В свете всего нижеизложенного полезно было бы каждому разумному человеку, я думаю, попробовать заглянуть внутрь себя и попытаться увидеть себя таковым, каковыми мы являемся на самом деле, а не такими какими мы сами себе кажемся и можем казаться окружающим нас людям (нашим близким, просто знакомым, друзьям и т.д.). Эта прекрасная статья адресована всем людям, неравнодушным к самим себе.
Человеческие страсти. Часть 1 Понятие и виды страстей
Прежде чем говорить о страстях, надо разобраться в лингвистических и смысловых сложностях, связанных с этим словом. В современном русском языке слово страсть получило значение, отличное от того, в котором оно употребляется в религиозных текстах.
Под страстью в наше время подразумевается сильное чувственное влечение, крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо или сильно выраженное чувство.
В более широком смысле, произнося слово «страстный», мы имеем в виду «эмоциональный, темпераментный». То есть «страсть» приобретает скорее положительное значение. Страстный человек — человек, способный на сильные чувства и нерациональные поступки. Он противопоставляется бесстрастному роботу, который во всем слушается голоса рассудка, живет по заложенной в него программе. То есть антонимом слову «страстность » в современном языке можно считать слово «рассудочность ». Это два полюса, между которыми находится современный человек.
Но как мы не одобряем чрезмерную рассудочность (бесстрастность), так не одобряем мы и необузданную страстность, которая превращается уже в безумие, полное отсутствие рационального начала.
Так человек, играющий на рулетке ва-банк, вызывает у окружающей публики одобрительные возгласы. Но что скажет та же самая публика, если узнает, что на кону стоит, например, жизнь его жены или ребенка? Так абсолютно непьющий человек в веселой компании будет принят с некоторым недоверием. Но никто не станет восхищаться алкоголиком. И то же с ревностью. Не ревнуешь, значит, не любишь — довольно распространенное в светском обществе представление. Но ревнивец, замучивший жену своими ни на чем не основанными подозрениями и вечными скандалами, не станет для окружающих эталоном пылко влюбленного.
И даже сама по себе страстная любовь хороша только в разумных пределах. Вспомним, например, роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Рогожин страстно любит Настасью Филипповну. Первое время читатель восхищается этой любовью, ради которой герой готов пожертвовать любыми деньгами, всем чем угодно. Но в конечном итоге страсть Рогожина становится разрушительной. Он превращается в безумца. И его страстная любовь уже вызывает не восхищение, а ужас. Он убивает свою возлюбленную и губит в результате себя. Он перестает быть хозяином своей страсти, а напротив, полностью входит к ней в подчинение. И он уже, превращается в бездумного раба, лишенного воли, полностью подчиненного страсти, в того же самого запрограммированного робота, этакого зомби.
На оси, пролегающей между полюсами «страсть» и «рассудок», безопасной оказывается только срединная позиция, позиция умеренности. И в конце концов, даже в понимании светского общества в борьбе между страстью и рассудком именно последний должен одержать победу. Ибо любая страсть, достигнув своего апогея, ведет к потере человеком человеческого облика. Грубо говоря, яркие эмоции — это хорошо, но только до тех пор, пока эмоции эти добровольны, осознанны и контролируются разумом. И здесь мы приближаемся к точке соприкосновения между светским значением слова и церковным.
Страсть в переводе с церковно-славянского означает страдание. Страсть - это болезнь души. Здесь важно не спутать. Дело не в том, что страсть ведет к страданию. Нет. Страсть - сама по себе болезнь, сама по себе страдание души. Страсть и есть то самое неудовлетворенное желание, о котором шла речь в начале. Единственный способ прекратить страдание - это избавиться от страсти, побороть ее.
Склонность к греху, страстность человека — это та же болезнь. Как мы относимся к больному человеку? Мы его жалеем. Точно так же Господь относится к грешнику, к человеку, одержимому страстями. Но больной человек пытается лечиться, чтобы облегчить свои страдания и вернуться к нормальному состоянию. Если больной не лечится — так исключительно по собственной глупости. Так и для человека, одержимого страстями, логично было бы лечиться. Но разве многие из нас лечатся?
Для человека неверующего здоровье телесное — одно из главных благ. Недаром каждый день, приветствуя друг друга, мы желаем друг другу именно здоровья, говоря «здравствуй». Недаром медицина — одна из самых развитых областей человеческого знания. И тем не менее, как часто мы ведем себя неразумно, пренебрегая своим здоровьем. Мы гонимся за деньгами, за славой, за развлечениями. Но какой толк богачу от его денег, если его разбил паралич? Какой толк от славы, если ты болен насквозь, так что даже насладиться плодами этой славы по-хорошему не можешь? То же самое с душевным здоровьем. Мы пренебрегаем им во имя чего угодно. Во имя выгоды, здоровья телесного, во имя удовлетворения своих мелких амбиций. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? » (Мф. 16:26).
Мы не стремимся вылечить свою душу, а всего лишь принимаем время от времени таблетки обезболивающего, предназначенные для того, чтобы на какую-то долю секунды прекратить нескончаемую боль. Мы притупляем эту боль алкоголем, наркотиками, развлечениями, но не пытаемся вылечить себя. Разве таково поведение разумного существа?
Что же такое страсть?
Страстью называют такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания и согретый и воспитанный в сердце, превращается в привычку».
Страсть — последний этап в развитии греха. При повторяющемся действии она (страсть) набирает силу и завладевает человеком.
Выделяют восемь главных страстей, которые, в свою очередь, имеют разновидности:
Таковы названия болезней, одолевающих душу человека. В зачаточном виде в душе каждого человека существуют все восемь страстей. Какая из них доминирует — это уже зависит от обстоятельств. Интересно заметить, что когда одна из страстей однозначно берет верх, остальные отступают, отходят на второй план, хотя и не исчезают вовсе. Так сребролюбец не пойдет в публичный дом, где сможет предаться блуду, потому что за это удовольствие надо платить. И не будет чревоугодничать, потому что еда тоже стоит денег. Деньги для него перестали быть средством самоублажения, а превратились в самоцель. Блудник же, напротив, готов пожертвовать деньгами, и порой немалыми, ради блуда.
Для каждой страсти существует красивое прикрытие, своеобразная яркая, цветастая обертка, которая вызывает восхищение или даже зависть у окружающих. Так, чревоугодник с гордостью называет себя гурманом; блудник говорит о большой и светлой любви или, напротив, о своем мужском достоинстве (женской привлекательности); сребролюбца уважают как человека, нажившего целое состояние собственным трудом; в гневливце видят человека независимого или правдолюбца; одержимого печалью считают ответственным и серьезным; впавшего в уныние, которое гонит из дома, — рубахой-парнем и хорошим товарищем; человека тщеславного восхваляют за упорство, за то, что он многого добился; а гордость в повседневных своих проявлениях считается одним из главных достоинств человека.
Красивые обертки страстям необходимы, ибо человек, будучи от природы добродетелен, так или иначе стремится к добру и красоте. Если демон-искуситель покажет своей жертве истинное лицо страсти, то жертва в ужасе отшатнется от искушения. Многие из нас содрагаются от омерзения, узнав о разных видах сексуальных извращений. Но мы сами — дело другое, наши мелкие похотливые мыслишки кажутся нам красивыми и очень светлыми. Именно в этом и кроется истинное коварство демонов: ведь даже самый страшный скряга некогда был просто экономным, а самый заядлый извращенец когда-то отличался большой влюбчивостью. Ведь ни один бес не покажет нам, что эротические кадры из «Девяти с половиной недель» к концу нашего фильма сменятся «Одним днем из жизни некрофила».
Итак, рассмотрим все страсти подробнее.
Чревоугодие
В переводе на современный русский язык слово «чревоугодие» означает ублажение желудка. Потребность в пище — естественна для человека и любого живого организма. Пища необходима для поддержания жизни в теле. Но часто мы едим вовсе не для поддержания жизни, а из любви к самому процессу поглощения пищи. Именно эта любовь к еде и называется чревоугодием.
Выделяют чревобесие — любовь к чрезмерному количеству пищи (оно может выражаться в сильном объедании или в постоянной потребности что-то жевать в течение всего дня), гортанобесие — наслаждение вкусом пищи (крайняя степень гортанобесия — это так называемое гурманство, столь уважаемое культурными, образованными людьми).
Сюда можно также отнести пьянство. Конечно, Православная Церковь разрешает употреблять вино, но в умеренных количествах и явно не для того, чтобы напиться до состояния невменяемости. Любовь к состоянию опьянения (уж не говоря об алкоголизме) является той же страстью чревоугодия.
Страсть чревоугодия кажется на первый взгляд безобидной, но на самом деле она опасна. Состояние сытости или опьянения притупляет ум и ослабляет волю к борьбе с грехом. Вспомните состояние сытости: оно очень часто сопровождается расслабленностью, сонливостью, ощущением тупого удовольствия жизнью. После хорошего обеда одолевает лень и желание праздности, хочется спать. Кроме того, уже давно научно доказано, что рацион питания во многом определяет некоторые черты характера. Есть целый ряд продуктов ( в том числе мясо), которые “повышают потенцию”, т.е. воспаляют блудную страсть. То же самое мясо повышает в человеке агрессивность, гневливость. Всегда разврату предшествует пир с обильной выпивкой и закуской. И падение Содома и Гоморры начиналось с больших пиров.
О вреде пьянства говорить, наверное, не обязательно. Вред этот, наносимый и душе, и телу, совершенно очевиден каждому. Стоит только посчитать, сколько дурных поступков совершаем мы в состоянии пусть даже не самого сильного опьянения, поступков, которых в трезвом виде никогда бы, возможно, не совершили.
За первой стадией веселья приходит вторая, когда человек начинает терять контроль над собой. Алкоголь воздействует на центральную нервную систему, и человек в стадии алкогольного опьянения не может координировать не только движения и речь, но и свои морально-нравственные устои со своими же поступками. Он оказывается в неправильной системе координат: не может верно оценить расстояние, время, силу удара. Точно так же не может верно оценить свое поведение: так многие деятели искусства любили выходить на сцену «под шафе», в полной уверенности, что их исполнение в таком состоянии — превосходно. На самом же деле они пели или играли очень плохо, просто не могли оценить своё исполнение адекватно. В результате человек абсолютно лишается «тормозов», и все его дурные наклонности, которые он умеет сдерживать в трезвом состоянии, тут же проявляются.
Блуд
Блуд изначально делится на плотский и духовный. Духовным блудом именуют стремление совокупляться умом с различными знаниями и учениями (ложными). Таким образом, занятие оккультизмом, магией, увлечение восточными религиями и прочие блуждания умом с целью проникнуть в потусторонние сферы называются «духовным блудом». Занимаясь подобного рода деятельностью, душа изменяет Богу с демонами.
Но чаще слово употребляется в первом значении, когда блудом называется желание плотской любви. Сексуальное влечение (точно так же, как потребление пищи) — нормальная функция человеческого организма. Но цель соития мужчины и женщины — продление рода и погашение страстей. Церковь не осуждает половой жизни между мужем и женой, но ограничивает сферу полового влечения семьей. По слабости человеческой не всем дано жить по-монашески, так же как не у всех хватает сил всю жизнь ущемлять себя в пище. Но в идеале сексуальная жизнь человека, так же как и пища, не должна превращаться в средство получения удовольствия.
Здесь важно понимать, что греховным является не физический процесс возбуждения, а наше услаждение этим процессом.
В самом процессе полового акта нет ничего безобразного или уродливого — это нормальное проявление человеческого организма. Соитие мужчины и женщины в браке — проявление любви друг к другу, соединение «двоих в одну плоть ». Плодом такого соединения, по Божией воле, является ребенок.
Здесь нужно написать еще несколько слов о браке, ибо брак для православного — это не только способ узаконить свои отношения с противоположным полом, это и не механизм для размножения и даже не экономически выгодный вариант ведения домашнего хозяйства. Брак имеет «самостоятельную цель — достижение вышеличного единства супругов, возносящую их в сферу Божественной жизни, объединяющую их с церковью, но вместе с тем требующую трудного подвига всецелого самопожертвования».
Таким образом, брак хоть и связан с «родовой жизнью», все же может существовать совершенно независимо от нее.
Действие блуда (в отличие от остальных страстей) наиболее очевидно, возможно потому, что проблемам сексуальной жизни очень много внимания уделяли психологи.
Блудными помыслами пропитана фактически вся наша жизнь. Мы еще согласимся, с горем пополам, скромно питаться, но напрочь исключить из своей повседневности блуд оказывается совершенно выше наших сил. Для многих любовные похождения — единственное, что представляет в жизни интерес. Отказаться от них или хотя бы от разговоров о них — значит, лишить себя всего.
В конечном итоге выясняется, что страсть эту побороть крайне сложно. Существует множество рассказов о том, как в монастырях монахи страдали от нападений блудной страсти и доходили нередко до того, что просто уходили из монастырей в мир, не в силах справиться с плотским желанием. Даже опытные старцы и подвижники говорили о том, что до самых преклонных лет одолевали их блудные помыслы.
Блуд бывает трех видов:
а) Совокупление одного пола с другим.
б) Мастурбация.
в) Похоть (блуд, производимый умом и сердцем). К этому виду одержимости блудной страстью несомненно можно отнести просмотр порно- или эротических фильмов (журналов и пр.), наблюдение за другими людьми, занимающимися сексом, чтение эротических романов, посещение стриптиз-шоу, разговоры о сексе и многое, многое другое. Греховным является и представление греха в воображении. «Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые мысленно может совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что впадая в этот грех (внутренней нечистоплотности) через воображение, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настанет для него момент (настоящей) деятельности, душа его оказывается вся истощена, неспособна к добру и к власти над собой» (прот. С. Четвериков).
В Евангелии сказано: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 3:5). Так что даже само желание удовольствий такого рода — уже проявление блудной страсти.
В наше время говорить о блуде довольно сложно, потому что, в отличие от других страстей, которые сейчас одолевают человека не больше (а если и больше, то незначительно), чем в прошлые века, повсеместная одержимость блудной страстью стала бичом конца XX – начала XXI веков. Сексуальная революция возвела блуд фактически в ранг социальной добродетели. В свое время похождения Казановы стали притчей во языцех. Попади знаменитый прелюбодей в наш век, он бы почувствовал себя невинным младенцем рядом со многими представителями нашего общества. И почти бессмысленным кажется писать о блудных помыслах, потому что даже отсутствие внебрачных половых связей уже можно считать большим подвигом, за который верный супруг или хранящий целомудрие юноша нередко подвергается насмешкам и нападкам со стороны друзей. Количество партнеров является предметом гордости. Гордиться победами на этом фронте особенно свойственно мужчинам, но и женщины в процессе эмансипации уже догоняют сильный пол. Число партнеров медленно от двухзначного стремится к трёхзначному.
Человек, одержимый блудной страстью, становится опасен для нетвердых духом. Блудный бес ненавидит целомудрие. Как часто блудливый человек склоняет целомудренного друга к своему образу жизни. Молодые барышни, испытав радости плотской любви, просто из кожи вон лезут, убеждая целомудренную подругу расстаться с девственностью:
«Ну, давай, переспи с ним, наконец. Вы уже целую неделю встречаетесь. И вообще, кончай ты с этим правильным образом жизни. Тебе уже 16, а ты все еще девственница. Пора бы уже. А то так и останешься в старых девах».
Да и вообще целомудрие, воздержание от плотской любви нередко расценивается как некоторая ущербность, недостаточность человека.
Одна очень красивая, но весьма скромная в отношениях с противоположным полом девушка, назовем ее Света, влюбилась. После нескольких месяцев романа, в течение которых она не позволяла молодому человеку ничего лишнего, девушка поняла, что чувство ее сильно и она готова на физическую близость. Но одновременно с этим она ощутила сильное смущение от сознания своей девственности и страх, что из-за этого возлюбленный начнет презирать ее. Промучившись несколько дней, но так и не рискнув признаться своему молодому человеку в этом «недостатке», она решила исправить ситуацию. Света позвонила одному из своих многочисленных ухажеров и предложила встретиться. Ухажер оказался менее опытен, чем рассказывал, поэтому первый раз не удался. С огорчения он выкурил пачку сигарет, выпил бутылку водки, после чего несчастная Света была фактически изнасилована. Ситуация закончилась печально. Возлюбленный Светы, узнав, что она не девственница, очень разозлился. «Ах так, — вскричал он, — я-то думал, что ты не подпускаешь меня, блюдя девственность, а оказывается, ты просто издевалась и все это время я мучился зря», — и бросил ее в тот же день.
Поведение девушки в этой истории весьма показательно и типично. Будучи от природы и по воспитанию человеком весьма целомудренным, она не могла пойти на близость с мужчиной без сильного чувства. И в то же время, получая ежедневно поток определенного рода информации, она к какому-то возрасту начала стыдиться своего целомудрия. Точно так же типично поведение молодого человека. Лишить подругу девственности казалось ему почетным завоеванием. Но выяснив, что приз достался кому-то другому и время потрачено зря, он пришел в ярость. Если же вернуться к Светиным чувствам, то нужно отметить, что подобные комплексы у женского пола воспитывают в том числе сами мужчины: «Да ну, ненавижу девственниц: они вечно ничего не умеют, всему их учи, все им показывай. А потом влюбится еще какая-нибудь — не будешь знать, как отвязаться».
И даже смешно на этом фоне всеобщего разврата говорить о том, что «безопасный секс», «планирование семьи», все виды предохранения — тоже суть порочны, потому что обучают и втягивают людей в разврат — когда плотские отношения необходимы уже уму и душе, а не истощенному телу.
Опасность потакания блудной страсти состоит еще и в том, что нередко блудник, пресытившись традиционными видами секса, ищет новых удовольствий, каковыми могут стать групповой секс, садомазохизм и прочие виды извращения. Другим следствием невоздержанности может стать аборт. Эти следствия, являющиеся сами по себе страшнейшими грехами, грехами, противоестественными человеческой природе, грехами, совершаемыми не по слабости, а исключительно по злому умыслу, делают спасение души если не невозможным, то, по крайней мере, крайне сложным. Аборт и извращенные виды секса относятся к разряду грехов, вопиющих небу об отмщении за них.
Но перестать спать со всеми подряд — вовсе не значит победить блудную страсть. Не находя удовлетворения в поступках, страсть заполняет мысли. Впрочем, когда удается вытеснить похоть из мыслей, что оказывается под силу только людям высокой духовности, даже и тогда нельзя считать страсть побежденной.
Последнее довольно подробно доказано в трудах знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда, который детально разбирает, как неудовлетворенное, и моментами даже не осознанное, желание находит лазейки в снах, ошибочных действиях и других сферах нашей жизни. Приписывая сексуальному стремлению очень важную роль, Фрейд отнюдь не противоречит религии (правда, психолог принципиально иначе, нежели Православная Церковь, оценивает это явление), даже, напротив, на научном языке подтверждает то, что святые отцы писали за много лет до рождения ученого. Фрейд, например, очень много внимания уделяет сновидениям как выражению неосознанных стремлений. Точно так святые отцы говорили, что страсть блуда можно считать побежденной только в том случае, когда не только в действии ты не согрешаешь прелюбодеянием, не только не лелеешь блудные помыслы, не только не вожделеешь представителей противоположного пола, но далее и во сне не являются тебе блудные и обольстительные образы.
strogiy писал:Духовным блудом именуют стремление совокупляться умом с различными знаниями и учениями (ложными).
Сейчас вот эта статья совокупилась с моим умом... причем в извращенной форме... Я себя отношу к людям неравнодушным к себе, но это - не мое, не лежит душа...примитивизм для приматов.
У меня возникает ощущение, что топикстартер успевает вбросить свой очередной перл на этот форум в те редкие дни когда имеет возможность добраться до компьютера. Например когда главврач на совещании или семинаре в другом городе, а сестры пью чай в ординаторской...
"Если кто-то вас не переваривает, значит не сумел сожрать". :)
strogiy писал:Блудными помыслами пропитана фактически вся наша жизнь. Мы еще согласимся, с горем пополам, скромно питаться, но напрочь исключить из своей повседневности блуд оказывается совершенно выше наших сил
Протестую!!! Качественный блуд, и тут дамы меня поддержат, возможен только при хорошем питании!!! Нет недоеданию!
strogiy писал:а) Совокупление одного пола с другим.б) Мастурбация.в) Похоть (блуд, производимый умом и сердцем).
Есть и четвёртый вид: любовь к Родине в особо извращённой форме.
Вообще, грустно это всё как-то... Избито, по сто раз слышенно, не ново и с притензией на святость. Кому это нужно? Ради чего? За чем? Yara прав: весеннее обострение на каждого по своему действуют)))
Не существует безвыходных ситуаций, лишних людей, случайных встреч и потерянного времени.
кто не уверен в себе и свои неудачи связывает с заговором, наверняка может найти для себя много интересного в том тексте. даже не читал, достаточно беглого взгляда.
пенсионер
старейшина