На совещании с руководителями органов управления образования горисполкомов, райгосадминистраций и ОТГ в Полтавской ОГА обсудили вопросы военно-патриотического воспитания учащейся молодёжи.
Заместитель военного комиссара по работе с личным составом и общественностью Полтавского областного военного комиссариата Эдуард Бородай рассказал о проблемах, которые имеются в школах с преподаванием предмета «Защита Отечества».«В 2014 году, после нескольких волн мобилизации, мы поняли, что молодёжь не готова нести службу: нет навыков обращения с оружием, нет психологической готовности к службе, поэтому и много потерь на фронте. Ведь долгое время допризывная подготовка юношей в школах уничтожалась. Часы учебного предмета уменьшили, материально-техническую базу потеряли, кадры разошлись, а «Защита Отечества» преподавался по совместительству, — рассказал Эдуард Бородай. — Поэтому с 2015 года комиссариат решил внести немалые изменения в этом направлении».
В частности, в июне 2019 года Полтавская область первой в Украине начал выдавать учебное оружие учебным заведениям. В частности, 30 школ его уже получили. Есть желающие в Карловском (13 школ) и Шишацком (1 школа) районах получить оружие в начале 2020 года.
«Этого недостаточно. Мы не должны ждать перемен от руководства государства, ведь с 2002 года в Украине есть достаточная нормативная база для преподавания «Защиты Отечества». В концепции о допризывной подготовке всё расписано: какой должна быть материально-техническая база, какие обязанности преподавателя и прочее, — говорит Эдуард Бородай. — Очень хорошо, что в школах начали появляться преподаватели, которые закончили военные кафедры. Ещё должен быть специальный класс, комната для хранения учебного оружия. Каждая школа должна сделать инвентаризацию, разобраться, чего не хватает для преподавания допризывной подготовки».
Кроме восстановления базы, выделения и наполнения спецкласса, в комиссариате считают целесообразным преподавать этот предмет в военной форме, а ещё вернуть в школы должность заместителя директора по военно-патриотическому воспитанию. В некоторых областях Украины уже созданы Центры военно-патриотического воспитания на базе опорных школ, куда на занятия ездят ученики сельских школ, где нет базы для преподавания. Эту идею можно воплощать и в Полтавской области, ведь, по словам Эдуарда Бородая, в области есть школы, где на высоком уровне преподают «Защиту Отечества», в частности в Глобино и Горишних Плавнях. Ситуацию «иллюстрирует» весенний призыв, потому что по количеству и качеству призывников сразу видно, как в школе преподавали допризывную подготовку.
По информации пресс-службы Полтавской ОГА, в прошлом учебном году кабинетов «Защиты Отечества» в учреждениях среднего образования области было 217, комнат для хранения оружия — 242, стрелковых тиров — 111.
Областная целевая программа национально-патриотического воспитания детей и молодёжи на 2017-2010 года была принята два года назад. Уже 30 учеников, студентов и молодых ученых по результатам конкурса получают стипендию имени Героя Небесной Сотни Игоря Сердюка. Кроме того, по решению Полтавского облсовета выделены дополнительные средства из бюджета на закупку настольной исторической игры «Украинская революция 1917-1921» для интернатов, ПТУ и учреждений внешкольного образования.
«Депутаты областного совета выделили средства на конкурс на лучшую материальную базу военно-патриотического и физического воспитания, в частности денежное вознаграждение увеличено со 100 тысяч до 250 тысяч гривен, — рассказал начальник управления внешкольного, профессионального, высшего образования и правового обеспечения Департамента образования и науки Полтавской облгосадминистрации Сергей Рыбалко. — В 2018 году в этом конкурсе приняли участие 12 учреждений образования, а конкурс запланирован на 28 октября».
Национально-патриотическое воспитание в школах есть кому преподавать, уверяют педагоги. Полтавские педагоги неоднократно принимали участие и становились лауреатами конкурса «Учитель года» в номинациях «Физическая культура» и «Защита Отечества». В школах организуют встречи с участниками АТО/ООС, а интересные тематические формы работы с детьми учителя применяют не только на уроках, но и вне школы — в лагерях отдыха.