Немецкое донесение о первом допросе нашего земляка - командира подводной лодки Щ-403 капитан-лейтенанта Семена Ивановича Коваленко, который попал в плен 19 февраля 1942г. Допрос проводился на борту минного заградителя "Brummer"
Цитата:Допрос проводил лейтенант береговой артиллерии Рихард Кауфманн, в качестве переводчика выступал старший ефрейтор Лоренц. Спасённый командир лодки оказался единственным уцелевшим с неё. После того, как он получил первую медицинскую помощь для сломанной кости одной из его ног и огнестрельного ранения другой, он показал следующее: Имя: Коваленко Семён Иванович, капитан-лейтенант, командир
"... Пленный не производит впечатления ожесточённого или фанатичного человека, он спокоен, держится в рамках интеллигентности и у него иногда проявляется юмор. Он отвечает без особых размышлений и чаще всего в дальнейшем, когда через определённое время к этой теме внезапно возвращаются вновь, он сам себе не противоречит. О вещах, в которых он что-то понимает, он говорит даже с удовольствием, просит бумагу, чтобы что-то нарисовать, показывает в "Вейере" (карманный справочник по корабельному составу военно-морских флотов мира "Weyer's Taschenbuch der Kriegsflotten") типы известных ему кораблей, а на карте – точки и маршруты. Однако, выяснилось, что большевистский капитан-лейтенант не располагает никакими слишком важными новостями, и что он, по-видимому, вовсе не задумывался над такими вопросами, как, например, англо-русское сотрудничество, и больше ничего сказать не может. Когда один раз его показания показались сомнительны, и переводчик призвал его говорить правду, он очень серьёзно протянул тому свою руку и дал своё честное слово".
Предыдущие задачи: "Это был мой первый поход во вражеские воды. До этого в моих походах я находился между мысом Святой Нос и мысом Канин Нос, на выходе из Белого моря, чтобы препятствовать проникновению немецких "эсминцев" . На вопрос, что это такое, он показал в "Вейере" большевистский эскадренный миноносец "Фрунзе" – он подразумевал немецкие эскадренные миноносцы.
Базы подводных лодок В качестве баз подводных лодок он назвал Мурманск, Полярное и Йоканьгу (на 29°20'), у входа в Белое море. Но в последнем пункте с начала войны больше нет подводных лодок.
Ход боя: Спрошенный, почему он раньше не заметил нас, он объяснил, что его гидроакустический локатор не работал и не работает. И хотя в последний раз пребывания на верфи специалисты этот прибор перебрали, и тот считался приведённым в порядок, но наделе он оставался таким же неисправным, как и был раньше. Он как раз хотел лечь спать, как его позвали на мостик. Когда он поднялся на мостик, "Бруммер" уже прошёл за его кормой. При этом со всех сторон летели трассирующие пули – дальше он уже ничего больше не помнит. Он считает, что причиной перелома его ноги является огнестрельное ранение, в то время, как в действительности это могло возникнуть от тарана. Показания о нескольких минутах боя крайне ненадёжны и расплывчаты. Больше он ничего не может вспомнить.
Личные данные: "Я женат и имею 2 детей, маленьких девочку 6 лет и сына 2 1/2 месяцев. Вместе с моей женой мы ещё до войны жили в Мурманске, так как я служил на Северном флоте. Я родился в 1909 году, а моя жена - в 1912-м"
Цитата:Спасённый командир лодки оказался единственным уцелевшим с неё
На самом деле подводная лодка Щ-403, которой командовал Коваленко, уцелела. Лодка получила пробоину прочного корпуса в третьем отсеке, пулевые и осколочные повреждения в легком корпусе, надстройке и ограждении рубки, в результате таранного удара немецкого тральщика М-1503 перекосило влево ограждение рубки и сорвало тумбу зенитного перископа. Подлодку привел в базу старпом - старший лейтенант П.В. Шипин, 21 февраля 1942г. Щ-403 прибыла в Полярное. Повреждения рубки Щ-403 после таранного удара немецкого тральщика М-1503:
Цитата:Это был мой первый поход во вражеские воды
Коваленко сказал немцам неправду. Под его командованием Щ-403 совершила два похода к берегам северной Норвегии: первый поход - с 17 ноября по 1 декабря 1941г. лодка действовала в районе Вардё, второй поход был с 17 декабря по 4 января 1942г. в районе мыса Нордкап.
Fogel (07.03.2018, 16:03) писал:как командир оказался вне лодки
Кстати, случаи, когда советские подводные лодки возвращались из боевых походов без командиров были на Балтике в 1941г., хотя там это происходило не в ходе боя, а в результате неправильных действий экипажа. 11 августа 1941г. при переходе из крейсерского положения в позиционное произошло аварийное погружение подводной лодки Щ-405 - в результате погиб командир лодки капитан-лейтенант Илья Александрович Сидоренко и три человека, находившиеся в тот момент на мостике:
Цитата:Утром 11 августа в районе маяка Богшер, командир, опасаясь быть обнаруженным, решил перейти из крейсерского положения в позиционное. Сидоренко отдал соответствующую команду командиру БЧ-5 старшему лейтенанту Савенко. Тот передал приказание находившемуся в центральном посту старшине трюмных Костуру. Командир не учел, что волнение моря в тот момент составляло 5-6 баллов, и шахты вентиляции с газоотводами дизелей легко могли быть накрыты набегающей волной. Вахтенный офицер, стоящий на мостике вместе с командиром был не в курсе его приказаний. Не перекрыв шахты вентиляции и не подав соответствующего ревуна, Костур начал принимать главный балласт. Подводная лодка шла полным ходом, поэтому начала стремительно погружаться. Обнаружив свою ошибку, командир скомандовал: "Всем вниз!". Мостик успели покинуть военком Горбунов и вахтенный офицер, который успел закрыть рубочный люк в момент, когда в него уже хлынула вода. Подводная лодка стремительно проваливалась на глубину. Через открытые шахты вентиляции вода, поступившая внутрь прочного корпуса, нарушила изоляцию аккумуляторной батареи, залила дизели, агрегаты питания радиоаппаратуры и некоторые вспомогательные механизмы. Щ-405 упала на грунт на глубине 125м. Еще на глубине 60-70м на подводной лодке раздалось два взрыва – это давлением раздавило среднюю цистерну и носовой спасательный буй. По приказу военкома в командование подводной лодкой вступил командир БЧ-1-4 лейтенант Пенькин, так как помощник командира Петровский оказался не в состоянии командовать кораблем. Через полчаса Щ-405 всплыла, и, описав циркуляцию в надежде найти смытых за борт людей, направилась в точку рандеву с эскортом. При аварийном погружении подводная лодка потеряла 4 человека. Погиб командир корабля, а так же старший лейтенант Е.С. Настин, помощник командира Щ-406, командированный для стажировки и «приобретения боевого опыта», командир отделения рулевых старшина 2 статьи Черкасов Е.Л., и командир отделения рулевых старшина 2 статьи Медведев Г.Ф.
7 ноября 1941г., при всплытии в 9-тибальный шторм, с мостика подводной лодки С-9 смыло за борт командира капитан-лейтенанта Сергея Анатольевича Рогачевского и еще двух краснофлотцев:
Цитата:Утром 7 ноября при нахождении на грунте во время шторма подводная лодка ударами о камни повредила лопасти правого винта, вертикальные и горизонтальные рули были заклинены. Через несколько часов при безграмотном всплытии (лодка всплыла кормой к волне в 9-балльный шторм) смыло за борт командира Рогачевского, вахтенного офицера Милованова и сигнальщика Дрохина. Масса воды, попавшая в лодку через открытый рубочный люк, придала субмарине отрицательную плавучесть, и она чуть не погибла, провалившись на глубину 56 м. К счастью, люк удалось задраить. Через 10 минут лодка всплыла, но обнаружить смытых волной людей не удалось. В отсутствие командира в командование лодкой вступил его помощник старший лейтенант Дьяков. 9 ноября С-9 начала возвращение в базу, и 13 ноября благополучно прибыла в Кронштадт
Интересная статистика по коллаборационизму в СССР.
Всего на территории СССР в той или иной степени сотрудничали около 3,5 миллионов человек.
Так на начало 1943 года (пик численности коллаборантов) на немцев работали: 1. В вермахте и СС около 1,3 миллионов человек, т.ч.: - 80 тысяч в "восточных батальонах" - 400 тысяч добровольных помощников "хиви" - 65 тысяч бойцов службы порядка "оди" (охрана объектов и борьба с партизанами и диверсантами в прифронтовой зоне) - 390 тысяч в полицейских формированиях в зоне контроля армии (полицейские формирования в тылу в зоне контроля армии); - 365 тысяч в службе армейских перевозок 2. В полицейских формированиях на территории рейхскомиссариатов - 400 тысяч 3. В составе Организации Тодта (строительство оборонительных сооружений и других военных объектов, ремонт и строительство автомобильных и железных дорог, мостов и прочих сооружений) - 400 тысяч 4. В подчинении гражданской администрации (чиновники оккупационной администрации, сельские старосты, сторожа, участники отрядов самообороны, работники оборонных предприятий, водного и железнодорожного транспорта, МТС и элеваторов, сотрудники газет и отделов пропаганды) - 850 тысяч. 5. Осведомителей и агентов (частично накладываются на предыдущие категории) - 530 тысяч.
И это без Галиции (она входила в Генерал-губернаторство и проходила по другой статистике), а также без деятелей различных антисоветских и националистических организаций, которые формально не входя в оккупационные структуры тем не менее содействовали оккупационной политике.
Также любопытна разбивка по национальному составу тех кто служил в составе вермахта и СС в 1941-1945 годах. Всего через эти структуры прошло около 1,7 миллиона человек (без учета жителей Галиции и фольксдойчей). Итак, служили в вермахте и СС: русских — 800 тыс. украинцев — 250 тыс. белорусов — 47 тыс. латышей — 88 тыс. эстонцев — 69 тыс. литовцев — 20 тыс. казаков — 70 тыс. представителей народов Средней Азии — 180 тыс. представителей народов Северного Кавказа — 30 тыс. грузин — 20 тыс. армян — 18 тыс. азербайджанцев — 35 тыс. поволжских татар — 40 тыс. крымских татар — 17 тыс. калмыков — 5 тыс.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
пенсионер
(с) Ш.Руставели, "Витязь в тигровой шкуре".
пенсионер
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
пенсионер
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
пенсионер
пенсионер
(с) Ш.Руставели, "Витязь в тигровой шкуре".