Маршрут поездки был выбран следующий: из Кременчуга в Киев прицепным вагоном Кременчуг-Киев, из Киева с автостанции "Полесье" до маршрутным автобусом до Чернобыля (здесь и далее имеется в виду город Чернобыль).
Билеты на поезд (шикарные нижние места в плацкартном вагоне ;) и на автобус в ТУ сторону были приобретены заранее. Насчет того, как добраться от Чернобыля до Припяти и обратно, и сколько это займет времени, было неясно, поэтому билеты обратно не приобретались. Предусматривался наилучший вариант: попуткой добраться до Припяти, походить по ней несколько часов, вернуться в Чернобыль на последний рейс автобуса в Киев, из Киева уехать прицепным вагоном Киев-Кременчуг.
Наихудший вариант особо не обсуждался, но он приблизительно таков: пешком добраться из Чернобыля в Припять (навскидку по карте это 20км), походить там, пешком назад в Чернобыль, заночевать в Чернобыле (там есть гостиница) и утром первым рейсом вернуться в Киев, а уж оттуда доехать до Кременчуга - способов масса.
Итак, вечер 8 мая в Кременчуге.
Вагон сносный, окно в купе открывается. Сладкий чай и через некоторое время - спать, утром нужно встать в 4 часа. В Киеве решаемся и берем билеты на поезд назад в этот же день в 22:10. Небольшой завтрак в фастфуде. На метро и потом на маршрутке добираемся до автостанции. Здесь уже стоит наш автобус. Перед отправлением водитель предупреждает, что при въезде в Зону отчуждения (ЗО) на КПП всех перепишут.
До Чернобыля 115км, дорога занимает два часа. Вне населенных пунктов по бокам дороги много сосновых насаждений, перемежающихся березовыми рощицами. Еще утро, и возле рек густой туман. Подъезжаем к КПП "Дитятки" - это начало ЗО. Перед шлагбаумом очередь из автомобилей, микроавтобусов. К нашему автобусу подходит милиционер, водитель начинает шуметь, мол автобус рейсовый, и что они себе думают, и пусть пропускают - у него график. По ходу приветствует кого-то из персонала КПП и нас быстро пропускают. После шлагбаума первое свидетельство о том, что это Зона, - дорога. Асфальт не перестилался уже не меньше четверти века, проводится только ямочный ремонт.
На обочине щит с названием населенного пункта, количеством жителей до аварии и еще какой-то информацией - прочесть не успеваем. Действительно, за буйными зарослями мелькают развалины домов - второй признак ЗО. В нескольких местах по дороге можно увидеть жилые дома - это самоселы.
Въезжаем в Чернобыль. Вполне жилой город - на балконах сушится белье, по городу ходят люди. Выходим из автобуса и попадаем в 80-е.
Репродуктор вещает песни на военную тематику (9 мая, все-таки), киосков нет, рекламы нет, стеклопакетов и пластика нет. Но все портит желто-голубой флаг ;) Возникает необычное и приятное ощущение покоя, чего-то родного, но давно забытого. Единственное, что бросается в глаза - все сети проложены над землей, потому что копать здесь нельзя.
Чернобыль - это город с почти 100% проникновением коммунизма. Многоэтажные дома принадлежат государству и переоборудованы под общежития для работающих здесь вахтовым методом.
Как сказали местные жители, в Чернобыле выпали короткоживущие изотопы и за 24 года они почти полностью распались. И действительно, замеряем фон - 15-25мкР/ч, как и в Кременчуге (при максимально допустимом 50...60). Те, с кем мы говорили, работают в Чернобыле. Расспрашиваем как добраться до Припяти - нам советуют выйти на трассу, ведущую в Припять и ловить попутку. Немного ходим по городу, фотографируя и рассматривая его. Выходим на трассу и понимаем, что мы не одни хотим уехать в Припять - здесь стоит несколько человек, которые поручили единственной в компании девушке голосовать с табличкой "ПРИПЯТЬ". Мы не стали создавать конкуренцию и бодро направились в сторону Припяти - давно мечтали пройти пешком 20км. На дороге уже фон 30мкР/ч. Заходим на пожарную станцию, осматриваем и продолжаем путь дальше, не забывая голосовать. Но никто не останавливается. Доходим до конца города.
Почти доходим до перекрестка на Киев, Славутич и Припять, когда, НАКОНЕЦ-ТО, нас подбирают - отличные люди из Славутича. По ощущениям в дороге, до Припяти оказалось меньше 20км, где-то около 8-10. И вот ОНА, цель нашего пути, ПРИПЯТЬ.
Вообще, Припять обнесена ограждением с колючей проволокой.
Но сейчас это ограждение во многих местах порвано, столбы повалены.
Основное, от чего пострадала и что угрожает Припяти сейчас, это: - Время; - мародеры и вандалы; - несознательные "ядерные туристы" (т.е., не мы :).
Из-за третьего пункта в Припяти хватает всяческого неаутентичного мусора.
И это прискорбно.
Продолжаем. Мы идем по проспекту Ленина. По сути - два прохода шириной 2.5м среди буйных зарослей. За ними виднеются дома. Сворачиваем к одному из ближайших.
На дорожке фон около 40мкР/ч, три шага к покрытому мхом порогу подъезда - 100мкР/ч. Продолжаем путь по проспекту дальше.
Выходим на площадь перед ДК "Энергетик". Сразу справа - телефонная будка.
Проходим прямо по площади, немного правее от ДК находится гостиница "Полесье".
Заходим в нее и поднимаемся, осматривая этажи. Деревья добрались и сюда - прямо в номерах и коридорах растут деревья.
Фон на крыше - около 45мкр/ч. Вид на площадь перед ДК:
Также любуемся объектом, который точно находится в первой десятке узнаваемых объектов Припяти - колесо обозрения.
Выходим из гостиницы, направляясь в парк к колесу. По пути заглядываем в ДК.
Еще один очень узнаваемый объект - панно на стене в дворце культуры.
Мой самый любимый с детства аттракцион:
Колесо обозрения довольно ржавое, но еще выглядит крепким. Порядком фонит - 175мкР/ч
Любимый объект у тех, кто хочет снять красивую панораму - 16-ти этажные здания с гербом УССР.
Поднимаемся на ту 16-этажку, что севернее. АЭС и саркофаг как на ладони:
Что удивляет: до этого столько раз я видел это на различных фотографиях и изображениях, что сейчас просто не могу принять факт, что именно в данный момент вижу это вживую. Непонятное чувство, почему-то стойкое и никак не проходит. Ну и ладно.
Осматриваюсь дальше. Это действительно замечательно.
По поводу последнего снимка. На нем можно разглядеть Загоризонтную радиолокационную станцию для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет "Дуга". Ее размеры колоссальны: 800м в длину, 150м в высоту (приблизительно 45 этажей). Масса около тысячи тонн. Для оценки масштаба конструкции еще одно фото:
Лес - просто трава у подножья конструкции. Где-то читал о проекте размещения ветрогенераторов на этой громадине.
Вездесущая растительность есть и на крыше 16-этажки:
Спускаемся.
Дальше направляемся к речному вокзалу. По дороге заходим в кинотеатр "Прометей".
Вспышка мыльницы не может осветить все помещение. Здесь все грустно и почти ничего не осталось. Говорят, что еще несколько лет назад здесь были кресла. Зачем кому-то их забирать отсюда - не могу понять.
Также заглядываем в здание городской администрации. До 1996г. в ней располагалось специализированное предприятие по обращению с радиоактивными отходами и дезактивации "Комплекс". Сейчас здание заброшено. На гранитных ступенях полусгнивший деревянный настил. В холле остов от какого-то полноростного детектора, очевидно детектора фона.
Подходим к речному вокзалу.
Заворачиваем к кафе. Первое, что привлекает внимание - автоматы газированной воды. В одном из них даже остался стакан. Здесь много хвои и мха, фон около 80мкР/ч.
Местный житель рассказывает, какое мороженое продавалось в кафе.
Можно только представлять, как было прекрасно есть это мороженое на летней площадке, наблюдая за рекой.
Спускаемся к причалу. Закапал небольшой дождик.
Почему-то, он почти затоплен. Интересно бы узнать причину. В интернете находил фотографии, где те перила, что сейчас полностью под водой, были сантиметров на 50 выше уровня воды. Вдалеке - портовые краны и какой-то полузатопленный корабль.
Дождь усиливается, мы возвращаемся к кафе и прячемся под козырек. Через 10-15 минут он утихает, и мы продолжаем осматривать Припять. Время нашего пребывания в городе подходит к концу.
Заходим в здание медсанчасти. Заросли очень густые и местами довольно тяжело проходимые. Фон в здании относительно небольшой, около 25мкР/ч.
Коридоры темные и жутковатые.
Заходим в библиотеку. Есть много прессы, полученной перед самой аварией.
Уголок ГО.
Стационар.
Раритетная вещь - коробка от "Вечернего Киева".
Представляется, как благодарный пациент угощает медсестер...
Покидаем Припять. Хочется отметить, что на всей территории города есть стабильное покрытие "Киевстар", удивляет.
В этот раз нас подвозят житомирчане (а бывшие припятчане) - открытые, веселые люди. При выезде из 10-километровой зоны дозиметрист на КПП производит контроль транспорта. У нас все в порядке, продолжаем путь.
Выходим в Чернобыле. Жажда довольно сильная, покупаем воду в местном магазине, что на автостанции.
Идем на автобусную остановку - для нас даже есть сидячие места. Почти сразу отъезжаем. Все сидят тихо - под впечатлениями. На КПП "Дитятки" нас останавливают.
Дозиметрист заходит в автобус и проверяет фон на обуви. Он не превышает половины допустимого. Пересекаем границу. Прощай, Зона, и спасибо.
Утром уже в Кременчуге.
P.S.: и фото для почитателей творчества Стругацких:
Уважаемые пешеходы! Если мы останавливаемся пропустить вас на пешеходном переходе, а то и вне его. Это не повод идти с видом, будто вас боженька поссать отпустил и вы растягиваете удовольствие.
enic Большое спасибо! С большим интересом и почитал, и посмотрел! С прискорбием хочу отметить, что подобных городков и сёл то же, в нашей стране (имею ввиду Союз) теперь много и становится всё больше и без всякого "Чернобыля". Сам побывал в нескольких бывших авиационных гарнизонах с умирающими и умершими городками. Моя родная часть, где я служил, тех зона, с целой системой различных объектов радиоизмерительного комплекса - разрушены, поросли бурьяном и лесом. А что делается на бывших полигонах в Казахстане - "ни в сказке сказать, ни пером описать"! А на Украине вымирают сёла. Страшное зрелище: заросшие травой, кустами и деревьями ещё целые, почти не разрушенные дома и подворья... Ещё раз спасибо за интересный, хоть и печальный рассказ.
гражданин
гражданин
старейшина
Если мы останавливаемся пропустить вас на пешеходном переходе, а то и вне его. Это не повод идти с видом, будто вас боженька поссать отпустил и вы растягиваете удовольствие.
пенсионер
гражданин