У многих считающих что советская армия воевала плохо есть аргумент про то, что "у Сталина было больше танков", про гигантские потери танков в первые недели и небольшие немецкие потери.
Но при этом забывается нюанс, что немцы атаковали и занимали территории, а большая часть безвозвратной потери техники приходится на технику, оставленную на территории противника.
Так например статистика по танкам Т-28 из состава 10 танковой дивизии КОВО - из 51 танка который числился на начало войны через месяц не осталось ни одного.
При этом безвозвратные боевые потери составили только 4 танка!!! А остальные: 32 танка оставлено из-за поломок (7 в пункте дислокации, 15 во время маршей, 4 во время боя и 6 при отступлении) 6 уничтожено на ремпунктах из-за невозможности эвакуации 4 брошены из-за отсутствия горючего 2 застряли на препятствиях 3 пропали без вести.
Если не учитывать потерь без вести то из 48 танков 44 остались бы в строю при стабильном фронте или нашем наступлении. Так что дело не в умении воевать, а в том кто наступает. Когда наши войска прорывались, то немецкие потери в технике также были пропорционально высокими.
Аналогичная ситуация с самолетами - почти половина потерь истребительной авиации в начале войны приходилась на графу брошены при отступлении. Боевые повреждения, неудачная посадка, да обычная поломка которую быстро не исправили приводила к безвозвратной потере самолета, который в других условиях остался бы в строю.
Так и растаяло превосходство в танках и самолетах из-за недостаточности сил в первом эшелоне и немецких прорывов.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Скат (13.02.2019, 13:45) писал:Так и растаяло превосходство в танках и самолетах из-за недостаточности сил в первом эшелоне и немецких прорывов.
Силы собранные в кулак, всегда имеют преимущества, над силами "в общем числе"! Особенно на первых порах! Что толку от численного преимущества разбросанного по всей территории?
Похороны бортового стрелка Лойса Дина на авианосце "Essex" (CV-9) 15 ноября 1944 года стрелок палубного бомбардировщика Лойс Дин был убит японским зенитным снарядом, во время налета на Манильскую бухту. Через два часа после боя летчик посадил поврежденный TBF Avenger на палубу авианосца. Тело убитого стрелка находилось в таком состоянии, что извлечь его из кабины было невозможно, поэтому решили похоронить погибшего в море вместе с самолетом
Гибель английского линкора "Barham" в Средиземном море. 24 ноября 1941г. отряд из трех английских линкоров "Queen Elizabeth", "Barham" и "Valiant" в сопровождении восьми эсминцев вышел из Александрии для охоты на итальянские конвои. На следующее утро немецкая подводная лодка U-331 обнаружила британские корабли. Проскользнув сквозь охранение эсминцев, U-331 с дистанции 375м атаковала шедший вторым "Barham". Из четырех выпущенных торпед в цель попали три, линкор потерял ход и начал быстро крениться на левый борт, через несколько минут произошел взрыв артиллерийских погребов - в результате погибли 862 человека, эсминцы "Hotspur" и "Nizam" спасли 487 моряков. U-331 смогла безнаказанно уйти с места атаки, несмотря на то, что при маневрировании провалилась на запредельную глубину в 265м, и 3 декабря вернулась на базу. Гибель "Barham" снял оператор киножурнала Pathé News, находившийся на борту линкора "Valiant":
Ну вот и всё. Земля на грудь уже не давит. Теперь могу я прокричать родне -Меня нашли! Вам скоро весточку доставят О "без вести пропавшем" на войне.
Меня нашли, родной, искать уже не нужно Уже прочтён мой смертный медальон Они пришли за мной - отряд неравнодушных Ах сколько раз я видел этот сон.
Запросы, знаю, ты давно уже не пишешь, Но папка твой не без вести пропал Погиб под Ржевом я, сынок. Теперь ты слышишь? Меня ты помнишь? Ты б меня забрал..
Ты плохо слышишь? Это возраст, понимаю Ну может тогда внуки заберут? Ведь я устал тут между адом быть и раем И верю, что услышат и придут.
Но если я и внуками забытый, То знаю, кто услышит голос мой Откликнись, правнук! Это прадед твой убитый! Я здесь под Ржевом. Забери домой!
У этого полка в начале войны была крайне неудачная судьба. И это несмотря на то, что это была одна из самых подготовленных штурмовых частей.
62 шап был наследником одной из четырех кадровых штурмовых авиабригад советской авиации, имел прекрасную подготовку, прошел в полном составе финскую войну и имел в составе много летчиков с опытом испанской войны. Тем не менее летом 1940 полк остался без самолетов - ССС и Р-5 сняли с вооружения, а замены им не было. Для учебных целей предоставили 20 И-15бис и только в начале 1941 получил полный комплект "чаек" И-153.
С началом резкого роста авиации весной 1941 стал полуучебным "проходным двором" - больше половины опытных пилотов были переведены в новые штурмовые полки, а вместо них поступали молодые летчики, многие из которых после "натаскивания" уходили в другие части. Всего за несколько предвоенных месяцев через полк прошло около 140 летчиков и все равно на 22 июня за ним числился 91 пилот при штате 63.
А перед началом войны полк ещё и остался без командования - командир полка и все командиры эскадрелий убыли обучаться на Ил-2 (привет резунистам с идеей что Сталин хотел напасть на Гитлера, но тот его опередил). На 22 июня большая часть полка базировался на аэродроме Лисятичи (все 55 "чаек"), а 9 учебных И-15бис оставались на основном аэродроме в Стрые.
Начало
В 4.50 утра аэродром Лисятичи был атакован шестеркой новейших немецких Ю-88, которые с бреющего полета засыпали летное поле новейшими 2-кг авиабомбами, многие из которых были с замедлением или поставленые на взвод как мины. Через 15 минут пятерка таких же самолетов проделала то же самое с аэродромом Стрый. Было выведено из строя 39 И-153 и 6 И-15бис. Так для 62 шап началась война.
И вот тут начался полный бардак. Так как полк был учебным, то никаких планов боевых действий у него не было. Командир полка и все 5 комэсков отсутствовали. Командование авиадивизии и авиационный отдел штаба 26 армии полностью устранились от руководства и посланные туда офицеры в течении всего дня сидели в штабах так и не получив никаких указаний!!!
В таких условиях все действия были исключительно инициативой снизу. Командование базой потушило пожары, расчистило летное поле разминировав мины и приступило к ремонту поврежденных самолетов. А опытные летчики сбившись в пары-тройки приступили к вылетам на разведку.
Первый вылет звеном И-153 был в период с 4 часов 35 минут до 5 часов 40 минут и обошелся без потерь, хотя по летчикам сильный огонь вела зенитная артиллерия в районе Журавицы, в 4 км севернее Перемышля. Во втором вылете с 5 часов 30 минут до 6 часов 40 минут парой И-153 старшего лейтенанта П. С. Чиркина и младшего лейтенанта В. Д. Тихомирова было отмечено движение отдельных групп танков по шоссе Судовая Вишня – Мосциска, Яворов – Краковец. В районе Воля-Молновска (12 км севернее Мосциска) со стороны Карпат самолеты 7были атакованы девятью истребителями противника Ме-109. Во время атаки на встречном курсе Тихомиров столкнулся с одним Ме-109. Оба самолета загорелись, немецкий летчик выпрыгнул с парашютом, Тихомиров погиб. Немецкие самолеты вышли из боя из-за малого остатка топлива и Чиркин "проводил" их до аэродрома. Следующий вылет, так же на разведку дорог, произвело звено старшего лейтенанта Иванова. Вылет завершился без потерь около 7 часов 30 минут. Четвертое звено старшего лейтенанта А. В. Лихачева, также без потерь, вернулось с разведки в 9 часов 25 минут. Пятый вылет пары И-153 закончился в 9 часов 45 минут, тоже без потерь. Шестой боевой вылет был выполнен для атаки немецкого аэродрома (был в 12 км от границы!) шестеркой И-153 около 10 часов утра. Атака производилась пулеметным огнем в одном заходе. Зенитная артиллерия противника из леса западнее аэродрома вела интенсивный огонь по самолетам, в результате чего были сбито сразу три наших «Чайки», в том числе самолет старшего лейтенанта П. С. Чиркина. Советский летчик направил поврежденный самолет на стоящий на земле немецкий "Мессершмит". Это был первый "огненный таран" в Великой Отечественной Войне.
Но это был не последний таран в этот день!!! В одном из последующих вылетов на разведку около 12 часов командир звена старший лейтенант Анатолий Азаренков таранным ударом сбил бомбардировщик, а тот, падая, врезался в другой немецкий самолёт. Советский летчик погиб.
Итог первого дня войны - потеряно безвозвратно 29 самолетов (23 на земле, 2 в воздушных боях, 3 от зенитного огня, 1 в аварии при посадке). Повреждено ещё 24 (в т.ч. 2 зенитным огнем) Немецкие потери - 3 самолета уничтоженными и 1 поврежденным. Редкий случай когда заявки двух сторон признаны в полном объеме! 62 шап записал на свой 2 из 5 безвозвратно потеряных Ме-109 на всем Юго-западном фронте! Больше чем любой истребительный полк!
Конец
Утро второго дня войны полк встретил с 17 боеготовыми самолетами (механики героическим трудом с утра до поздней ночи вернули в строй 15 поврежденных и неисправных самолетов). Но немцы на этот раз взялись за него серьезно. За этот день немцы совершили 9 налетов на аэродром - на земле сожгли 3 самолета и ещё 13 повредили, а ещё один был разрушен на рулежке наехав на необнаруженную мину (пилот ранен). Немецкие истребители сбили 4 самолета (3 пилота погибли) и 2 повредили. Собственных потерь немцы не понесли (правда заявили о 10 сбитых в этом районе советских истребителях-бипланах плюс ещё 1 записали себе стрелки бомбардировщиков).
Только на третий день войны полк наконец получил приказы от руководства поддержать наступление мехкорпусов на Берестечко. Вот только к этому времени от полка осталось только 6 боеготовых самолетов и было выполнено только два налета (10 самолето-вылетов) в первом из которых от огня зениток были потеряны два самолета, а во втором истребители записали на свой счет ещё один.
На этом боевые действия для полка закончились - 15 самолетов (из которых половина неисправных и поврежденных) передали коллегам из 66 шап (плюс перегнали им 2 исправных И-15бис, а 7 поврежденных и неисправных дождались немцев в Стрые), а 35 пилотов и часть технического персонала были отправлены в тыл. 28 июня полк был расформирован и восстановлен позже с тем же номером. Полк недосчитался 15 летчиков - 9 погибло, 5 было ранено и 1 предположительно дезертировал (в первый день войны не явился на службу и о его судьбе неизвестно).
ЗЫ Чем больше узнаешь про войну тем лучше понимаешь события того времени. Где хватало и героизма, и трусости, и бардака. Видишь куда пропала вся масса советской техники, которая была в начале войны. Понимаешь как и какой ценой смогли остановить немецкую военную машину. И самое главное видишь всю лживость созданных вокруг войны мифов - как резуновских (про агрессора-Сталина), так и новых солонинских (про "не хотели сражаться за тирана").
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
пенсионер
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"