Кременчуг – город ощутимо оранжевый. Достаточно много кременчужан поддержали оранжевую революцию, а вместе с ней и кандидата Ющенко. Хотя сторонников кандидата Януковича в городе тоже хватало. Через год после революции, “Телеграф” поинтересовался, изменилась ли позиция местных сторонников оранжевых и бело-голубых? Для опроса мы выбрали две достаточно яркие фигуры кременчугского политикума – депутатов горсовета Урина и Терещенко.
“Экономического чуда не произошло...”Оранжевая революция разделила Украину на две части: те, кто за Януковича, и те, кто за Ющенко. Мы получили комментарий харизматичного представителя “Януковичей” - депутата кременчугского горсовета Дениса Терещенко. Терещенко начал карьеру политического деятеля в Молодежном парламенте. Прошел в горсовет. На выборах президента 2004 года был яростным сторонником кандидата Януковича. После поражения лидера, попробовал попасть в ряды социалистической партии. После неудачной попытки изменить ориентацию, откровенно ездит по улицам Кременчуга на новеньком авто с бело-голубым флажком “Партии регионов” (лидером которой был на последних выборах Янукович).
Денис Терещенко, 15 ноября 2005 года:
- Господин Терещенко, почему на выборах президента 2004 года вы поддерживали кандидата Януковича?
- В канун выборов, где-то года за 3-4, в Украине сформировалась, наконец, структура власти. Начался подъем экономики, стабилизация ее падения – я так это называю. Уровень жизни населения повысился. Повысились зарплаты, люди начали хорошо жить. Откровенно говорю – я ничего не хотел менять. По-видимому, предчувствовал, что изменения ничего хорошего не принесут. Знаете, как говорят: пусть будет нормально, и не нужно, чтоб было лучше.
- Почему свои надежды на лучшее вы связывали конкретно с кандидатом Януковичем?
- У них была очень неплохая, как по моему мнению, программа. Мне импонировало, что программа нацелена, скорее, на стабилизацию ситуации, чем на ее улучшение. Личные симпатии тоже сыграли роль. Янукович – мужик. Я – не маленький мужчина. Но он выше меня, больше, более крупный. Четко формулирует. Возможно, он не такой поэт, как Ющенко, зато умеет руководить. Когда человек умеет четко формулировать мысль – это производит впечатление.
- Как вы оцениваете результаты оранжевой революции?
- Экономического чуда не произошло. И социального тоже. Обещания свои они не выполнили. За целый год не нашли те спрятанные миллиарды, о которых говорили. Все осталось на старых местах. Такие же суды. Такая же милиция и прокуратура. Такая же коррупция. Конечно, народ надеялся на лучшее. Но надежды не всегда сбываются.
“Главный плюс – это побеги реальной демократии!”
Александр Урин, 15 ноября 2005 года:
- Почему вы поддержали оранжевую революцию?
- Я сделал это по моральным и идейным убеждениям. Мне очень импонирует фраза, которая была напечатана в “Телеграфе” во время революции. Вы написали: “Не все люди на Майдане за Ющенко, но все они против зла, коррупции и бандитизма!” Я полностью с этим согласен. Революция – это был протест против преступной власти.
- Какие, по вашему мнению, важнейшие “плюсы” оранжевой революции?
- Самый первый плюс – это побеги реальной демократии и свободы слова. Мы этого не видели никогда. Даже апологеты старой власти – такие, как Медведчук, – не могут не признавать, что сегодня не существует темников ни на радио, ни на телевидении. Пресса выражает собственное мнение, а не рекомендуемое властью! И ее – прессу, за это не репрессируют! Посмотрите, Пиховшек, который реально “мочил” Ющенко на выборах, преспокойно работает на канале! Я вам назову и второй “плюс”. Тоже очень существенный. Это зарплата! Я – преподаватель, учитель. Я привык жить с трудностями. В этом году я впервые – благодаря существенному повышению зарплаты бюджетникам – спокойно купил себе ботинки, жене – стиральную машину в кредит. И это с одной зарплаты! Когда такое было?! А 8000 гривен за рождение ребенка, когда мамы получали?!
- А “минусы” революции назовете?
- Назову! Главный минус – авантюризм и популизм первого правительства! Нельзя “на ура!!!” заниматься экономикой. Нельзя взять и уничтожить вместе все свободные экономические зоны. Этот правительственный популизм серьезно испугал инвесторов. Мы потеряли деньги! Нельзя взять и заявить – мы сделаем реприватизацию 300 или 3000 предприятий! Внутренний раскол в правительстве тоже не способствовал
улучшению ситуации. Не должен премьер-министр соревноваться с Президентом за рейтинг популярности. Премьер экономикой должен заниматься!
- Достаточно большой процент украинцев чувствует разочарование от последствий революции. Вы тоже говорите о беспорядке в правительстве. На что вы надеетесь?
- Я надеюсь на нового премьера Еханурова – он больше экономист, чем политик-популист. Я вижу, что он настроен заниматься экономикой, а не популизмом. Мне импонирует его здравый смысл. Относительно всенародного разочарования – так завышенные надежды всегда приводят к разочарованиям. От революции ожидали сказки. А это – жизнь.
Оранжевый бюджет Кременчуга
Послереволюционный бюджет называют “социальным”. Правительство (и первое, и второе) взяло на себя обязательство последовательно повышать зарплаты бюджетникам. И, главное – выплачивать их. Как правительство выполняет свои обязательства на местном уровне, мы спросили начальника кременчугского городского финансового управления Татьяну Неиленко:
- Я могу засвидетельствовать, что впервые за много лет мы имеем уже в ноябре полную сумму средств, необходимую для выплаты зарплаты бюджетным отраслям города. Это – изменение к лучшему. Обычно, в декабре мы начинали бегать, искать средства людям на зарплату перед Новым годом. В этом году мы уже получили больше 5 миллионов гривен субвенции из госбюджета. Эта сумма покрывает все расходы на выплату зарплаты – с учетом введения тарифной сетки и должностных окладов.
- Позитивным сдвигом также можно назвать решение вопроса о государственных долгах учителям по ст.57 (средства на оздоровление и надбавки за выслугу лет, период 1997-2002 гг.). Для выплаты долга на местах мы уже получили 2 млн. 44 тыс. гривен.
- Серьезным негативом в бюджетной политике, по моему мнению, есть то, что Кременчуг с каждым годом зарабатывает все больше, а средств ему оставляют все меньше. Если в 1997-ом государство оставляло Кременчугу больше 14% заработанных средств, то в 2004-ом – лишь 7% – это вдвое меньше. Такая же ситуация сложилась и в 2005-ом. Серьезных жестов правительства в сторону улучшения ситуации мы, пока ещё не увидели.
Эти люди продолжат дело революции в Кременчуге!
Народ, посмотри в лицо героям революции!
Год назад “Наша Украина” была оппозиционным блоком. Сегодня – это партия власти. Год назад избирательным штабом “Нашей Украины” в Кременчуге руководила Валентина Волошина, а местной ячейкой - Павел Черныш. Сегодня оба они – изгнанники. Их места заняли новые революционеры. Кременчугскую ячейку “Нашей Украины” возглавил господин Дряпика (руководитель кременчугского отделения “Укртелекома”). Его заместителем стал господин Урин. В руководящую “тройку” политсовета вошли: король бензоколонок господин Сень, местный медиамагнат господин Мельник, и самая влиятельная “Миссис Торговля” госпожа Добрик (все они депутаты горсовета).
Новый кормчий кременчугской партийной ячейки господин Дряпика интересно расставил акценты, докладывая товарищам свою биографию. Он искренне рассказал, что был в свое время членом коммунистической партии СССР. Но промолчал, где он был в начале оранжевой революции?
Кременчугский Телеграф