32-й Кременчугский пехотный полк

0
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Iva (07.12.2018, 21:30) писал:Скат,
Ну, можно сказать, и так.
Я чего спрашивал. Видел кадры английской и немецкой кинохроники о Первой мировой! Там людей, просто, гнали на пулемёты! Практически ни кто не добежал! Потери 100% или около этого.

Я так тоже думал, пока не увидел документы по бельгийским, итальянским, немецким и русским потерям.

И оказалось что процент гибели или ранения был не таким уж и большим. Для меня это оказалось сюрпризом, но все данные по всем странам сходны. Есть исключения, но они крайне редкие.
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал
Скат (08.12.2018, 17:34) писал:И оказалось что процент гибели или ранения был не таким уж и большим

Процент, может быть и не большим, но в натуральных цифрах - жуть!
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Iva (08.12.2018, 18:08) писал:
Скат (08.12.2018, 17:34) писал:И оказалось что процент гибели или ранения был не таким уж и большим

Процент, может быть и не большим, но в натуральных цифрах - жуть!

Во Второй мировой натуральные цифры были больше.
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал
Скат (12.12.2018, 19:44) писал:Во Второй мировой натуральные цифры были больше.

За одну атаку тысячи убитых? Где у нас такое было? Разве, что суммарно по Армии или Фронту.

Скат,
Немного не по теме... Что бы не плодить новые ветки.
Если, что, можно и в личку ответить.
Такой вопрос: вам не попадалось, что ни будь о газете "Красный Ромбист"?
Стыдно признаться, но я понятие не имею о ромбистах, ни красных, ни синих, ни зелёных...
Не знаете с чем их едят?
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Скат
16:39, 17.12.2018
Ещё в продолжение истории о Кременчугском полке.

Из почти 900 человек, числившихся в Кременчугском полку на 1 сентября 1914 после Танненбергского разгрома, реально уехало на переформированием меньше половины - опоздавшие по мобилизации команды были использованы как маршевое пополнение, а обозы использованы на перевозках в интересах действующей армии и остались в её составе. Таким образом на переформирование уехали четыре недоукомплектованные полуроты охранявшие железные дороги, несколько человек из полковой канцелярии и четыре десятка окруженцев. Остатки полка составляли чуть больше 10% от штата и фактически полк создавался заново.

На укомплектование 15 корпуса по требованию его нового командира генерала фон Торклуса набирались исключительно из добровольцев, новобранцев и молодых ополченцев 1-го разряда из числа не служивших в армии по сверхкомплекту (как ни странно, но в российской армии число призывников в мирное время существенно превышало потребность, и часть вполне годных к воинской службе отправлялись по домам). Как писал Кондзеровский: "...Генерал Торклус просил прежде всего о том, чтобы для пополнения корпуса были назначены исключительно новобранцы, а не набранные в тылах солдаты. Одно — воспитать будущих солдат самим, получив сырой материал новобранцев прямо из деревни, другое — получить уже состоящих на службе солдат, побывавших в госпиталях и лазаретах и, вообще, болтающихся в тылу; эти, как не воспитывай, им не привьешь вкуса к службе на фронте, — их все в тыл тянуть будет. Таковы были рассуждения генерала Торклуса, которых, конечно, нельзя было не разделить..."

Справедливость этого решения подтвердила практика. В отличии от восстановленных после аналогичных потерь в восточнопрусском походе 13-го корпуса и некоторых частей Юго-Западного фронта восстановленных после потерь Горлицкого прорыва, укомплектованных ополченцами тыловых подразделений, выздоровевшими раненными и переаттестованными белобилетниками, восстановленный 15-й корпус показал себя надежным и устойчивым соединением, не уступающим кадровым корпусам.

Отдельно стоит сказать пару слов о Фёдоре-Эмилии-Карле Ивановиче фон Торклусе.
Блестящий офицер и великолепный командир, все последние довоенные звания получал за отличия - полковника, генерал-майора и генерал-лейтенанта. Начало войны встретил начальником 6-й пехотной дивизии 15 корпуса. Прекрасно командовал войсками при Франкенау (именно на его фланге была одержана полная победа и взяты большинство пленных и трофеев), при Мюллене и разбил 41 немецкую пехотную дивизию у Ваплица. И что самое главное - стал единственным русским генералом, который с боем в составе крупного отряда солдат и офицеров смог прорваться из немецкого окружения. ИМХО командуй он хотя бы остатками окруженной армии вместо Клюева русские войска прорвались бы из кольца, а командуй 2 армией вместо Самсонова, то этого бы просто не потребовалось.

Да и в дальнейшем действовал прекрасно - гродненские бои, где вместо тупых и шаблонных атак каждый день организовывал атаку совершенно по другому и добился в конце концов успеха. Так было и в летних боях в Польше. И думаю только то, что его корпус застрял в болоте Западного фронте, а не на живом Юго-Западном "брусиловском" фронте помешало ему в полной мере проявить свои таланты. Там Торклус с высокой вероятностью мог стать командармом, причем не менее известным чем Гурко, Щербачев или Каледин. А на Западном фронте нужны были не талантливые, а исполнительные. И инициативный командир корпуса, да ещё со связями и выходивший на высшие инстанции с критикой действий командования фронтом не мог прийтись ко двору нерешительного Эверта.
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Скат
20:13, 20.12.2018
И ещё интересный факт о Первой мировой войне связанный с Кременчугским полком.

Элитный Варшавский округ, а тем более расположенная в "столичной" Варшаве 8 пехотная дивизия имела в своем составе, особенно на высшем уровне, много "паркетных" командиров, для которых важнее был блеск мундиров и аксельбантов в модных салонах, чем война.

Я уже писал про командира Кременчугского полка полковника Ратко который в день объявления мобилизации ушел в отставку "по болезни". Он был не один такой. Точно так же поступил, например, командир 8 артиллерийской бригады генерал-майор Владимир Альбертович Зедергольм.

Да и остальные генералы, кроме начальника дивизии барона Фитингофа, мягко говоря не являлись эталоном служения отечеству.
Так командир 2-й бригады дивизии Дмитрий Михайлович Дернов с началом войны перевелся в отдел снабжения Северо-Западного фронта.
А командир 1-й бригады Адам Иванович Богацкий в первом же бою потерял управление войсками и, сказавшись контуженным, уехал в тыл, за что командиром корпуса Мартосом был отрешен от должности.

Справедливости ради были наверху храбрые и толковые командиры.
Так командир 29-го Черниговского полка Александр Павлович Алексеев погиб в бою у Орлау возглавив атаку знаменной полуроты.
Командир 30-го Полтавского полка Михаил Иванович Гаврилица возглавил после бегства Богацкого и гибели Алексеева 1-ю бригаду смог переломить ситуацию у Орлау, успешно командовал бригадой при Ваплице, прорвался из окружения и умер от разрыва сердца во время гродненских боев.
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал
Скат,
Спасибо!
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Скат
18:36, 27.12.2018
Для лучшего представления событий Первой мировой войны приведу один из эпизодов провального похода армии Самсонова в Восточную Пруссию.

Алленштейнский эпизод. Часть 1.

Итак, Алленшетейн (будущий польский Ольштын) - второй по величине город Восточной Пруссии (около 50 тысяч на 1914 год), крупный железнодорожный узел и промышленный центр. Его занятие и перехват главной двухпутной железнодорожной артерии Восточной Пруссии было одной из главных задач армии Самсонова. По первоначальному плану его должен был занимать левофланговый 15 корпус, но фактически из-за отклонения армии Самсонова влево на него вышел правофланговый 13 корпус генерала Клюева. Возможно действуй русские войска по плану и перехвати магистраль на пару дней раньше толку было бы больше, но скорее всего вряд ли - перевозка 1 корпуса на левый фланг 2-й армии уже завершилась и большее углубление к востоку только ещё больше подставляло тыл под удар немцев.

Но и немцы также ошибались. Так по первоначальному немецкому плану прикрытие Алленштейна возлагалось на 3-ю резервную пехотную дивизию, а сам город был сильно укреплен - построены окопы полного профиля, проволочные заграждения (некоторые под током), оборудованы укрепленные огневые точки в домах и строениях на окраинах города. Забегая наперед отметим, что это весьма помогло русским войскам!!! И вот, 25 августа немецкие самолеты отфиксировали движение колонн русских войск на Гогенштейн и немецкие штабы, исходя из военной логики, посчитали что это движение 13 корпуса (а с военной точки зрения при такой конфигурации наступление на Алленштейн было полной глупостью, что в итоге и подтвердилось, но русская армия не боится делать глупости!!!). В результате 3 резервная дивизия была снята с прикрытия Алленштейна и переведена в ударную группу 20 корпуса столкнувшись 27 августа с русской армией, в том числе с Кременчугским полком. А в городе осталось две немецкие роты, полэскадрона кавалерии, часть тылов 3 резервной дивизии, склады, госпиталя и другие армейские тылы.

И вот в 4 часа дня 27 августа полторы дивизии 13 корпуса внезапно выскакивают на беззащитный Алленштейн. И хорошо укрепленный город упал в руки русских без боя! Немецкий гарнизон, вовремя предупрежденный кавалерией, покинул город вместе с тыловиками и легкораненными, часть солдат не успевших уйти были укрыты местными жителями, тяжелораненные в госпиталях формально попали в плен (практически все там и оставались на момент возвращения немцев). А самое главное в руки русских попали громадные военные и особенно продовольственные запасы из городских и военных складов, а также эшелонов накопившихся на станции. Солдаты 13 корпуса впервые за время похода сытно поели!!! (до этого 8 дней питание шло сухпайком рассчитанным на 5 дней).

Захват Алленштейна вызвал панику у германского командования, ведь была перехвачена главная транспортная артерия и прервана связь между западной и восточной группировками 8 армии. В результате командование отдало приказ всей восточной группе (17 армейский и 1 резервный корпуса) прекратить преследование разбитого 6 русского корпуса и отбить Алленштейн!!! Возникшая в результате неразбериха фактически подарила русским дополнительный день, который немцы потеряли на перегруппировки и которым можно было воспользоваться для отхода или перегруппировки 6 корпуса. Но русские этот шанс, как и многие другие, благополучно упустили.

Ошибочность захвата стала понятна уже к вечеру 27 августа, поэтому уже с утра 28 августа 13 корпус развернувшись почти на 180 градусов должен был выдвигаться к месту боев. С 6 утра началось выдвижение. И к 11 утра в городе оставались только корпусные и дивизионные (36 дивизии) тылы и 2,5 батальона пехоты (батальон 143 полка из гарнизона города, батальон 141 полка из внешнего охранения и по роте от 1-го и 2-го полков назначенные в прикрытие обозов).

Надо отметить что командир 13 корпуса Клюев ожидал подхода 6 корпуса. Он совершенно не знал про разгром корпуса у Бишофсбурга 26 августа. При этом командование армии о нем само узнало с опозданием на сутки, но даже после этого не проинформировало Клюева!!! И он даже утром 28 августа не знал про судьбу 6 корпуса и был уверен что он на подходе!!! Посланные делегаты связи не возвращались, зато самолет обнаружил на марше две дивизионные колонны 1 немецкого резервного корпуса и, в полной уверенности что это свои, Клюев отправил к ним самолет со своими планами на день и описанием положения корпуса. При попытке сесть рядом с колонной летчик обнаружил что это немцы, но улететь не успел, был сбит и попал в плен вместе с документами!!! Тем не менее в приказе при выступлении указал гарнизону города ожидать подхода 6 корпуса, но при этом параллельно отправлять обозы и после завершения отправки следовать за главными силами даже если 6 корпус не подойдет и придется оставить город...

Постепенно русские войска покидали город - по дороге на Едвабно ушел корпусный обоз 2-го разряда с продовольственным транспортом и телеграфной ротой (с корпусной радиостанцией) в сопровождении роты 1-го Невского полка, на Куркунен ушел корпусный обоз 1-го разряда с корпусным авиаотрядом и походной хлебопекарней в сопровождении роты 2-го Софийского полка. В город оттянулись дозоры батальона 141-го полка для следования за общей колонной, но командир решил дать им отдых в городе чтобы нормально пообедали. Также оставались часть продовольственно-вещевого обоза 36 пехотной дивизии с дивизионным дезинфекционным отрядом. Гарнизонный батальон 143 полка был разбросан по всему большому городу - 8 взводов стояли заставами на дорогах при въезде в город, 3 взвода несли патрульную службу и 1 взвод вместе с командиром батальона охраняли комендатуру в городской ратуше.

Алленштейнский эпизод. Часть 2.

В то время как русские покидали Алленштейн находившиеся поблизости немцы выясняли кто главный и кому отойдут лавры освободителя Алленштейна - командир 1-го резервного корпуса Белов утверждал что он - потому что ближе, а командир 17-го армейского корпуса Макензен что он - потому что старше по званию!!! В результате немцы потеряли на препирательства несколько часов и только после вмешательства командования армии начали движение. При этом Алленштейн отдали Белову. Но к этому времени уже получили сведения об отходе русских и части корпуса получили приказ двигаться на перехват южнее Алленштейна (1-я резервная дивизия получила приказ сброшенным с самолета вымпелом - первый подобный случай за войну). Несмотря на приказ двигаться на запад командир 36-й резервной пехотной дивизии генерал Клюге решил вместо обхода авангардом атаковать Алленштейн и освободить его с боем - тщеславное, но с военной точки бессмысленное решение. 5-й резервный гусарский полк запустили в обход города для отвлекающей атаки с севера, а главные силы в составе батальона 54 пехотного полка и трех батальонов 5 пехотного полка атакуют с юго-запада, при этом батальон 54 полка атакует в лоб, а 5 полк обходит с запада.

И вот примерно в час дня 28 августа три эскадрона немецких кавалеристов атаковали Алленштейн с севера, где на фронте в 3 км располагались три взвода русской пехоты. Но тут на стороне русских сыграли немецкие укрепления - из-за проволочных заграждений немцы не могли атаковать в конном строю, укрепленные огневые точки взять без артиллерии очень сложно, а плотный огонь кадровой пехоты не давал даже приблизится к позициям. В результате несмотря на трехкратный перевес немецкие кавалеристы не смогли до самого отхода русских прорваться в город.

Спустя четверть часа началась атака с юго-востока. Немецкая авангардная рота 54 полка атаковала русский взвод, но была отбита. Тогда для атаки трех взводов развернулся весь батальон, но с помощью одной роты 141 полка, направленного командиром батальона по просьбе коменданта города атаку удалось отбить, несмотря на двукратный перевес немцев. Одновременно с этим началось отступление из города на юго-запад - в авангарде шли три роты 141 полка, за ними выдвигалась колонна обоза (свыше 250 повозок) с охраной из одной роты 143 полка, остальные три роты 143 полка прикрывали отход.

Но организованно отойти не удалось и в Алленштейне и его окрестностях развернулось пять независимых друг от друга боев отдельных русских отрядов. В лесу у шоссе на Гогенштейн, западнее Кортовского озера, восточнее Кортовского озера, в южной части Алленштейна, в северной и центральной части города. Рассмотрим их последовательно.

Единственная дорога по которой можно было отойти была перерезана уже к 14 часам - командир 5-го немецкого резервного пехотного полка выбросил авангард в составе роты пехоты с двумя пулеметами на обывательских и обозных подводах, который разместился на опушке леса у входа в него шоссе. И подходившие по открытой местности в походных колоннах бойцы трех авангардных рот из состава 141 пехотного полка попали под плотный ружейно-пулеметный огонь (передовой дозор шел в 500 метрах впереди колонны, не увидел немцев и был расстрелян в упор). Понесшая большие потери передовая рота развернулась в цепь и открыла ответный огонь, две следующие роты охватили противника с флангов, но несмотря на трехкратный перевес и упорные атаки, переходившие в штыковую, сломить героическое сопротивление немцев не удалось.

А спустя полчаса подоспели основные силы передового немецкого батальона. Обходившая с юга рота оказалась отрезана от своих и мелкими группами отступила в лес, несколько десятков её бойцов присоединились к основным силам 143 пехотного полка у Даретена, часть заблудилась в лесу, часть отправилась на юг самостоятельно, часть (в основном раненные) попали в плен. Остальные две роты отступили в лес севернее дороги и двинулись на Томсдорф, но об этом дальше. Всего в этом районе русские потеряли около 100 человек убитыми и 200 пленными (практически все раненые). Немецкие потери авангарда составили свыше 100 человек убитыми и раненными, в том числе свыше 30 убитыми.
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал
Скат,
Спасибо!
Горожане
+ 2
Командировочный
Лой Быканах
20:11, 27.12.2018
Цитата:Скат!
Очень интересно - хотелось бы узнать источники.
Эта земля была нашей.
Пока мы не увязли в борьбе.
 
Доступ закрыт.
  • Чтобы отвечать в темах данного форума Вам нужно авторизоваться на сайте