И все-таки - "один в поле воин"? Как часто человек уходит в свое горе от мира непонимания, от мира глупости и жестокости, от всех. Конечно, пережить человек может многое, но ведь когда барахтаешься в болоте иногда не хватает всего лишь руки. Кажется самое простое - отрешиться от внешнего мира, закрыться в себе, тихонько переживать свою беду, привыкать к ней, искать выход в своих четырех стенах... Но как иногда становится легче, когда можно высказаться вовне, когда появляются единомышленники. Смотрим на американские общества анонимных алкоголиков и думаем - тю... а ведь в этом что-то есть. Или общества бывших наркоманов - с кем обсудишь эту проблему кроме как ни с такими как ты? Кто тебя поймет? А зачем собирается группа "Позитив"? Да потому что о таком с соседями и сотрудниками на работе не поговоришь, потому что о таком молчат обычно. Ведь не поймут... только не поймут в лучшем случае. Да и много таких есть бед, специфических. Поэтому я для себя решила - надо объединяться, надо объединяться с единомышленниками, которые поймут, как минимум... Когда после одного события я стала завсегдатаем одного странного форума, я поняла, зачем такие объединения нужны - они нужны для того, чтоб поплакаться, чтоб поддержать, чтоб показать какие есть пути решения, а что совсем не помогает, что делать когда хочется все бросить, а что - когда другие опустили руки... и даже как поплакать, когда все разрушено... И может, конечно, интернет не для всех доступен, но с интернета можно начать - как маленький шажок к объединению, к накоплению информации, к обмену опытом. Короче впечатлилась я сегодня... все-таки один в поле не воин, но собирать свое "войско" можно каждому.
Развитие всех аспектов самосознания (познавательного — образ Я, эмоционального — самооценка, поведенческого — рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Воспитанникам детских домов свойственно нарушение ролевой идентификации. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер.
Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации.
Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;
3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
Иванова Т. А., к.с.н., доцент КФ РГСУ, зав. кафедрой Социальной работы Научные публикации.
"Научиться танцевать танго – это означает овладеть искусством танцевать вдвоем и непринужденно общаться." Диего Аришаг
Цитата:утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни
Ага ... А остальные все являются добрыми, пушистыми и приспособлены к жизни ...
Цитата:Воспитанникам детских домов свойственно нарушение ролевой идентификации. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер.
Вы еще скажите, что они не могут жениться, замуж или партнера приобрести ..
Бобик, Я ничего не берусь смелость утверждать, статья от именитого профессора. Но наблюдая свою жизнь и ее развитие, я понимаю, что мои родители имели очень сильное влияние на мои представления о семье и о том какая она должна быть. Любой человек может "женится", но создать гармоничные отношения внутри семьи может не каждый, а шансы у детей из интерната падают в разы. А насчет партнера приобрести так это вообще непроблематично, только последствия довольно плачевные.
Цитата:Ага ... А остальные все являются добрыми, пушистыми и приспособлены к жизни ...
У меня на протяжении всей моей жизни была крепкая финансовая и моральная поддержка семьи. И никто меня не выпихивал во "взрослую жизнь" по окончанию школы. И самое главное у меня была некоторая свобода передвижений, выбор увлечений и доступность секций и кружков, самостоятельность в самообслуживании, в планировании своего времени и круг своего общения я формировала тоже самостоятельно.
Самые привычные и понятные способы помощи сиротам, воспитанникам детских домов и интернатов - это, прежде всего, подарки (от простеньких игрушек и поношенных, но еще целых вещей до дорогих телевизоров), оплата развлечений и экскурсий и многие другие. Но вы когда-нибудь задумывались над тем, каковы отдаленные последствия таких подарков?
Постепенно у детей вырабатывается стиль поведения "я сиротка", который помечен как "эффективный". Суть его состоит в следующем: ты демонстрируешь свое сиротство, после чего просишь от мира : чего угодно (иногда денег, иногда возможность опоздать или не выполнить поручение, оправдание лени и безответственности:). Мир обязательно тебе это даст или позволит.
Теперь проследим, что происходит дальше. Выходит воспитанник детского дома в жизнь, начинает учиться или где-то работать в тех же стратегиях: я сирота, мне больше положено. Не за хорошо выполненную работу, а только за то, что я сирота.
Очень скоро, болезненно и с трудом, бывший детдомовец начинает понимать, что мир ему ничего не должен, что все надо зарабатывать. И выработанная стратегия поведения рушится. А других-то нет!
Давайте задумаемся над тем, чего больше всего не хватает детям-сиротам. Они, конечно, многого лишены, но что самое существенное? Какие именно лишения ставят на них печать сиротства и тем самым принципиально отличают от обычных детей, сколь угодно бедных, но все-таки не сирот?
Это не деньги, не одежда, не компьютеры - ведь множество "обычных семейных" детей живет в куда более худших условиях, чем сироты на государственном обеспечении. Дело в чем-то более глубинном.
Воспитанники детских домов официально именуются "детьми, утратившими родительскую опеку". И это главное, чего этим детям не хватает - опеки. Именно в этом смысле и нужно им помогать. Хорошо, когда ребенка усыновляют, тогда опека восстановлена полностью. Но большая часть детей так и остается ничьими. Детскому дому необходимы попечители и попечительская помощь (опека, попечитель - однокоренные слова!).
Вокруг слова "попечитель" наросло множество мифов. Один из таких странных мифов-предрассудков состоит в том, что попечитель - это тот, у кого много денег. Это неверно! Попечитель - тот, кто опекает, то есть берет на себя ответственность за судьбу ребенка, кто задумывается над тем, какие последствия повлечет то или иное событие и действие: Мы уверены, что позицию попечителя может занять любой здравомыслящий человек.
Сколь угодно большие деньги, врученные ребенку или детскому дому без учета последствий, - вредные деньги, это не попечительское действие, не опека. Попечитель думает о последствиях.
Есть множество ответственных способов помощи детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, куда более экономных, а иногда не требующих денег совсем. Попечительство требует скорее не денег и материальных затрат, а затрат духовной ответственности. Иногда это называют гражданской позицией.
Peppi К вам то никаких претензий и нету ))) А вот профессор просто наклеил кучу ярлыков на детдомовских и довольный продолжает свою деятельность. Много зависит от окружения, но еще больше от самого человека. Если он согласен с тем, что он сиротко и все его обижают, то разумеется будет агрессия. Но много людей есть которые добились успехов или имеют просто крепкие семьи. Понимаю, что им тяжело, но не стоит еще и добавлять, что вас ожидает в жизни только мрак.
А я вообще не пойму ничего... И так понятно, что детдомовским детям не хватает основного - семьи. Но усыновлять их не все хотят, далеко не все. Может быть этот профессор ребёнка усыновил? Хоть одного?
Профессор профессорским языком объяснил влияние семьи на становление личности человека. Вторая часть статьи посвящена роли социального педагога, который должен помочь ребенку без родителей минимизировать трудности социализации детей - сирот.
Тут вопрос в следующем если тебе дают то почему бы не воспользоваться. Если тебе дают потому что ты "сиротка" то почему бы не играть эту роль и легко и просто получать материальные блага. Если бы тебе, Бобик, с неба падали подарки ты, что же стал бы отказываться? Про то, что наступит день, когда не будет интерната и заботливых воспитателей никто не рассказывает, про то что прийдет время и нужно будет самостоятельно вести домашнее хозяйство и что такое домашнее хозяйство сироты знают только в теории.
Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека, обыкновенного нормального взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком (только действительная встреча!) определит его дальнейшую жизнь и поможет самому стать взрослым человеком.
Ребенку детского дома крайне не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром - городом, природой, другими людьми. Попечитель может включить подростка в свой круг общения, в свой клуб, секцию или компанию. Может найти ребенку посильную работу в свободное от учебы время и обсуждать вместе с ним его (и свои?) успехи и неудачи.
Небольшая оговорочка: если уж включать ребенка в свою компанию, в секцию или клуб, то "по-настоящему", а не как сиротку. Это значит, что с него нужно требовать ответственности и чести, помощи и "головы на плечах" - всего того, что вы требуете от себя и своих друзей. Иногда прощать, иногда ругаться - короче, чтобы все "по-настоящему".
Всепрощение и безнаказанное "не хочу - не буду, меня в другую секцию устроят" воспитывает все того же иждивенца и любителя "халявы", а не взрослого человека.
Автори - Геннадий Асирьянов, Мария Миркес detdom.info
"Научиться танцевать танго – это означает овладеть искусством танцевать вдвоем и непринужденно общаться." Диего Аришаг
старейшина
старейшина
пенсионер
старейшина
пенсионер
старейшина
пенсионер