Не нашла подобной темы... Почему люди уходят в монастырь? Мне всегда было интересно - почему люди это делают? Ну не от свалившихся же на голову несчастий... Что-то другое их туда приводит. А вот что? Может быть стать монахом или монахиней — это призвание... Вот если разобраться, то в монастыре большое подсобное хозяйство, много работы: живность, грядки овощей, картофеля. Надо посеять, посадить, прополоть, собрать, сохранить, овощи законсервировать. Ведь монастырь живёт со своего хозяйства. И на все это требуются силы. Нужно всех одеть, всех накормить. И ещё ежедневные службы. Помимо этого надо ещё и отказаться от всех мирских радостей (а может это и не радости вОвсе? ) Вот так подумаешь и понимаешь, что великий подвиг — быть настоящим монахом. И ещё меня всегда интересовал такой вопрос - проходят ли монахи и монахини профилактические осмотры и есть ли в монастырях врачи? Как и чем они лечатся, если заболевают? И можно ли им принимать обычные медпрепараты?...
По поводу лечения в монахов монастырях. вот, нашла))
Как лечатся монахи
НА ПЕРВЫЙ взгляд, кажется, никак. Если вы когда-нибудь были (наверняка были) на монастырском кладбище, то, глядя на скромные кресты на старых могилах, наверное, обратили внимание, что средний возраст похороненных — далеко за восемьдесят. Например, на Валааме я обратила внимание на могилу одного из настоятелей: будучи крестьянским сыном, хилым и к тому же хромым от рождения (а значит, непригодным к работе, убогим), он был отдан в монастырь в услужение. Со временем принял постриг. Жил в полном уединении. Питался исключительно овощами, которые сам же и выращивал на небольшом огороде. Носил пудовые вериги и, по нашим представлениям, очень легко одевался. При этом, как и все монахи, тяжело и много трудился. Чего стоит только строительство дорог — их нужно было пробивать в скальном грунте. Сегодня на Валааме прекрасные посадки, защищающие остров от бушующих здесь круглый год ветров, свой микроклимат. Но все это благолепие сугубо рукотворное — вся земля привезена с материка. Труд можно было бы назвать каторжным. Но его называют подвижническим. И, конечно, предположить, что монахи, совершившие такой, говоря современным языком, трудовой подвиг, не болели, нельзя. Первый взгляд, видимо, обманчив. Взгляд второй
В РОССИИ сегодня насчитывается несколько сотен монастырей. В одних проживают сотни, в некоторых — только с десяток человек. Средний возраст — 35–55 лет. Конечно, есть и старики, но есть и «зеленая молодежь». Всего эта армия воинов Христовых насчитывает несколько десятков тысяч человек. Это люди, и им, как и всем, свойственно болеть. При каждом монастыре, да и просто при некоторых храмах всегда существовали и существуют больницы, богадельни, приюты. Так, например, в Псковском Свято-Печерском монастыре, который, к слову сказать, существует свыше пятисот лет и никогда не закрывался, есть небольшая больница. Рассчитана она на заболевшую братию. Особенно поражает и удивляет, с какой заботой и любовью здесь ухаживают за престарелыми монахами. Для тех, кто не в силах ходить, сделаны специальные приспособления, коляски, кровати. Старики (а вернее, старцы) не чувствуют себя здесь обузой для более молодых. К немощному старику обязательно приставлен молодой помощник — келейник, который за ним ухаживает. В Троице-Сергиевой Лавре есть медсанчасть. В Свято-Даниловом монастыре в Москве также находится небольшой стационар человек на десять. Но в основном, как нам сообщили в монастыре, сюда заходят только в случае каких-либо назначений, т. е. лечатся амбулаторно. В случае необходимости монахи будут отправлены в стационар «по месту жительства». «По месту жительства»
ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство монастырей расположены в уединенных местах. Многие отделены на определенные периоды (например, зимой) от всего мира. Некоторые расположены в достаточно глухих местах. Если там кто-либо из братии серьезно заболел, то в современных условиях его направят в ближайшую больницу по месту жительства. В случае острой необходимости — в специализированное лечебное учреждение, например, в Институте питания РАМН в Москве проходят курс лечения монахини, больные диабетом.
В Свято-Даниловом монастыре, расположенном в центре Москвы, помимо собственного стационара монахи направляются на лечение в 5-ю градскую больницу. А расположенная по адресу: Ленинский проспект, д. 27 Центральная клиническая больница Московского Патриархата святителя Алексия, митрополита Московского, находится под патронажем Патриархии, сюда передаются лекарства и оборудование, действует православный храм. Больница открыта для всех жителей города. Но при необходимости сюда могут положить лечиться и священника, и инока из какого-либо монастыря. При этом будет соблюдено следующее правило: чтобы в палате с православным священником случайно не оказался правоверный мусульманин. По возможности, монаха поместят в отдельную палату, так как, находясь в общей палате, трудно держать послушание. Божий дар
СЛОВО «инок» обозначает — иной путь. Человек, который по нему идет, тоже становится иным. У него даже имя меняется. Хотя по паспорту оно остается прежним. Но отношение к здоровью не меняется. Здоровье считается самым щедрым Божьим даром. И бездумно, бессмысленно расточать его — большой грех. Наверное, поэтому вы не увидите среди монахов курящих или пьющих людей. Нет здесь и людей, которые относились бы к здоровью (своему или чужому) безразлично. Среди монахов всегда было много врачей. Как раньше, так и в современную эпоху. Священник Анатолий Берестов — доктор медицинских наук, педиатр, в настоящее время успешно лечит молодых наркоманов (процент излечения у него — более семидесяти, в то время как в обычной наркологической клинике — 2–3%). Или другой пример — архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, доктор медицины, профессор, лауреат Ленинской премии, которая была присуждена ему за книгу «Очерки гнойной хирургии». Эта книга была (и есть) настольной для многих поколений хирургов. Работая начальником госпиталя во время войны, он поднял сотни больных на ноги. Операции он обычно завершал словами: «Я сделал все, что мог. Остальное в руках Божиих!» Кстати, он стал лауреатом, будучи монахом и предварительно трижды побывав в сталинских лагерях, где провел в общей сложности 18 лет и где его подвергали пыткам. В конце жизни, будучи слепым, он научился писать по памяти, просил родных читать ему книги, вел большую научную и просветительскую работу.
Что касается новейших времен — до сих пор в монастырях много монахов, которые в миру были профессиональными врачами. Подробности
И ВСЕ-ТАКИ монахи лечатся не так, как мы, миряне. Не так, как мы, относятся к здоровью (его, как Божий дар, нельзя попусту расточать). Не так относятся к болезни. Прежде всего идет пост и молитва. Это неслучайно. Многие наши болезни идут от неумеренности, от переизбыточности (еды, питья, эмоций, информации и т. д.). Апостол Павел говорил: «Мне многое позволено, но не все полезно». Пост и усердная молитва помогают разобраться в том, что полезно, а что нет. Но сначала берется благословение духовника. По его благословению совершаются молитва, пост, направление на лечение, разрешается послабление в пост, если человеку это необходимо. Например, при лечении язвы или диабета предполагается определенная диета, прием лекарств вместе со скоромной пищей и т. д. Во время нахождения в больнице, если это только не монастырский лазарет, братия усердно молится о выздоровлении заболевшего. Служатся молебны, читается Псалтырь. Дотошные и сугубо прагматичные американцы провели эксперимент: раздали записки с именами больных прихожанам одной из церквей и попросили молиться о здравии совершенно незнакомых людей. Так вот эта группа больных, за которых молились, вскоре выздоровела, а те, о ком не молились, продолжали болеть. Конечно, в монастырях молятся гораздо усерднее, чем в миру, и о братии — в первую очередь.
Находящийся на больничной койке монах продолжает по мере возможности держать свое послушание. Послушание — это обязанность, которую он выполнял в монастыре. Если он работал на скотном дворе, то, конечно, лежа в больнице, он не может нести такое тяжелое послушание, да и негде. Но он продолжает молиться и получает молитвенную поддержку духовника, который укрепляет его во время болезни. Разрешает, если это необходимо, есть скоромную пищу — молоко, яйца (напомним, что православные монахи не употребляют в пищу мясо).
Пост в больнице часто становится камнем преткновения для христиан, источником соблазна для медперсонала и т. д. Происходит это чаще всего от непонимания смысла поста. Болезнь заменяет пост, и если она переносится с кротостью, то считается равнозначной посту, а то и выше его. Тело уже ослаблено болезнью, поэтому его не нужно ослаблять постом. Советы мирянам
ВСЕ МЫ время от времени болеем. И пожалуй, мало кто может сказать, что ни разу в жизни не лежал в больнице. Несколько советов для тех, кто собирается лечь в стационар.
Начинать нужно с похода в церковь, где православный христианин исповедуется (таинство покаяния), причащается, берет у священника благословение на предстоящее лечение, просит его молитв о себе. Конечно, если вы не по «скорой» попали на больничную койку. Родственники могут заказать молебен о здравии (можно заказать только в церквах, где служба совершается каждый день). Но желательно присутствие самих заказавших, а не просто уплата денег.
Госпитализация: неправильное понимание пациентом своего места в лечебном процессе часто приводит его ко многим неприятностям и снижению лечебного эффекта. От того, насколько у больного спокойно (по возможности) на душе, насколько он расположен к медперсоналу, во многом зависит успех лечения. Негативные эмоции, гнев, ропот, раздражение на медперсонал (хотя и он не всегда ведет себя достойно) только усугубляют течение болезни, снижают действие лекарств. Еще Н. И. Пироговым было обнаружено и описано, что моральное состояние больного влияет на скорость его выздоровления.
Больница — живой организм, где все совершается по распорядку, поэтому, поступив в больницу и познакомившись со своим лечащим врачом, следует разрешить все недоуменные вопросы с ним.
Наиболее опасным искушением является обожествление врача. Бесспорно, врачебный дар дается свыше, но полагаться только на врача нельзя. Иначе в случае неудачи врач испивает до дна всю чашу упреков и осуждения в свой адрес. Наконец, при выписке некоторые из пациентов ведут себя неблагодарно, не только не поблагодарив врача, но, даже просто не простившись, уходят от него. Не научившись благодарить врача, мы не научимся благодарить и Бога.
Подготавливая себя к пребыванию в лечебном учреждении, кроме предметов личной гигиены целесообразно взять с собой молитвослов, складень или икону с изображением Спасителя или Божией Матери и своего тезоименитого святого (своего небесного покровителя). Иконы, независимо от размера, принесенные в больницу, можно (и должно) открыто поставить у изголовья постели. Это ваше право.
Поступив в больницу, узнайте, есть ли в ней домовая церковь. В некоторых больницах они теперь возрождены. Молиться можно и в палате, про себя, чтобы не беспокоить соседей. Многие, формально крещенные люди, не знают ни одной молитвы. На этот случай лучше попросить принести вам молитвослов. Больному не нужно читать большое молитвенное правило, как здоровому, достаточно только обращения к Богу с просьбой об исцелении и сокрушения сердечного.
Sarabi, это ж сколько у нас тут монахов? Форум-то вроде светский Тут скорее всего: "Как Вы думаете, почему люди уходят в монастырь..." ....или опять юмор Про монастырь не знаю. Но есть у меня примеры - учащихся в духовной семинарии. То работа - работой (послушания это вроде называется), а лечатся они как нормальные люди
Постскриптум: этот виртуальный персонаж пал смертью скомороха в неравной схватке представителей форума с вуду. Реинкарнации не подлежит.
Loriel, спасибо, интересно! Жаль, что ничего нету о монахинях. Мне интересно, как часто их осматривает гинеколог. Еще в начале восемнадцатого века заметили: рак груди встречается чаще среди монахинь. В дальнейшем определили риск его развития у монахинь количественно. Он оказался в пять раз выше, чем у остальных женщин. Как говорится, для понимающих ситуацию достаточно... И что толкает женщин отказаться от полноценной жизни?... Вообще не понимаю.
Нет, совсем не юмор. Я как-то основательно задумалась, зачем люди это делают? И если для здоровья женщине нужна регулярная половая жизнь, то как же монахини?
Yara 07.03.2011, 16:16 писал:редкостной сволочью был
Sarabi 07.03.2011, 16:08 писал:Loriel, спасибо, интересно! Жаль, что ничего нету о монахинях. Мне интересно, как часто их осматривает гинеколог. Еще в начале восемнадцатого века заметили: рак груди встречается чаще среди монахинь. В дальнейшем определили риск его развития у монахинь количественно. Он оказался в пять раз выше, чем у остальных женщин. Как говорится, для понимающих ситуацию достаточно... И что толкает женщин отказаться от полноценной жизни?... Вообще не понимаю.
ИМХО, поводов,думаю, достаточно много наберется.Причем все зависит от человека, его социальных позиций,характера и т.д. Один-стиснет зубы и будет решать проблемы, другой-повесится, третий(третья)-уйдет от проблемы в монастырь. Думаю очень сложно понять и обобщить, что именно "сподвигает" на уход от мира.
Только вчера смотрела какую-то передачу про монахинь, так вот они говорили, что в основном идут из-за трех причин - когда прячутся от прошлого, когда не видят ничего в будущем, ну и... вера в Бога. Мне кажется, что последнее самое правильное, люди идут служить Богу, а не по слабости прячутся от людей и проблем, как в остальных случаях.
пенсионер
пенсионер