Человеческие страсти. Часть I.

0
Горожане
+ 51
Заслуженный
пенсионер
Примечательно то, что рано или поздно, по разным причинам, но каждый придёт к пониманию того, что и зачем написано в первом посте.
All we need is love(c)
Горожане
Местный
Дай Бог, чтобы это произошло, ФивПойнт.
Говорю это в первую очередь самому себе, ибо не было у меня цели кого-либо поучать...
Просто хотелось поделиться этим безценным материалом...
Горожане
0
Проездом
strogiy, не всем смешно.
Если есть продолжение, выкладывайте.
Спасибо.
Горожане
0
Аксакал

ViewPoint писал:Примечательно то, что рано или поздно, по разным причинам, но каждый придёт к пониманию того, что и зачем написано в первом посте.



Да, да... лет в 90-то пусть я наконец-то осознаю и проникнусь греховностью страсти и блуда... Типа "отнял силы - отними и мысли"...
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
Горожане
Местный
Выкладываю... В этой части речь пойдёт преимущественно о гневе.

Выложу и следующие две части, ежели будет таковое пожелание...
Итак:

Человеческие страсти Часть 2.

Сребролюбие


Сребролюбием называется любовь к материальны благам, в особенности к деньгам как таковым.

Стремление к богатству — болезнь изначально несвойственная природе человека, тем не менее корни ее можно искать в инстинкте самосохранения. Так животные (кроты, белки) иногда запасают пищу впрок. То же необходимо делать человеку, если он сам себе взращивает пищу. Например, в деревнях необходимо как можно больше собирать летом, чтобы еды хватало на зиму. Но сребролюбие невозможно объяснить только инстинктом самосохранения, ибо стремление человека к богатству переходит все разумные пределы. При этом надо разделять тех людей, для которых богатство является самоцелью, и тех, для кого оно — лишь средство приобретения чего-то другого, например власти или славы. Самый распространенный вариант, когда оба стремления тесно связаны, то есть человек жаждет и власти, и богатства одновременно.

В наше время человек, сумевший собственными силами нажить себе состояние, вызывает уважение у окружающих. «Из грязи в князи» — вот формула, которую почти каждый желает положить в основу своей земной жизни.

В стремлении сохранить и приумножить свои богатства человек постепенно забывает все нравственные законы, доходя (в наше время это случается, к сожалению, не так уж редко) даже до убийства.

Гнев

Гневом называется не шумная вспышка ярости, обращенная на ближнего (это только проявление), а в принципе злобное состояние души.

Мы часто считаем себя людьми негневливыми. Ну, случается, конечно, поссоримся с кем-нибудь. Но, в общем, не так уж часто это бывает. На самом же деле язвы страсти гнева видны повсюду. Вспомним обычный свой заурядный день. Примерно две трети его проходит в состоянии раздражения. При этом раздражение мы испытываем на всё и на всех: на звон будильника, на необходимость вставать, на погоду, на обрызгавшую нас машину, на бомжа, оказавшегося в одном с нами троллейбусе и издающего неприятные звуки и запахи, на дорожную пробку, из-за которой есть риск опоздать на работу, на водителя, на то, что нет свободных мест, на продавщицу в киоске, которая не может с первого раза расслышать, какие нам нужны сигареты, на неработающий лифт, из-за которого придется пешком подниматься на девятый этаж. К моменту прибытия на работу окружающий мир успевает разозлить нас (несильно, конечно, но все же) примерно раз двадцать. На работе, позлившись немного на холод в помещении, плохо работающий телефон и отсутствие воды в кране, мы направляем свой гнев на сослуживцев. Этот не так сказал, тот не так посмотрел, еще одна — орет на все помещение и мешает работать. Вернувшись домой после тяжелого рабочего дня, мы слегка (по-доброму) поругаемся с женой или с мужем, покричим на детей и спокойно ляжем спать: день прошел нормально, как всегда.

Это наше постоянное недовольство окружающим миром (недовольство, которое может выливаться в крик, раздражение, обиды, злопамятство, желание отомстить и даже в убийство) — и есть действие беса гневливости и страсти гнева в нас.

Мы порой плохо различаем голос гнева, потому что слишком сильно завладела эта страсть нашими душами. Состояние гневливости кажется нам абсолютно нормальным и естественным состоянием души. Мы сжились с этой страстью и даже вполне уютно чувствуем себя в ее компании. Лишь изредка, ощутив ни с того ни с сего вспышку безудержной ярости, мы подумываем о том, что «нервишки, похоже, расшалились: не обратиться ли к врачу, не попить ли валерьяночки на ночь?»

Гнева бывает три вида:

а) Гнев, который пылает внутри. Этим внутренним гневом называется не только тщательно скрываемая злость, не находящая выражения в словах и поступках. Обида — это тоже внутренний гнев. Стоит понаблюдать хорошенько, и мы заметим, что обида всегда сопровождается злостью на обидчика. Гнев - это состояние души. Поэтому он в принципе может и не быть направлен на какой-то определенный объект. И нередко гнев наш распространяется на весь мир.

б) Гнев, который выражается в слове или в деле. Этот вид гнева более заметен окружающим и нам самим. Он выражается в тех обидных словах, которые мы говорим своим ближним, в наших ответах на хамство в магазине; он ярко проявляется в моменты ссор. В любом грубом, невежливом, лишенном ласковости и любви разговоре с ближним проявляется наш гнев. Наиболее традиционное выражение гнева — вспышки ярости. Они могут сопровождаться криками, а могут, напротив, проходить очень тихо. В этих вспышках ярости, которые переживал, наверное, каждый из нас, содержится, кстати, большая опасность.

Один молодой человек, подверженный периодическим вспышкам ярости, иногда беспричинным, начал замечать, что все окружающие боятся его почти неконтролируемого поведения в эти моменты. Он начинал бросаться ножом или хватался за пистолет, с трудом удерживая себя оттого, чтобы не застрелить близсидящего. Так как внушать страх окружающим ему даже чем-то нравилось, он стал весьма гордиться своей способностью поддаваться безудержному гневу. Постепенно вспышки эти, которые поначалу возникали крайне редко, участились. В действительности, он всегда мог предотвратить приступ гнева, правда, никогда не хотел этого делать. Но по прошествии небольшого количества времени молодой человек вдруг почувствовал, что вызывать гнев все проще, а контролировать его все сложнее. Например, ярость стала обязательным спутником алкогольного опьянения. Но самым удивительным в истории было другое. Если раньше ножи, им кидаемые, втыкались в стену, в нескольких сантиметрах от чьей-нибудь головы, то теперь холодное оружие уже серьезно ранило людей, находящихся рядом.

К счастью, история эта не дошла пока до своего логического и трагического завершения, и у молодого человека есть еще шанс. Но если он продолжит в том же духе, то результатом станет, во-первых, умопомешательство, во-вторых, смертоубийство или серьезное увечье кого-нибудь из его близких. Очень сложно бороться с гневом, пылающим в тебе, и сложно удержать его внутри себя. Но потакание этой страсти крайне опасно, ибо эта страсть лишает человека разума. Психологи нередко советуют выпускать гнев наружу. Боюсь, верующий христианин никогда бы не согласился с правильностью этого совета. Если ты выразишь свой гнев один раз, то в другой сдержаться будет уже вдвое сложнее. А сдержишь гнев, смолчишь на обиду и попытаешься просто упрекнуть в произошедшем себя самого и свою нетерпимость — так и в следующий раз будет проще смолчать. Лучшим средством для христианина в минуты раздражения или при вспышке гнева является повторение про себя Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

в) Гнев, который горит долгое время (злопамятство). Этот вид гнева — наиболее противен Богу. Ибо Господь заповедал нам прощать ближнего своего. Мы же редко по-настоящему, искренне прощаем нанесенные нам обиды. Бывает, вспомнишь обиду десятилетней давности — и вздрогнешь. Если так, значит, не прощена та обида, а по-прежнему в сердце таится зло на человека, причинившего ее. А потом, когда удастся все-таки простить, то и подумаешь: «А что я, собственно, обижался? Ничего ведь страшного мне не сделали. Это все я по малолетству и по глупости, видать», — и сам на себя подивишься. Значит — прощена обида, и нет в сердце твоем гнева на человека. Вы можете на это возразить: есть такие обиды, которые нельзя прощать, но ведь Спаситель молился на кресте: "Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят!" Господь заповедал не только прощать обижающих, но и молиться за них, потому что несправедливо обижающие нас помогают спастись душам нашим. И святые благодарили своих обидчиков.

Говорили о брате, соседе, великому старцу, что он, приходя к нему, крал, если что находилось в его келии. Старец же видел это и не обличал, но еще более работал, говоря: «Может быть, брат этот имеет нужду». И великую скорбь имел старец, когда так трудился и, однако, находил свой хлеб в оскудении. Когда же старцу приспела кончина, то окружили его братия. Видя того, кто крал, старец попросил: «Приблизься ко мне!» И, поцеловав его руки, сказал: «Братие! Я благодарен этим рукам, потому что через них иду в Царство Небесное». Брат, умилившись и раскаявшись, сделался и сам искусным монахом от дел, которые видел у великого старца» (Древний патерик)

Гнев в любом своем виде — страсть очень опасная. Во-первых, она прямиком ведет к человекоубийству. Мало того, Христос говорил, что человек, ненавидящий ближнего в сердце своем, уже человекоубийца есть. Злясь на ближнего своего, мы тем самым, пусть пока чуть-чуть, но желаем ему смерти. Кстати, именно на этой формуле основаны всяческие ведьминские теории о сглазе. Осознание того, какую силу имеет гневный помысел, очень помогает в борьбе с ним. Мне случалось знать людей, которые, по их же собственному утверждению, обладали сверхъестественной силой. Люди эти крайне осторожно относились не только к своим словам, но и к мыслям. Они никогда не позволяли разгораться гневу, поскольку тот может выйти из-под контроля, и беды тогда не миновать. Нужно бояться гнева, даже той его разновидности, которая никак внешне не выражается, ибо, гневаясь на человека, мы тем самым фактически просим беса лишить этого человека жизни. И любимым своим ученикам бес обязательно помогает. Но гнев опасен еще одним своим качеством. Он чаще всего приходит к человеку тогда, когда тот начинает борьбу со своими плотскими страстями. Любое ущемление плоти делает человека крайне раздражительным и гневливым.

Существует целый ряд вещей, которые способствуют «гневливости». Среди них большую опасность представляют столь любимые всеми компьютерные игры-стрелялки. По утверждению психологов, они снимают агрессию но облегчение это иллюзорно. На самом же деле компьютерные игры дают нам возможность вымещать свой гнев, а как уже было сказано, вымещаемый гнев всегда возвращается в тебя, но только с двойной силой. Способствуют гневливым помыслам и боевики, которые приучают нас спокойно, без отвращения взирать на сцены насилия и даже восхищаться убийцей. Подобные фильмы взращивают в нас культ физической силы и псевдомужества, говоря проще — воспитывают в нас жестокость и безразличие к страданиям.

Сама по себе физическая сила не плоха и не хороша. Но человек, ею обладающий, а в особенности специально ее добивающийся, как правило использует эту силу не в мирных целях, а для «военных действий». Так что стремление к силе равнозначно стремлению к борьбе и к победе в ней. Для православного же человека стремление к борьбе являет собой всего лишь очередное проявление общей гневливости, желание делать зло (даже если зло совершается во имя благих целей, как защита близких, оно все равно остается злом). Схиигумен Савва говорил: «Добро злыми средствами не достигается, и цель не оправдывает средств. Добро недобро сделанное (злыми средствами) — не есть добро».

Культивируя физическую силу, стремясь походить на героев любимых боевиков, мы предаемся гневу с сознанием собственного права на это. И проявления гнева уже не сводятся к словам, а переходят в дела.

Здесь не пойдет речи о террористических актах, серийных убийствах или репрессиях, потому что эти грехи, являющие собой ненависть согрешающего ко всему живому, — это гнев в таких извращенных формах, что подобные поступки нельзя отнести к человеческим слабостям. Их опять же стоит причислять к грехам, вопиющим небу об отмщении за них.
Горожане
+ 509
Аксакал
Ну, не знаю..Что нового можно здесь почерпнуть? А стиль изложения мне гораздо больше нравится у Андрея Кураева.
"Найжаркіші куточки в пеклі залишені для тих, хто в часи найбільших моральних випробувань зберігав нейтралітет" Данте
Горожане
+ 51
Заслуженный
пенсионер

strogiy писал:ежели будет таковое пожелание...


Будет. Больше не спрашивайте.
All we need is love(c)
Горожане
-342
Почетный
гражданин

Yuhim писал:даже не читал, достаточно беглого взгляда


Аналогично

В который раз нам пытаются открыть глаза, что мы не такие, как надо и живем не так, как нужно.
Горожане
+ 51
Заслуженный
пенсионер

clubnicka писал:мы не такие, как надо и живем не так, как нужно.


Но оно ведь так и есть.
All we need is love(c)
Горожане
-342
Почетный
гражданин
ViewPoint, ну да, я ж не спорю. Если бы были такие, как надо, то не жили бы на высоких этажах с белыми унитазами и горячей водой. Это ж любовь к материальным благам, если не ошибаюсь.
 
Доступ закрыт.
  • Чтобы отвечать в темах данного форума Вам нужно авторизоваться на сайте