Давненько возникла мысль, я ее как-то излагал в разговоре с А.Н.Лушаковой, собраться как -нибудь городским историкам- профессионалам вместе с профессиональными историками-любителями и попытаться составить каталог белых пятен( термин надеюсь понятен всем) городской истории, в который должно вноситься все то что на исследовалось и не описано в монографиях и др. исторических трудах . Если такого перечня нет в природе давайте попытаемся составить его вместе. Для этого необходимо: - модераторам повесить эту страницу первой , как минимум на год,вне зависимости от поступающих сообщений, с тем, чтобы она не терялась среди других и всегда была на виду; -- право внесения тем в перечень оставить за модераторами, а сами темы будут отбираться ими из сообщений форумчан не реже чем один раз в неделю; -каталог разместить сразу за этим сообщением разбив его на несколько частей ( можно по столетиям, можно по темам либо др. признакам); -предложения участников форума должны иметь краткие пояснения и вноситься после ознакомления с списком;
Работа эта хлопотная, но думаю, что по завершению будет полезной , в том числе и для поколений идущих за нами. А составив такой каталог, пусть даже не полный, мы все поймем как много мы растеряли и как много мы не знаем
Добавлено спустя 20 минут 55 секунд:
Для затравки и начала даю перечень тем которые, на мой взгляд, не изучались и не описаны в работах: -история дислокации в Кременчуге 4-го уланского Харьковского полка; -история дислокации в Кременчуге 35 Брянского пехотного полка - Кременчугская окружная ячейка ОСОАВИАХИМа- 1927-1936 г. -Кременчугский аэроклуб 1937-1941 г.; -75 смешанная авиадивизия 1940-1941 г -авиация в обороне Кременчуга 1941 г. -авиация в о освобождении Кременчуга 1943 г. - история дислокации в Кременчуге 113 истребительного авиаполка -история дислокации в Кременчуге 10 ВАШПОЛ (исследована не полностью) -история кременчугской теплоэлектростанции (исследована частично) -история городских учебных заведений; -история городских коммунальных служб и предприятий (по горводоканалу книга закончена, скоро выйдет); - история городского транспорта; - история пожарной службы города; -кременчугский военный госпиталь; -кременчугские артсклады; -городские парки; -промышленные предприятия (есть перечень дореволюционный)
Для начала ,думаю достаточно, но если дело пойдет и найдет поддержку, будем думать. Можно, а скорее необходимо, составить библиографию по Кременчугу. Это даст возможность ориентироваться как в том, что есть , так и в том чего нет.
И это белое пятно покрывает всю историю.... Если работы по дореволюционной истории города еще есть широкоохватывающие, то революционный и последующий -это только отдельные детали. Вот взялись немного за ополченцев- и как мало в итоге мы знаем,несмотря на то,что даже книги по это писались. А даже общегородская история вроде книги Николайчика неизбежно захватывает только отдельные наиболее яркие моменты...А чуть в сторону от магистрального хода истории - много чего неясно. Вообще не мешало бы в городе проводит акцию "Мемуары моего дедушки-бабушки". Как-то стимулировать граждан на написание хотя бы кратких мемуаров и школьников также на это сподвигнуть.Пусть они каждый год ко дню города опрашивают своих дедов и бабок- что где было и что они помнят. Нечто такое было по голодомору. Схема простая - дед диктует, а внучек пишет.Я.Иванов И.И. родился в городе тогда-то. Семья моя жила тогда на улице....Соседом у меня была семья .... В магазин мы ходили за квартал вниз, цена на хлеб тогда была....Родители мои тогда ,работали токарем и поварихой,получали по столько... Если что-то интресеное вспомнили,то рассказать... Если давать писать мемуары людям,не чувствующим вкуса к писанию,от них много писания не добьешься.А вот про бытовое много людей вспомнят чего и соседей тоже. И простимулировать детей и дедушек как морально,так и материально.... А уже потом эту кучу бумаг будут десятилетиями разбирать историки из КПУ и студенты писать курсовые- "Цена хлеба в Кременчуге в 20 веке"....
Благими намерениями вымощена дорога к AD (c) Старший сержант запаса.
А.Бышенко, Очень хорошая мысль. "Белых пятен", а точнее "белых океанов" в истории нашего города очень много: весь дореволюционный и довоенный периоды освещены фрагментарно, без деталей.
AD писал:Как-то стимулировать граждан на написание хотя бы кратких мемуаров и школьников также на это сподвигнуть.Пусть они каждый год ко дню города опрашивают своих дедов и бабок- что где было и что они помнят.Нечто такое было по голодомору.Схема простая - дед диктует, а внучек пишет.Я.Иванов И.И. родился в городе тогда-то. Семья моя жила тогда на улице....Соседом у меня была семья ....
Тоже очень хорошая мысль. Наша кафедра в следующем году планирует провести краеведческую конференцию, посвящённую 440-летию Кременчуга, конечно же надо поощрять студенческую науку, прежде всего в поисковм направлении. Будем работать.
"Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит". Артур Шопенгауэр
А.Бышенко, Поддерживаю! Хотя бы рамки этих "белых океанов" очертить, и заполнять потихоньку. Свои "белые пятна" я уже излагал: из масштабных - Куруковская битва, дивизия Народного ополчения ( в смысле где это происходило на местности, и что там происходило). Следующей свой задачей хочу выложить на космическую карту города сохранившиеся исторические здания с "табличками" что это было раньше и что сейчас.
Долгие годы мне не даёт покоя тема,. которую так же можно отнести к белым пятнам итории нашего города... Имею ввиду причины по которым в, самом начале 70-х, из Кременчугского подчинения вывели город Кремгес и п.Власовку,повлёкши за собой географические изменения на карте Кременчугского района. Следом с удивительной поспешностью был отделён город-сателит Комсомольск(при этом его переподчинили Полтаве).... Помню что это, каким то образом, совпало с упорными слухами. того времени, о планах правительства провести админреформу Полтавской области с переименованием её в Приднепровскую,а областным центром зделать Кременчуг. В результате много лет меня грызут подозрения,что товарищ Моргун используя свои личные связи и пик авторитета как учёного+управленца+героя труда+члена ЦК КПУ смог воспрепятствовать этому процессу с помощью вышеописанных рокировок... Очень хотелось бы услышать мнение компетентного человека по данной ситуации.
А.Бышенко, Поддерживаю сделать такой каталог. Готов помочь в роли модератора. Единственное что нужно - это очертить рамки этого каталога, а то кое что непонятно.
- история городского транспорта; Занимался вплотную. Оказалось что про историю троллейбуса я вообще первый кто писал. Про трамвай написано было чуть больше, но тоже немного. В итоге накопил достаточно информации по городскому транспорту, тоесть - схемы движения, развитие, пс и т.д.
В этом ненормальном мире даже нормальный человек считается ненормальным в виду его нормальности. Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
По транспорту могу сказать следующее. До трамвая существовала какая-то система пас. перевозок, может извозчики, может еще что-то. Кроме этого необходимо осветить вопрос пас. перевозок в период 20-67 г., т.е. до организации троллейбуса. Такими перевозками занимался таксомоторный парк, затем он назывался автобусный, затем. АТП, который существует и ныне( есть даже 2-3 фото автобусов на базе ЗиС-5 послевоенного периода) По троллейбусам надо встречаться с Левитаном Л.Я., (встречу могу организовать), готовить вопросник и все писать на видеокамеру.Он был начальником тр. упр.не меньше 20 лет.. Одно время я намеривался записать рассказ Черныша В.Д который хорошо знал историю коммунального хозяйства города начиная с 53 г. Все откладывал, считал успею.... а Владимир Дмитреевич неожиданно умер после операции на почке.Жив еще Соколов И.Н. хорошо знающий коммуналку. Очерчивать какими-то рамками, во всяком на этапе сбора информации для каталога , я бы не стал. Надо для начала повесить эту тему на постоянно первой , дать небольшую информацию о целях. Ну и заглавие должно быть призывающим к участию, к примеру: ,,Внеси свою тему в каталог белых пятен городской истории,, А дальше будет видно. Может заглохнет тема, а может наоборот. Нужны будут также консультации с проф. историками( их участие в проекте вообще считаю обязательным) и возможно с музеем. По границам города это вообще не паханное поле и простор для диссертации. Тема к примеру может называться так. ,, Административные границы г. Кременчуга от средневековой крепости до современности,,
А.Бышенко, Да, сколько ещё не изведанного и не изученного. Чёрт побери! Ну почему об этом голова должна болеть у любителей, когда в городе есть люди, которым это положено делать по должности!
По поводу Приднепровской обл. На сколько я знаю по кулуарным сплетням, обеспечивая связь первых лиц города в 70-е - 80-е годы (документов ни каких нет), Полтава очень ревностно следила за тем, что бы в Кременчуге не появилось что ни будь раньше чем у них. Первая 9-ти этажка сначала в Полтаве, и только после большого скандала в Кременчуге. Реч. вокзал - "что им дебаркадера мало" это Моргун на селекторе. "Мы речной порт на Днепре"! К нам рекой приезжают тысячи людей, в том числе и иностранные делегации, а у нас вместо вокзала, какой-то сараюшко!" - Это Козенко Моргуну. Примерно такой же диалог по дворцу культуры. "У вас шикарный дворец КрАЗ", у каждого предприятия свой клуб - зачем вам ещё и городской дворец?" - Это Моргун. "Мы промышленный город, у нас не все работники КрАЗа, КВСЗ и Дормаша. Городу просто необходим культурный центр!" Это Козенко. Комсомольск (и Кремгэс то же) строились как Кременчугские "Черёмушки". Я знаю точно, что планировалась организация троллейбусного маршрута на Комсомольск, после завершения строительства новой дороги. Но вместе с Комсомольском, Кременчуг сразу значительно опережал Полтаву по числу населения. Моргун приложил все усилия, что бы этого не случилось. Комсомольский ГОК стал Приднепровским, а вскоре Полтавским. У Козенко были какие-то связи в Москве и ему многое удавалось сделать через голову Полтавы. С большим трудом удалось пробить проект строительства мемориала Славы на месте нынешнего базара. Сейчас читаю по нему документацию и не перестаю удивляться, как глубоко был продуман этот проект! Ещё один проект был "выбит" через голову Полтавы: площадь Победы. Здесь планировалось построить ряд административных зданий, в том числе и высотных. Так в первой очереди значилось 16-ти этажное здания городского вычислительного центра. Под него был вырыт котлован и забиты сваи. Здание должно было стоять в торце трёх этажного корпуса (где сейчас АТС-3). Но увы! Казенко обвинили в каких-то махинациях с квартирами и сняли с должности Первого секретаря. Моргун поставил "своего" Залудяка, и уже без помех разделался со всеми этими кременчугскими прожектами, как он выразился! Котлован засыпали, а проект памятника убрали "под сукно" прикрывшись недостатком средств на более насущные городские проблемы. Сметная стоимость этого проекта всего 700 тыс, без стоимости самой скульптуры. Для города в те времена, смешные деньги!
А.Бышенко, Может упорядочить уже созданные темы в исторической ветке в одной теме, с комфортным переходом из одной темы в другую?
А.Бышенко писал:Кроме этого необходимо осветить вопрос пас. перевозок в период 20-67 г., т.е. до организации троллейбуса. Такими перевозками занимался таксомоторный парк, затем он назывался автобусный, затем. АТП,
Да, этим занимались автобусы. Но судя по фотографиям их было или очень мало, или были очень востребованы. Так как на одном видео 50-тых годов народ едет чуть ли не на ступеньках автобуса.
А.Бышенко писал:По троллейбусам надо встречаться с Левитаном Л.Я., (встречу могу организовать), готовить вопросник и все писать на видеокамеру.Он был начальником тр. упр.не меньше 20 лет..
А вот это действительно хорошая идея. Кучу вопросов по троллейбусам Кременчуга могу хоть сейчас написать. Сильно много непонятного в кременчугском троллейбусе. Например - почему начали и бросили ветку на Ампер? Когда её начали строить? и т.д.
Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд:
Iva писал:Чёрт побери! Ну почему об этом голова должна болеть у любителей, когда в городе есть люди, которым это положено делать по должности!
Они же за это деньги получают. Но это все их неинтересует.
В этом ненормальном мире даже нормальный человек считается ненормальным в виду его нормальности. Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
С большим трудом удалось пробить проект строительства мемориала Славы на месте нынешнего базара. Сейчас читаю по нему документацию и не перестаю удивляться, как глубоко был продуман этот проект! Ещё один проект был "выбит" через голову Полтавы: площадь Победы. Здесь планировалось построить ряд административных зданий, в том числе и высотных ... Очень хорошо помню конкурсные работы по проекту площади Победы (на месте бывшего кургана Славы) . Они выставлялись в холле Дома Офицеров. В некоторых явно прослеживалась гигантомания (влияние Мамаева кургана), ну а в основном были очень реальные интересные работы....
(c)
Старший сержант запаса.
Артур Шопенгауэр
гражданин
Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!
гражданин
Все грамматические ошибки являются уникальным стилем автора и обсуждению не подлежат!