Кременчуг. Великая Отечественная война 1941-1945.

0
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал
Iva
23:52, 07.09.2012
Ребяты!
Всё забываю выложить ссылку на мою статью в "Телеграфе" о последних защитниках Крюкова.
Может кому интересно будет посмотреть:
Они защищали Крюков
[url=http://okrain.net.ua/article/read/Oni-zacshicshali-Krjukov.html][/url]
Попробовал вставить ссылку на статью в Телеграфе, но туда ссылки, почему-то не работают.
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Вопросы по взятию Кременчуга.

1. Кто конкретно защищал и брал Кременчуг в сентябре 1941?

2. Где переправилась через Днепр немецкая 257 пд?

3. Кто оборонялся по линии Псла и вообще обороняли ли эту линию?

4. Где переправилась через Псел 239 пд? 125 пд переправилась через мост в Потоках. Но она атаковала севернее Кременчуга.

5. С какой стороны входили немцы в Кременчуг?

6. Участвовала в обороне города 212 мсд? Её перебрасывали в район Кременчуга к 7 сентября.

7. Где располагалась 297 сд? Она была растянута от Градижска до устья Псла. А как именно?
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал
Iva
21:12, 09.09.2012

Скат (08.09.2012, 12:13) писал:Вопросы по взятию Кременчуга.


Издеваетесь, да?!
Я два года долбаюсь над историей трёх дней обороны Крюкова в августе 41-го. До сентября ещё не добрался. Правда, отвлёкся на братские могилы г. Кременчуга и окрестностей и примерно год занимаюсь этим вопросом, поскольку всё это переплетено в единый клубок.
По 297-й СД имею некоторые сведения, но проработал в первом приближении только два полка: 1055 СП и 824 АП. В списке потерь больше 550! человек, потерянных до 12 сентября включительно.
По приказу на передислокацию действительно участок обороны был от Градижска до устья Псла. В реальной жизни всё получилось иначе.
1055 СП был переброшен по ж.д. дороге и частично в ночь, а большей частью с утра 8-го августа был переброшен на правый берег в район с. Чечелево, где 9-го попал под сильный удар полка СС "Германия" из дивизии СС "Викинг". Пришлось отходить с большими потерями на левый берег. Около сотни солдат и офицеров (в основном командиры взводов и рот) остались на поле боя. К концу дня 10 сентября к Кременчугу подошли два других полка 297-й дивизии: 1057 и 1059. Полоса обороны от Градижска до устья Псла. Немцы в этой полосе активности не проявляли, и когда был захвачен ими плацдарм против с. Дереёвка, 1055 СП был переброшен в район с. Саловка, где опять попал под сильный удар немцев. Опять, как и под с. Чечелево сотни убитых оставлены на поле боя. Командир полка Ковалёв Амвросий Григорьевич погиб у с. Павловка. Что осталось от полка - не знаю. Пока набиваю статистику. 1057 СП, когда немцы вышли к Пслу был переброшен туда, и вместе с ополченцами, которые вошли в состав 297-й дивизии и держал оборону по правому берегу реки от Поток до Устья. Потери 1057 -го и 1059 СП я ещё не анализировал, вот только сейчас дошёл ход до 1057 СП. Из тех данных, что есть немцы ударили в стык полков 12 сентября и почти не встречая сопротивления пошли на Глобино- Семёновку. Там были тылы дивизии. Ни когда не думал, что в дивизии было столько "лошадиных докторов", не меньше чем человеческих. Короче, санчасть и ветчась попали под немецкие танки: пропали без вести или попали в плен - человек 25-ть. Дивизия оказалась расчленена на две части. 1055 СП и часть 1057 отходили на Потоки и дальше на Козельщину. 1059 - отходил вдоль Днепра и оказался в котле. Пока, не готов изложить эту историю полностью

Скат (08.09.2012, 12:13) писал:5. С какой стороны входили немцы в Кременчуг?


Немцы форсировали Днепр в районе с. Кривуши и шли от туда, постепенно расширяя плацдарм по фронту и в глубину. К исходу 7-го сентября они уже полностью заняли город. 10-го был наведён тяжёлый понтонный мост выше Крюковского ж.д. моста. Сразу же началась переброска 9-й тд, следом 14-й тд. 12-го 9 тд ударила в стык, прорвала слабенькие заслоны, и понеслась на север.
Пока всё это в первом приближении. Детально разобраться - не дошёл ход.
Меня тут попросили написать статью к Дню освобождения Кременчуга.
- "Мама дорогая!"
С освобождением та же картина, что и с обороной. Практически информации - "0"!
69-ть лет прошло и НИ-ЧЕ-ГО! Сколько погибло наших в боях непосредственно за город, из каких частей, где шли бои...
Пока разлогольствовать по этому вопросу не буду, после печати поговорим.
Подключайтесь к исследованиям. Город не имеет истории ни по обороне, ни по освобождению! – Сплошное белое пятно! Чем занимались наши корифеи исторических наук – не понятно. Мне одному, в этой жизни, уже не успеть довести всё до ума. Могу поделится методиками, но времени не хватает катастрофически!
AD
Горожане
+ 186
Великий Гуру

Iva (09.09.2012, 20:08) писал:Подключайтесь к исследованиям. Город не имеет истории ни по обороне, ни по освобождению! – Сплошное белое пятно! Чем занимались наши корифеи исторических наук – не понятно.


И не только там белые пятна,и не только...
Благими намерениями вымощена дорога к AD
(c)
Старший сержант запаса.
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал

AD (09.09.2012, 21:32) писал:И не только там белые пятна,и не только...


да, конечно!
Но это наиболее яркая страница нашей истории и нашей памяти.
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Скат
16:01, 10.09.2012
Кое-что нашел по этому времени:





Воспоминания Dr. Hans Deringer:

Fr. 19. Sept. 1941
Morgens 4:30 bereits Wecken. Um 6 h Abmarsch von Swinarka nach Krementschug, aber nicht mehr auf der Panzerstrae, nein, sondern unser Bataillon schlich sich auf "Sommerwegen" durch Sand und Sumpf in der Nhe des Dnjepr gegen Sdosten. In Krementschug - zum ersten Male in einer Stadt - bezogen wir Quartier. Teile der Kompanie sowie die Schtzemkompanien bernehmen die Brckenwachen u. Stromsicherung. Ich selbst wurde vorbergehend zum Batl.Stab als Fernsprecher zugeteilt.
Wetter: Morgens sehr kalt, Vm. starker Wind und Regen.
Weg: Swinarka - Krementschug: 15 km.

Sa. 20. Sept. 1941
Auch heute wieder morgens sehr kalt, ebenso tagsber, windig.
Vm. war ich mit bei einem Leitungsbau ber den Dnjepr. Da bekamen wir die Klte ordentlich zu spren.
Krementschug liegt eigentlich zum grten Teil am jenseitigen (Nord)Ufer des Flusses. Es scheint an die hunderttausend Einwohner zu haben, also eine ganz ansehnliche Stadt! Auf dem Sdufer, auf dem wir uns befinden, ist nicht sehr viel los. Der bliche Eindruck einer russischen Stadt. ber den Flu fhrt eine Eisenbrcke (fr die Eisenbahn), - in der Mitte zwischen 3 Pfeilern gesprengt, von den Russen selbstverstndlich. - Unsere Truppen haben eine Pontonbrcke - fr den Autoverkehr - und eine Flobrcke - fr Fugnger u. bespannte Fahrzeuge gebaut, auerdem verkehrt eine Fhre. Ungeheure Mengen motorisierter Einheiten passieren tglich die bergangsstelle ber den Dnjepr, ungefhr 6000 Stck motor. Fahrzeuge pro Tag. Sonst ist es, abgesehen vom Durchgangsverkehr sehr ruhig.

Vom Feind, auch von den Fliegern, merkt man wenig oder gar nichts, trotzdem ist fr Fliegerabwehr entsprechende Vorsorge getroffen (Bodenabwehr u. in regelmigen Abstnden fliegen im Tiefflug unsere Fliegerkameraden ber die Stadt.) auch ein Flugplatz befindet sich bei der Stadt.
Jenseits der Flobrcke im Uferkai aus Steinquadern eingebaut, hatten die Russen Abwehrstellungen gebaut, eine Stellung neben der anderen, stark befestigte Unterstnde errichtet. Alles hat ihnen nichts gentzt, sie wurden von unseren Truppen geworfen.

So. 21. Sept. 41
Vm. kehrte ich wieder zur Komp. zurck. Tagsber war nichts los.
Am heutigen Tage hat unsere ganze Div. bereits den Dnjepr berschritten, nur mehr unser Btl. ist zurck, es wartet auf Ablse; dann heit es nachmarschieren. Morgen geht's weiter.
Wetter: Trb, typisch herbstlich.
Bis zur Brcke von Krementschug verkehren bereits Zge, unter denen man schon Waggons und Maschinen des dt. Reiches sieht. also schon ist eine durchgehende Verbindung vorhanden.

Krementschug ist ein groer Industrieort, das elektrische Licht ist bereits wieder intakt. An der Wiederherstellung der zerstrten Eisenbahnbrcke arbeiten unsere Eisenbahnpioniere mit Hochdruck. Die Pontonbrcke haben Pioniere der Gebirgsjger erbaut und die 3 km stromaufwrts befindliche Flobrcke ein Baubataillon.
Der Flu ist hier bei der Stadt ziemlich breit, mindestens die Breite der Donau bei Wien einschlielich berschwemmungsgebiet (Tiefe der Fahrtrinne 9 m). Die Stadt ist gegenber berraschung von Seiten russischer Flugzeuge durch eine ganze Reihe von Flakstellungen gesicher, die aufmerksam den Himmer beobachten.
Heute Nm. und abends fuhren italien. Truppen, motorisierte, durch mit viel Gesang u. Geschrei und Jubel, auch ungarische Autos fuhren in Kolonnen ber die Brcke. Die Pioniere sagen, da bis in 4 Wochen die Eisenbahnbrcke wieder in Ordnung sein wird.

Здесь не про само взятие, а про впечатления немца от Кременчуга.

Пятница 19 Сентября 1941
Подъем уже в 4:30 утра. В 6 часов утра выход из Swinarka в Кременчуг, но хотя по дороге уже не двигались танки, наш батальон двигался "летней тропой" через пески и болота вдоль Днепра на юго-восток. В Кременчуг первыми въехали штабисты. Рота связи и стрелковая рота взяли на себя роль охраны моста и обеспечения. Я сам был временно назначен в штаб батальона телефонистом.
Погода: Очень холодное утро, Vm. Сильный ветер и дождь.
Путь: Swinarka - Кременчуг: 15 км.

Суббота 20 Сентября 1941
Сегодня снова очень холодное утро, день ветреный.
Vm. Я был около водопровода на Днепре. Поскольку вода была холодная, чувствовали себя очень бодро..
Кременчуг на самом деле по большей части на противоположной (северной) стороне реки. Имеет, кажется, сто тысяч жителей, что является очень значительным городом! Южный берег, на котором мы сейчас, не очень застроен. Обычные впечатления русского города. Через реку перекинут железный мост (железнодорожный), разрушены три средних пролета, конечно русские постарались. Наши войска используют понтонный мост, построенный для пешеходов и конных повозок, а также паромом. Огромное количество моторизованных частей, которые происходят ежедневно через Днепр, всего около 6000 грузовиков в день. Движения в противоположном направлении практически нет.

Вражеские самолеты никакой или почти никакой активности не проявляют, но для противовоздушной обороны соответствующие меры предосторожности были приняты (размещена противовоздушная оборона и периодически наши самолеты на низкой высоте пролетают над городом). И один аэродром расположен в городе.
У основания наплавного моста установлены каменные блоки, из которых русские строили оборонительные сооружения, окопы и стрелковые позиции рядом с укрепленными убежищами. Все было ни к чему, они были захвачены нашими войсками.

Воскресение 21 сентября 1941
Vm. Я вернулся в роту. В течение дня ничего не происходит.
В этот день вся наша дивизия уже переправились через Днепр, только наш батальон остался, он готов к движению и ждет только приказа. Завтра он выходит.
Погода: облачно, типичная осенняя.
К мосту в Кременчуге уже подъезжает поезд, в котором мы можем увидеть автомобили и технику германского рейха. Так что происходит непрерывное прибытие подкреплений.

Кременчуг является крупным промышленным центром, электрический свет уже восстановлен. Над восстановлением разрушенного железнодорожного моста наши саперы упорно работают. Есть также понтонный мост, который построили саперы горных стрелков и в 3 км вверх по течению один наплавной мост построенный понтонным батальоном.
Река очень широкая в городе, по крайней мере, такая как Дунай недалеко от Вены, включая зоны затопления (глубина фарватера канала 9 м). В городе русские удивленно смотрят на целый ряд зенитных позиций, которые внимательно следят за небесами. Сегодня вечером пошли итальянские моторизованные войска с большим пением, криками и аплодисментами. Также через мост двигались венгерские автомобили. Саперы сказали что через четыре недели железнодорожный мост будет сделан.
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал
За рассказ немца - спасибо!
Всегда интересно почитать мнение и впечатления другой стороны.
С мостом он, правда, немного напутал - разрушены были два пролёта, а не три.

Скат (10.09.2012, 12:28) писал:Кое-что нашел по этому времени:


Эти схемы мало, что дают. Но номера немецких дивизий могут пригодится. В NARA можно будет заказать фотокопии архивов этих частей.
Начинать работу лучше с ОБД-мемориала по потерям. Там точная привязка и по потерям можно ориентироваться о характере боя.
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Скат
16:19, 10.09.2012

Iva (10.09.2012, 13:45) писал:Эти схемы мало, что дают. Но номера немецких дивизий могут пригодится. В NARA можно будет заказать фотокопии архивов этих частей.


По крайней мере сузилось количество немецких дивизий до 2-х. 239 и 257, т.к. 125 пд отпадает. Читал воспоминания её офицера - после взятия железнодорожного моста через Псел (вроде как была только небольшая перестрелка с охраной - можно сказать без боя отдали стратегический мост!!!) эта дивизия двинулась на Терешковку и Омельник. Т.е. прошла севернее Кременчуга.

При этом 239 брала Кременчуг точно. У неё это в боевом пути дивизии записано.

[url=http://www.maparchive.ru/division/part10/239_Infanterie-Division.pdf][/url]
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
Iva
Жандармы
+ 221
Аксакал

Скат (10.09.2012, 14:47) писал:При этом 239 брала Кременчуг точно. У неё это в боевом пути дивизии записано.


Из этого документа трудно судить о действиях дивизии в районе Кременчуга. нужно смотреть боевые донесения.
Упоминание "Кременчуг" ещё не говорит о том, что она "брала" Кременчуг.
Брала Кременчуг 257 пд. 239 пд могла принимать участие в боях по свёртыванию обороны на северных окраинах города при прорыве 12 сентября, и в дальнейшем наносила удар за правым флангом 257 пд в направлении Оржица - Золотоноша.
Были б деньги, можно было бы заказать у ребят копии микрофильмом по 257 и 239 пд.
Тогда можно было бы по пунктам и по датам "нарисовать на карте" весь ход боёв этих частей.
Горожане
+ 298
Великий Гуру
Скат
15:55, 17.09.2012
Теперь по прорыву обороны у Кременчуга немецкой танковой группы Клейста.

12 сентября в 10.00 началось наступление танкистов из 16 танковой дивизии при поддержке частей и артиллерии 239 пехотной дивизии. В дивизии на 10.09 числилось 54 боеготовых танка.

В атаке от 16 танковой дивизии принимали участие:
1 танковый батальон 2 танкового полка
2 танковая рота 2 танкового батальона 2 танкового полка
1 батальон 79 стрелкового полка на бронетранспортерах
1 дивизион 16 артиллерийского полка.

Атака проводилась в районе села Песчаного вдоль шоссе. Несколько первых атак были отбиты!!! Только через ЧЕТЫРЕ ЧАСА, в 14.00 немцы прорвали оборону 297 стрелковой дивизии и вышли на оперативный простор.
Исходя из карты на направлении главного удара танковой дивизии было не более батальона 1059 стрелкового полка и не думаю что у них было сильно много средств усиления и противотанковой обороны.

В 16.00 немцы захватили станцию Погребы и склады 297 стрелковой дивизии расположенные на ней вместе с 728 авторотой.
В 19.00 немцы захватили Семеновку с 342 медсанбатом 297 стрелковой дивизии и выведя разведку на 6 км севернее Семеновки (с. Карпиха) остановились на ночлег, организовав круговую оборону. В первом эшелоне на вечер 12.09 было 25 боеготовых танков.

Второй эшелон дивизии в составе 2-го батальона 79 стрелкового полка на бронетранспортерах, 1-й и 3-й танковых рот 2 танкового батальона 2 танкового полка и 3-го дивизиона 16 артиллерийского полка в конце дня находился в районе Яроши-Опрышки. Во втором эшелоне на вечер 12.09 было 15 боеготовых танков.

Третий эшелон в составе 64 стрелкового полка на автомобилях и 2-го дивизиона 16 артиллерийского полка к вечеру 12 сентября занимал линию Погребы - Бабичевка.

Второй и третий эшелон создали заслон на пути отхода 297 дивизии.

Кроме складов 297 дивизии в Погребах, госпиталя в Семеновке и складов в Ромодане на пути немцев до самого места встречи со 2-й танковой группой советских войск ВООБЩЕ НЕ БЫЛО!!!
И я надеюсь - мы победим.
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.

Е. Замятин "Мы"
 
Доступ закрыт.
  • Чтобы отвечать в темах данного форума Вам нужно авторизоваться на сайте