Очень часто при сравнении силы немцев и СССР (особенно по технике) сравнивают общую численность, а не ту что реально могла принять участие в боях.
Так изучая начало войны на Украине можно увидеть что формально ВВС КОВО имели более чем 3-хкратный перевес над немецкой авиацией - 2316 боевых самолетов против 708. Но если начать разбираться, то картина будет совсем иная.
Так на территории Западной Украины находилось только 1070 самолетов (в основном истребители). Ещё 515 бомбардировщиков и разведчиков в составе боевых частей базировались на правом берегу Днепра и в районе Киева и могли использоваться на пределе радиуса в приграничных боях. Оставшиеся 731 самолет входили в состав учебных и вновь сформированных частей, ПВО Киева и непосредственной поддержки корпусов второго эшелона и никак не могли в первые дни принять участие в отражении агрессии. И вот уже перевес не в 3, а только в 2 раза.
Кроме того именно на южном участке фронта немецкие удары по аэродромам имели особенный эффект. Благодаря собранным украинскими националистами разведданным немцы знали расположение всех аэродромов и самолетов на них (удары против аэродромов восточнее Збруча были практически безрезультатные). Кроме того KG51 была практически единственным авиасоединением германской армии которое применило для удара по аэродромам бомбовые кассеты с мелкими бомбами.
В результате 60% советских самолетов, уничтоженных на земле в первый день войны, принадлежали ВВС КОВО. Несмотря на то что здесь действовало всего 20% немецкой авиации!!!
Всего за первые 3 дня войны ВВС КОВО потеряли (в том числе по небоевым причинам) уничтожеными и повреждеными 1044 самолета (примерно половина поврежденными), в т.ч. почти половину при ударах по аэродромам. Немецкие потери были вдевятеро меньше (116 самолетов).
В результате соотношение сил в воздухе выровнялось. Причем советское командование опомнилось от удара и начало организовывать взаимодействие, летчики приобрели боевой опыт - и, как результат, немцы не имели здесь полного превосходства в воздухе, а кое-где оно было за советской авиацией (есть воспомнания командира немецкой танковой дивизии как их три дня утюжила советская авиация, что привело к срыву наступления).
И только после начала 1 июля общего отхода, который привел к потере сотен брошенных поврежденных и неисправных самолетов, немцы наконец получили вожделенное господство в воздухе.
И при этом КОВО действовал в очень неплохих стартовых условиях - в Прибалтике и Беларуси изначально соотношение было в пользу немцев, да и глубокие прорывы уже в первые дни привели к потере сотен самолетов на аэродромах. В результате там у немцев было господство в воздухе с первого дня войны.
В чем же были основные причины громадных потерь советской авиации:
1. Проблемы управления. Приграничные авиадивизии подчинялись командующим армиями и имели только истребители, а бомбардировщики подчинялись командованию фронтом.
В результате войска не получали непосредственной поддержки, а бомбардировщики - истребительного прикрытия.
Вследствии отсутствия согласования действий фронта и армии и, соответственно, истребительного прикрытия, немецкие истребители устраивали настоящие бойни бомбардировщиков идущих мелкими группами без прикрытия.
В то же время только истребительная авиация без ударного компонента была для армейского командования малоэффективна и они посылали истребители против немецких армейских колонн, где многочисленные и опытные немецкие зенитчики собирали кровавую жатву, причем удары истребителей были не очень эффективными.
2. Неготовность к войне. Вопреки многочисленным измышлениям про планы нападения на Германию авиация не была готова к немедленной войне.
Половина полков была в стадии формирования, при этом новые полки ещё не обрели боеготовность, а старые были ослаблены оттоком кадров.
Аэродромы были в стадии строительства, в результате не было ни возможности рассредоточения авиации, ни возможности перебросить авиачасти из глубины страны.
3. Бардак на всех уровнях. В некоторых полках личный состав на выходных находился в пунктах постоянного базирования, а самолеты были на полевых аэродромах в нескольких часах пути!!!
Вопреки приказам во многих полках самолеты не были рассредоточены и замаскированы, не проводился контроль воздушной обстановки и, как результат, внезапный удар (часто даже не успевали поднять дежурное звено).
Не меньший бардак был на уровне командования. Штабы авиадивизий и воздушных отделов армий или находились в ступоре или наоборот генерировали многочисленные взаимоисключающие приказы.
Командование фронтом выдавало указания на удары бомбардировщиков по результатом докладов снизу, как правило, уже устаревшим. В результате удары часто приходились по пустому месту, причем сопровождались большими потерями.
Зенитчики не знали силуэтов своих самолетов. Даже старых марок!!! В результате за первые 3 дня несколько десятков самолетов были сбиты или повреждены собственными зенитками.
То же самое касалось и летчиков! Несколько десятков инцидентов с обстрелами своих самолетов, в том числе со сбитыми и поврежденными самолетами и убитыми и ранеными летчиками.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Скат (12.05.2019, 22:48) писал:(есть воспомнания командира немецкой танковой дивизии как их три дня утюжила советская авиация, что привело к срыву наступления).
У меня есть не только воспоминания, но и ЕЖЕДНЕВНЫЕ стоны 14-й и 13-й ТД в докладах в III-й АК на беспрерывное воздействие нашей авиации по их частям! Причём несмотря на прикрытие "нашими истребителями". Потери нашей 75-й АД были, в основном, от зенитного огня. Эффективность штурмовых ударов была не столь велика, как хотелось бы, если судить по людским и материальным потерям, но в то время, куда более важным фактором, была потеря темпа продвижения танковых и моторизированных частей. Выигрыш времени, часто влиял на исход боя. Тому яркий пример Крюков 6 августа 1941 года. В 16 час 40-й усиленный разведбат 14 ТД был уже в Павлыше. Перед ним никого не было! До Крюковского моста 2 час. хода! Но в тот день немцы так и не дошли до Крюковского моста, и не смогли захватить плацдарм на левом берегу в Кременчуге. Непрерывные штурмовые удары нашей 75-й АД замедлили продвижение немецкой колоны, что позволило Кузнецову на скорую руку создать, хоть и жиденькую, но достойную оборону, отразившую первый удар. Немцы застряли на подступах к Маламовке (Маломановке), а после и вовсе отказались от продвижения вперёд. Немцы видели работу Кохновского аэродрома, но поделать, ни чего не могли. Аэродром находился вне досягаемости немецких орудий. «Вражеский аэродром расположен строго севернее Кременчуга. Видно, как взлетают и садятся самолеты. Для подавления артиллерией - слишком далеко». NARA. Mikrokopy T 315 ROL 656. Kadr 174 Есть в их донесении и факт эффективного удара наших СБ-2 по этому-же 40-му разведбату на подступах к Александрии (Ст. Медерово - Ново Прага). В донесении в отдел Ia 14-й тд в радиограмме № 330 отмечалось, что «11, отчасти очень мощных, бомбовых налета и атак бортовым вооружением силами до эскадрильи вызвали тяжелые потери в войсках: 12 человек убитыми и 61 ранен; большое количество поврежденных и неподлежащих восстановлению автомашин, при этом одно пехотное орудие с артиллерийским тягачом полностью сгорели.» NARA. Mikrokopy T 315 ROL 656. Kadr 182
В налёте на немецкую колону участвовали экипажи. Ведущий - Никитин, Волковецкий, Волновыцкий. (Звания в ЖБД не указаны) Ведомые: Мл. лейтенант Климов Михаил Павлович, сержант Кочуров Савва Васильевич, ст. сержант Воробьёв Рафаил Рафаилович; Княжище, Щукин, мл. лейтенант Бондаренко Иван Иванович. Ещё два экипажа в ЖБД 284-го БАП не указаны. (ЖБД) 284-го БАП. (ЦАМО, Фонд: 22318, Опись: 0496089, Дело: 0001) Но в целом, ситуация с нашей авиацией в 1941 году была печальной.
Iva (13.05.2019, 09:08) писал:Но в целом, ситуация с нашей авиацией в 1941 году была печальной.
Не совсем согласен. Если не считать первых 2-3 дней, то её действия становились все более осмысленными и в дальнейшем роль играли только лучшее планирование, лучшая подготовка летчиков и лучшее качество техники у немцев. И при сопоставимой численности у немцев был разве что некоторый перевес за счет превосходства качества и количества. Полное господство бывало только некоторое время после прорывов, когда численность советской авиации резко сокращалась.
А так - все решалось на земле и воздействие авиации с обоих сторон влияло уже не так сильно. Артиллерия наносила куда большие потери, а танки вызывали куда больше паники.
Да и действие на авиацию противника было весьма серьезным - уже к концу июня немцы потеряли на ЮЗФ уничтоженными и поврежденными около 310 самолетов (в т.ч. 161 на 75-100% - т.е. полностью уничтоженными или требующими капремонта). И затребовали помощи истребителей (перебросили две авиагруппы из Беларуси).
Для сравнения советские потери ВВС ЮЗФ за это время (безвозвратные) составили 1047 самолетов - 393 в воздухе (включая не вернувших с боевых вылетов), 304 на земле, 276 брошенных в неисправном состоянии, 74 потерянных по небоевым причинам. Если учесть что до 1 июля ударов по вражеским аэродромам практически не было, аварийность у немцев была куда меньше чем у советских ВВС, а также с учетом советских самолетов потерянных от огня своих соотношение боевых потерь было примерно 1:2-1:2,5. Что было не так уж плохо учитывая бойню первых дней (больше половины боевых потерь пришлись на 3 первых дня, так из 218 безвозвратно потерянных бомбардировщиков за первые 3 дня было потеряно 126, а за следующие 6 дней при куда большем числе ежедневных самолето-вылетов только 92).
Да и эффект от советских ударов с воздуха 25-30 июня был далеко не нулевым, что и отмечалось в мемуарах. И если непосредственная поддержка хромала, то удары по скоплениям автомашин и войск, а также по колоннам снабжения уже наносились достаточно оперативно и эффективно. Как и авиационное прикрытие войск (резко снизившее немецкую авиаподдержку), появившееся сопровождение бомбардировщиков (снизившее практически втрое потери бомбардировщиков на один вылет, и это при том что далеко не всегда оно выполнялось), улучшившуюся ПВО объектов (налеты одиночных самолетов и мелких групп практически прекратились, ибо было чревато).
И понятна основная причина более высокого темпа потерь самолетов советской авиацией - брошенные на аэродромах неисправные и поврежденные самолеты. Так если за первые 3 дня по этой причине безвозвратные потери составили 15 самолетов, то за следующие 6 дней уже 261 самолет. В то же время эффективность ударов по аэродромам резко упала несмотря на то что немцы их активно практиковали - если за первый день на аэродромах было потеряно безвозвратно 238 самолетов, то за следующие два дня только 35 самолетов, а за следующие шесть 31 (причем существенную часть жертв последующих налетов составили ранее поврежденные самолеты).
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Скат, В целом с вами согласен! Но в 41-м немцы, всё же имели очевидное авиационное преимущество. И на основных направлениях ударов, их господство в воздухе было бесспорным.
Iva (13.05.2019, 16:06) писал:В целом с вами согласен! Но в 41-м немцы, всё же имели очевидное авиационное преимущество. И на основных направлениях ударов, их господство в воздухе было бесспорным.
На Украине это было далеко не так. Конечно за счет лучшей организации, лучшей подготовки и лучшей техники эффективность немецкой авиации была повыше, но завоевать такое господство в воздухе как в Прибалтике и Белоруссии у немцев не получилось. В результате не было достаточной поддержки своего наступления, а советская авиация заметно воздействовала на немцев. Собственно то что оборона советских войск на Украине не рассыпалась, а достаточно упорно отбивала немецкие атаки была среди прочего и в том что у немцев не было полного контроля неба.
Тот факт, что немцы потеряли к 10 августа 806 самолетов (в том числе 507 уничтоженными и тяжело поврежденными), союзники не могли помочь ввиду высоких потерь при низкой эффективности (словаки в начале августа были выведены, а венгры переброшены на одесское направление), а пополнение техникой было небольшим привел к тому что у немцев на середину августа на ЮЗФ могли совершать боевые вылеты только 250-280 самолетов против 450-480 советских. Это среди прочего стало одной из причин провала штурма Киева и стабилизации ЮЗФ до сентября.
При этом ЮЗФ практически не получал подкрепления из внутренних округов и заводов (на 10 августа получил с тыла только 99 самолетов), обходясь собственными силами (плюс часть ВВС Одесского и Харьковского округов базировавшихся в Кировоградской и Полтавской области, которые оказались в полосе действия ЮЗФ).
И ещё в продолжение темы.
Как воевали летчики-бомбардировщики.
86 бап 16 сад - единственный бомбардировочный полк базировавшийся на территории Западной Украины (аэродромы Зубов и Трембовля).
На 22 июня 1941 года имел в составе 9 новейших Пе-2 и 35 бомбардировщиков СБ . При этом на Пе-2 умел летать только один экипаж (!!!) - командира полка, а на сами новейшие самолеты практически не было запасных частей. Что же касается СБ, то машины были уже послужившие, а 5 самолетов вообще стояло в ангаре из-за отсутствия запасных двигателей.
В 6.00 и 6.30 на аэродром были совершены налеты соответственно 3 и 2 Ю-88 с мелкими кассетами. В результате удара 4 самолета СБ было уничтожено и 11 повреждено. На отражение первого налета в воздух поднялся командир полка на Пе-2, но самолет загорелся в воздухе из-за возгорания проводки ЭДСУ (!!!) и экипаж вынужден был выпрыгнуть с парашютом! После этого ввиду отсутствия приказов полк весь день в воздух не поднимался. Приказы поступи только поздно вечером, когда вылетать было уже поздно.
На утро 23 июня 1941 в строю было 18 бомбардировщиков СБ и полк двумя группами в 5.10 и 5.40 утра отправился на бомбардировку немецких танков в район Кристинополя, где их уже не было. Первая группа из 9 самолетов во главе с командиром полка столкнулась с 15 немецкими истребителями, которые без потерь сбили 5 из них, а остальные повредили (при этом повреждения самолета командира полка были такими, что по возвращении он был списан). Второй группе и 6 самолетов повезло больше и противника они не встретили (правда и отбомбились по пустому месту), тем не менее без потерь не обошлось - один самолет из-за неправильно выставленного расходомера выработал топливо и совершил вынужденную посадку неподалеку от аэродрома, а ещё один стал жертвой собственных истребителей - И-16 из соседнего 87 иап той же самой дивизии (!!!) подбил самолет и при аварийной посадке на аэродром он разбился (экипаж с тяжелыми травмами попал в госпиталь)!!!
На утро 24 июня в строю было 13 самолетов СБ и утром тремя группами они атаковали немецкие войска у Радехова. На этот раз противник был на месте - удар пришелся на артиллерию 13 танковой дивизии. Вот только кроме целей там были и зенитчики, которые из первой шестерки сбили 2 самолета и ещё 3 повредили. Второй группе (3 самолета) не повезло совсем - она была перехвачена 8-ю Ме-109 и уничтожена в полном составе. Третья группа (3 самолета) отработала без потерь несмотря на сильный зенитный огонь (самолет ведущего был поврежден).
На утро 25 июня в строю оставались 7 самолетов СБ и вылет выполнили одной шестеркой. При этом немцы не смогли помешать атаке несмотря на наличие сильного истребительного прикрытия (немецкие истребители из-за малого остатка топлива не смогли долго атаковать!!!) и 5 бомбардировщиков успешно отбомбились по тылам 13 танковой дивизии у Кристинополя уничтожив 15 грузовиков и 3 мотоцикла. Один самолет из-за попадания стружки в масло и отказа двигателей совершил вынужденную посадку сразу после взлета. А на обратном пути снова "отличились" советские "соколы" (на этот раз из соседней 15 сад) - два самолета были повреждены, причем один совершил вынужденную посадку в поле и был разбит!!!
На утро 26 июня в строю было 4 самолета СБ. На вылет отправилась тройка СБ в сопровождении пары И-16 (на этот раз уже есть истребительное сопровождение!), которые была перехвачены 11 немецкими истребителями и все сбиты ценой одного поврежденного (50%) немецкого самолета. Ещё один вылет совершил командир полка подполковник Сорокин на Пе-2 в сопровождении двух Миг-3 (и тут есть прикрытие!). У Радехова столкнулись с шестеркой Ме-109, которые сбили Пе-2 и один Миг-3 без своих потерь.
27-28 июня полк боевых вылетов не совершал.
Только 29 июня был выполнен следующий вылет - 3 из 4 боеспособных на утро самолетов совершили налет на колонну 11 танковой дивизии у Острога - зенитным огнем было повреждено два самолета, а ещё один неудачно приземлился и скапотировал при посадке.
1 июля ввиду приближения немецких войск к аэродрому последовал приказ на перебазирование в тыл. Техники героическими усилиями привели в летное состояние все 6 самолетов СБ которые теоретически можно было поднять в воздух. Для получения запчастей использовались неисправные самолеты и самолеты потерпевшие аварии (к упавшим неподалеку посылали автомобили с механиками), неисправные двигатели полностью перебирали и использовали узлы с неисправных и разбитых самолетов. Про ресурс и безопасность не думали, главное было чтобы работали. 2 июля состоялся перелет. Кроме перегона СБ самые опытные летчики сели в кабины Пе-2 и перегнали 6 из 7 оставшихся к тому времени самолетов этого типа в тыл (один использовали как донор запчастей). До этого ни один из летчиков не имел налета на этом типе самолета! Тем не менее несмотря на все риски и сложности перелет прошел успешно.
На этом история полка завершилась - личный состав был отправлен в глубокий тыл для нового формирования, а уцелевшие самолеты передали в другие части.
Итог деятельности - 51 боевой вылет с потерей 20 самолетов!!! Одна потеря на 2,5 вылета. Чудовищная цифра. Причем реальная эффективность его действий была весьма небольшая: 23 июня удары наносились по пустому месту, 24 июня зенитчики не дали прицельно отбомбиться по артиллерии и только 25 июня был получен реальный результат подтвержденный противником.
Что же касается потерь, то надо обратить внимание что из 20 потеряных самолетов только 15 пришлись на действия противника (13 на истребители и 2 на зенитки).
При этом советское командование само способствовало высокому уровню потерь - прописанные в уставах атаки непрерывными волнами совмещенные с отсутствием истребительного прикрытия из-за несогласованности действий штабов и централизованными атаками небольшого числа целей что позволяло немцам концентрировать силы на небольших площадях приводили к непропорционально высоким потерям бомбардировщиков и стоило большой крови.
Ещё два самолета стали жертвами собственных истребителей. Неумение опознавать самолеты даже старых марок (не говоря уж о новых, активное применение которых сдерживалось не только низкой освоенностью, но и опасениями "дружественного огня"), а также паника и неразбериха которые приводили к атакам на все что летит дорого стоили советским летчикам в первые месяцы войны - десятки, а то и сотни самолетов стали жертвами своих же.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Скат (14.05.2019, 18:05) писал:. Неумение опознавать самолеты даже старых марок (не говоря уж о новых, активное применение которых сдерживалось не только низкой освоенностью, но и опасениями "дружественного огня"), а также паника и неразбериха которые приводили к атакам на все что летит дорого стоили советским летчикам в первые месяцы войны - десятки, а то и сотни самолетов стали жертвами своих же.
А ведь и часть летчиков была обучена только взлет-посадка. Не? И эти летные школы выпускали не офицеров ,а сержантов-летчиков. С 1940 года.Павел Рычагов сказал же - не надо фигурять!
Ещё три самолета были потеряны в летных проишествиях. И это неудивительно - взрывной рост советской авиации перед войной привел к резкому падению уровня подготовки летчиков и техников, что усугублялось высоким уровнем дефектов самой техники (особенно новой) по той же самой причине падения качества при росте количества, плюс добавим сюда плохие аэродромы (особенно полевые). А во время войны это ещё более усугубилось паникой, повреждением аэродромов ударами с воздуха, экстремальными режимами полета, необходимостью летать на предельный радиус по незнакомым маршрутом. В результате небоевые потери советской авиации составляли весомую часть от общих потерь.
Как я писал выше потери от ударов по аэродромам на ЮЗФ были весьма высокими. Но тут основная часть потерь пришлась на захваченные врасплох приграничные аэродромы, которые часто были атакованы неоднократно. Но досталось и аэродромам второй линии, хотя надо отметить что в отличии от Западной Украины результативность бомбардировок на остальной территории была куда ниже (предположительно это связано с точными разведданными полученными от украинских националистов по расположению аэродромов и размещению на них самолетов). Поэтому 86 бап понес наибольшие потери на земле среди всех бомбардировочных полков ЮЗФ - 4 самолета.
Ещё 8 самолетов были брошены на аэродроме. Надо отметить что высокий процент потерь по этой причине связан с недостаточным вниманием к этому вопросу, недостаточным количеством ремонтных мощностей (особенно непосредственно в частях), проблемам со снабжением запасными частями (особенно авиамоторами) и неотработанностью вопросов эвакуации наземным транспортом. В результате большое число самолетов которые можно было эвакуировать или восстановить бросались при подходе противника и переходили в разряд безвозвратных потерь.
Справедливости ради в 86 бап это была не основная причина потерь, но это благодаря большой удаленности от границы. Приграничные полки потеряли куда больше. А в Белоруссии где темпы продвижения немцев были максимальные это вообще была основная причина потерь (свыше половины от общего числа).
Fogel (14.05.2019, 18:15) писал:А ведь и часть летчиков была обучена только взлет-посадка. Не? И эти летные школы выпускали не офицеров ,а сержантов-летчиков. С 1940 года.Павел Рычагов сказал же - не надо фигурять!
В начале войны плохо обученные летчики практически не воевали, благо после погрома в приграничных боях был избыток пилотов и хватало опытных. Проблема в том что даже подготовка опытных пилотов была не самой высокой, особенно тактическая и огневая.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
пенсионер
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
(А.С. Пушкин)
(А.С. Пушкин)