разбирались в поэзии и исполняли стихи и песни собственного сочинения. Удовольствие иметь у себя алме было не из дешевых. Авалим подчинялись так называемым Устиз, которые за плату предоставляли их услуги клиентам. Стили танца гавази и авалим имели большие отличия. Так как в основном традиционно танцевали женщины и для женщин, половое разделение и использование вуали в танце датируется доисламским периодом и восходит еще к временам Византии. В то время, когда Египет находился во власти Османской империи, выросло количество странников, путешествовавших по Египту. Кроме того, в стране присутствовала многочисленная турецкая армия. Танцовщицы Гавази, конечно же, не могли упустить случай заработать денег, танцуя для османских воинов. Все это вызвало недовольство со стороны турецкого паши, и Гавази были изгнаны на юг Египта в Эсну. Многочисленные египетские, марокканские и тунисские рисунки того времени изображают сценки из жизни танцовщиц, а также женщин из гаремов. Следует сказать, что в связи с тем, что художники обычно не допускались в гарем, их рисунки большей частью являются плодом их же фантазии и вряд ли изображают реальные события. Слышали ли вы о женщинах, которые проводят целые дни голышом, куря гашиш? Такие сценки часто встречались на рисунках, изображавших жизнь в гареме. В 80-е годы 19 столетия танец живота, названный тогда танцем Саломеи, получил широкое распространение в Европе. Частично это произошло благодаря Мате Хари, которая заявляла о себе как об исполнительнице танца живота, хотя в гораздо больше степени ей удавался стриптиз. В то время упоминать в приличном обществе слово «женские бедра» и «живот» считалось неприемлемым, так как на ум могли прийти и иные вещи. И танцовщицы того времени одевались совсем по другому, нежели сейчас. Как правило, они выступали в длинных платьях, бедра подчеркивал платок. Смена танцевального образа началась значительно позже, с Голливуда. Костюмы для танца, как и все, связанное с Голливудом, получили оттенок гламурности. Впервые в голливудских фильмах появились танцовщицы с открытым животом, расшитым лифом и поясом на талии, и впервые он появились именно в старых голливудских фильмах. Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, опустив пояс с талии на бедра ниже пупка. Все это позволяло намного лучше разглядеть движения танца. В 20-е годы 20 столетия Египет вновь последовал за Америкой, начал снимать фильмы, в которых участвовали и танцовщицы. Таким образом, это послужило началом хореографии на Ближнем Востоке. До этого весь танец являлся импровизацией от начала до конца. Групповой танец во многих фильмах часто выглядел не слишком удачно. Казалось, что, танцовщицы, несмотря на все старание исполнить синхронно одно и то же движение, были не слишком техничны, хотя среди них были и известные исполнительницы. Групповой танец смотрелся плохо, так как танцовщицы не были знакомы с самой идеей хореографии. Многие известные танцовщицы, такие как Самия Гамаль, Тахия Кареока, Надия Афек и другие, начинали свою карьеру в Casino Opera. В то время как американские танцовщицы начали использовать вуаль как аксессуар в танце, на Ближнем Востоке впервые это сделала Самия Гамаль. В действительности же она начала танцевать с вуалью по совету своего хореографа, который хотел, чтобы ее руки в танце выглядели более изящно. Видеозаписей с использованием вуали в танце до Самии Гамаль нет, хотя на различных древних восточных гравюрах и изображены танцовщицы с вуалью в руках. Опять же, сложно утверждать, насколько реалистичны были эти рисунки, как и все остальные того периода. В 50-е годы 20 века в Каирских ночных клубах блистали такие великие танцовщицы как Зухер Заки, Наа, Аза Зариф, Наджва Фуад, Надия Хамди, Фифи Абду и Ракия Хассан. В это время в Египте усилились исламские настроения, что обусловило более жесткое отношение к танцу живота. Тем не менее, на Ближнем Востоке успели образоваться два новых танцевальных центра – один из них был Бахрейн, где не было строгих правил в отношении танца живота. Вторым танцевальным центром стала Ливия. В то же время, в Турции танец живота развивался скорее в стиле кабаре, костюмы танцовщиц были более открытые и соблазняющие, чем в остальных стилях. Следует сказать, что хотя многие из известных танцовщиц и повлияли на манеру исполнения танца живота, используя вуаль, меч или змей в качестве аксессуаров, они не могли оказать решающего воздействия на это древнее искусство. Танец живота формировался в течение многих веков, каждая из восточных стран и наций вносила в него что-то свое. Большое влияние на танец живота оказали цыганские племена. Навар, что на хинди означает цыгане, путешествовали по Индии, Ближнему Востоку и Европе, временно осев в Испании. Многие исследователи полагают, что навар являются предками гавази. От внимательного взгляда не может укрыться сходство между народными индийскими и ближневосточными танцами. Ближневосточный танец также является и прародителем современного фламенко. Андалузия впервые познакомилась с танцем живота будучи в составе Османской империи. Многие базовые элементы фламенко и ближневосточного танца совпадают. Стиль фламенко и танца Хула (традиционный гавайский танец) ближе всех к ближневосточному танцу. Основное же различие между этими танцами и восточным состоит в том, что во фламенко основной акцент идет на ноги и руки, чем на живот и бедра. Статья с сайта Middleeasterndance.
Цитата:В то время как американские танцовщицы начали использовать вуаль как аксессуар в танце, на Ближнем Востоке впервые это сделала Самия Гамаль.
Настоящее имя Самии Гамаль - Зейнаб Халиль (Zeinab Khalil), крестьянская девушка, которая приехала в Каир в начале 40-х годов, и появилась на сценах ночных клубов, обучалась ее искусству балета, джазовой чечетки и современного танца. Молодая Зейнаб Халиль вступила в танцевальную труппу Бадейи в качестве одной из хористок, вскоре Бадейя стала давать ей ведущие роли и присвоила ей сценическое имя Самия Гамаль. Первый актреский оптыт Самии - фильм «Мин Фат Адино» (тот, у кого нет прошлого, не имеет будущего). Однако, этот фильм постиг печальнейший конец, т.к. это был страшный провал в смысле кассовых сборов. Это был политический фильм об особенно отвратительном и коррумпированном члене парламента, который во время фильма не занимал никакого поста. Но когда фильм был закончен, он стал премьер-министром. Киноматериал подвергся жестокому монтажу, после чего превратился в набор совершенно несвязных и непоследовательных эпизодов, понять которые было невозможно. Разочаровавшись Самия ушла из кино, в течение некоторого времени танцы оставались ее главной любовью и центром жизни. Возвращение в кинематорграф состоялось на съемка фильма «Любовь моей жизни», дальше был "Закат" и еще ряд фильмов. Было в жизни Самии и жестокое разочарование в любви, после которого она долго отказывалась от предложений работы и вела затворнический образ жизни, а вскоре дабы залечить раны отправилась в тур по европейским ночным клубам. Когда Самия вернулась в Каир, она познакомилась с американцем, владельцем ранчо по имени Джек Кинг, который предложил выйти за него замуж. Джек Кинг заявил о своем переходе в ислам и принял имя Абдалла Кинг. Они поженились и уехали в США. Самия продолжала поддерживать отношения со своими друзьями в Каире, и ровно через год потребовала развода и вернулась в Египет. Через несколько месяцев она познакомилась с Рошди Абазой, египетским кинозвездой, чрезвычайно привлекательным мужчиной, который разбил сердца всех молодых женщин Египта, взяв Самию в жены. Они жили счастливо и воспитывали дочь до тех пор, пока она не выросла и не вышла замуж, а Самия не покинула сцену.
Еще один факт биографии: Самия была первой танцовщицей, которая выступила босиком. Обычно, все танцовщицы выступали в туфлях, до того момента, пока однажды в разгар шоу с Самии не соскочил один туфель. Тогда она быстро сорвала и другой и продолжала танцевать босиком, что вызвало восторг и аплодисменты аудитории. Говорят, что уже на следующий вечер все танцовщицы в клубах Каира танцевали босиком. ( информация с сайта hossamramzy.com/stars)
[color=blue]Все написанное вами поразительно интиресно и шокирует заинтиресованность ваша в зтом виде танца. Может расскажете откуда появилась ваша любовь в ТЖ?[/color]
evani, спасибо за Ваш отзыв, рада, что информация, которую я раскапываю, становится интересна форумчанам. Отвечая на Ваш вопрос, хочу сказать, что ничего шокирующего в моей заинтересованности и информативности нет, поскольку с недавнего времени bellydance я определила для себя не просто как увлечение, а как работу, образ жизни. В связи с этим досконально изучаю все тонкости этого многогранного искусства. Сейчас в нашей студии каникулы, и, зная, о том, что наши девочки заходят на этот форум, я решила подпитать их, а заодно и всех форумчан, интересующихся ТЖ, отбирая самое необходимое, дабы им не приходилось перелапачивать горы статей и форумов, как приходится это делать мне. :victory: А любовь к ТЖ... Танцевать я любила с детства, и много танцевала, но только моим родителям это казалось непочетным занятием, пришлось поддаться и осваивать более земные профессии. И только познакомившись с ТЖ, поняла, что детские мечты можно осуществить....
Гавази или чужестранцы, ("чужаки" - егип.), могли быть индийскими цыганами, переселившимися в Египет. В то же время известная танцовщица и преподаватель ТЖ Марокко утверждает, что это были не те цыгане (Рома), которых мы знаем сегодня. Знакомых нам сейчас цыган в Египте раньше не было. Гавази по происхождению Синти, а не Рома (это разные лингвистические группы, происходящие из одной и той же страны). Гавази попали в Египет через Сирию, в то время когда в состав Сирии входили Ливия и Иордания. Упоминания о гавази в египетских хрониках можно найти только за последние 200 лет. Одной из причин недостатка данных о танцорах и ТЖ является влияние ислама. Хотя в Коране специально и не упоминается о мирских танцах, каким является и ТЖ, многие толкователи Корана сумели подвести под ТЖ религиозную основу. Танцы, пение и музыка для мусульман регулируются сложным набором социальных норм и классифицируются в соответствии с их жанром - семейные торжества, выступление на улице и тд. Гавази, которые танцевали на улицах с непокрытой головой, конечно же вызывали неудовольствие религиозных деятелей того времени и о них было запрещено упоминать. Из-за влияния ислама также мало известно о костюмах Гавази, ведь ислам запрещает изображать лица и фигуры людей. Вот почему, самые первые рисунки с изображением Гавази, сохранившиеся до нашего времени, были сделаны европейскими путешественниками в середине 19 века. Следует отметить, что в костюмах Гавази прослеживается связь с народным турецким костюмом того времени. Это неудивително, т.к. Египет входил в состав Османской Империи с 1517 по 1805 года. Турки-османцы, в свою очередь, многое переняли из персидского костюма. Древняя персидская культура оставила после себя изумительные фрески, изображавшие женщин, одетых в узкие приталенные кафтаны и свободные шаровары. Так как этот стиль сохранился и в 19 столетии, можно предположить, что Гавази одевались похожим образом. Один из путешественников того времени Лэйн пишет о своих впечатлениях от танца Гавази -«…основной особенностью этого танца является быстрая бедренная тряска, сопровождающаяся изгибами бедер». Лэйн полагает, что стиль танцев Гавази уходит своими корнями в древний Египет. «Многие древние египетские фрески изображают женщин, танцующих под аккомпанемент различных инструментов, их танец напоминает танец Гавази…» (Статья Jaleela Saleem)
На рисунке: KURS – золотое лунообразное округлое украшение, с бриллиантами и другими драгоценными камнями TARBOOSH – головной шерстяной или войлочный убор без полей в виде усеченного конуса RABTAH – сложная прическа из перевитых прядей волос YELEK – длинный шелковый, хлопковый или муслиновый кафтан ANTEREE – короткий кафтан или жилет, длиной слегка ниже талии SHINTIYБN – шаровары из шелка, хлопка или муслина KAMEES – блуза с длинными рукавами из белого льна, шелка, муслина, хлопка или цветной, иногда черной, ткани SAFA – от 11 до 25 косичек, в каждую из которых вплетено по 3 черных шелковых ленты с мелким орнаментом
В продолжение темы статья, переведенная Татьяной Федяевой и ее комментарии:
Это фрагмент большой статьи египтянина Адель Абдель Самеда "Улица Мухамеда Али - улица, делающая звёзд", сама статья очень интересна, но не для большинства из нас - она пестрит именами литераторов, издателей и т.д, которых мы не знаем. Но этот небольшой отрывок должен быть для нас интересен.
"Прибывшие в Египет вместе с французскими захватчиками учёные-ориенталисты рассказывали о разнице между El-awallem и El-ghawazy: "Эль-авваллем - это категория танцовщиц, к которым относятся вежливо и уважительно, люди любят их танцы и песни. Эль гавази - это танцовщицы вне категорий, некультурные, и публика имеет о них плохое мнение; они смотрятся как проститутки и не имеют традиций. Они берут в свою компанию мужчин, называемых Khalbous. Их танец известен со времён французской оккупации. Их хафля-данс смотрится как стриптиз в Европе. Танец эль-гавази сопровождается громкими голосом и музыкой, сами гавази ведут себя так, как будто хотят укусить, как пчела;пока музыка играет, они поют:"El-nahl ya hooh...ya nas hoshouh", и танцовщица снимает с себя одежду часть за частью. Тогда Khalbous (мужчина) набрасывает до того момента скрытое покрывало на её обнажённое тело. Мухамед Али дал указание запретить их выступления в каирских кафе. Это было первое решение по контролю над искуством в Египте в новое время. Другой известный в Египте танец назывался El-kolla , это был танец проституток. Мир Авваллем- и Гавази-кафе закончился и был заменён музыкальными группами. Улица Мухамед Али полна песнями и танцевальными записями. Но острая память улицы до сих пор хранит имена здешних танцовщиц( Fatima George - Mahrousa Ahmed- Nazzla El-addl - Hakima Tawfik )."
Статья была напечатана в журнале "Ракс Шарки" в апреле 1997 года. Когда я прежде читала о "гонениях" на танцовщиц на щаара Мухамед Али, я им сочувствовала. А теперь просто не понимаю, как до Мухамеда Али в мусульманской стране всё это терпели. Полиграфия в журнале плохая, не видно, где кончается текс французов и начинается текст автора.
Тем не менее считаю, что даже этот отрывок будет очень познавателен для нас - а то наивно удивляемся, почему некоторые арабки так вульгарно танцуют. Часть из них всегда так танцевала!
И ещё интересно разделение танцовщиц на категорию "уважаемых" и "вне категорий". А у нас принято думать, что всех, живущих танцем, одинаково презирали. Конечно, никто из "уважаемых " семей не отдал бы свою дочь в кафе танцевать между столиками, но разделение на порядочных и непорядочных всё-таки было. (информация с форума Нур)
Интересная версия для тех, кого все еще интересует вопрос происхождения танца живота:
Вопросу о состоянии современного восточного танца посвящена вторая часть интервью. Лично я и моя школа радеем за египетский стиль, и надеемся, что спортивный подход оставит в покое беллиданс, потому как например такое исполнение фольклора - ДИКОСТЬ:
У меня остается впечатление, что девушка сидит на жестких наркотиках))))
гражданин
гражданин
гражданин
гражданин
гражданин
гражданин
гражданин
гражданин
гражданин