28 сентября 1918 года во время Первой мировой войны британский сержант Генри Тенди (Henry Tandey) принимал участие в сражении близ французской деревушки Маркуинг. Он уже было прицелился, чтобы застрелить одного раненого немца, но в последний момент опустил ружье и пощадил неприятеля. Солдат в благодарность кивнул ему и побрел в укрытие. В 1923 году итальянский художник Фортунио Матаниа написал картину, где изображался Генри Тенди, а через 15 лет ее репродукция оказалась в кабинете у Адольфа Гитлера. Когда в 1938 году британский премьер-министр Невилл Чемберлен встречался с фюрером, он спросил, почему именно эта картина висела в него на стене. Адольф Гитлер ответил: «Этот человек пощадил меня, когда я был раненым, и не застрелил. Когда вернетесь в Британию, передайте ему мою благодарность». Оказывается, Генри Тенди не убил человека, по вине которого было уничтожено 60 миллионов человек.
Изучая действия советской авиации вначале войны нельзя не обратить внимание на многочисленные случаи гибели самолетов от собственных истребителей и зенитчиков. Особенно от этого страдали редкие самолеты и самолеты новых типов.
Для некоторых типов самолетов иначе чем жутким такое соотношение не назовешь.
Так 15 из 15 потерянных в июне-первой декаде июля 1941 самолета-разведчика Р-Z были потеряны от огня своих. Других потерь этот тип самолетов не понес!!!
Похожие на немецкий Bf-110 советские Як-2 и Як-4 потеряли от своих в разы больше чем от противника. Так за этот же период в 136-м ббап, единственном в РККА оснащенным этим типом самолетов, от огня противника было потеряно 3 самолета. А от огня своих - 21 (!!!). В 7 раз больше!!!
И в дополнение ещё немного про эксплуатацию Як-2/4 136 ббап.
Всего полк получил 54 Як-2 и 5 Як-4. 5 самолетов было потеряно до войны и в войну вступил имея 49 Як-2 и 5 Як-4. К 30 июня оставалось 28 самолетов этого типа, к 10 июля - 7 единиц. 12 августа был потерян последний самолет.
Распределение потерь: 5 самолетов было потеряно от огня противника (все от зениток!!!) 4 самолета были уничтожены на земле 21 самолет был сбит своими самолетами и зенитками 24 самолета потеряно по небоевым причинам
Надо отметить что после сброса бомб Яки уверенно отрывались от немецких истребителей. Именно поэтому потерь от них не было.
Высокая аварийность была связана с четырьмя основными проблемами: - плохой центровкой из-за чего самолет имел тенденцию к сваливанию в штопор, этот конструктивный недостаток стоил 2 потерянных самолетов; - плохой продольной устойчивостью, что вместе с высокой посадочной скоростью приводило к большому числу аварий при посадке (по этой причине списано 10 самолетов, число аварий было намного больше - конструкция позволяла быстро ввести самолет в строй после замены части узлов и небольшого ремонта силами техсостава!!!); - малым запасом топлива и высоком его расходе на максимальных режимах, 6 самолетов пошли на вынужденную посадку из-за выработки топлива (2 восстановили!!!), хотя возможно некоторые из них потеряли топливо из-за пробоин в баках от зенитного огня; - плохим качеством сборки многих самолетов, узлов и особенно двигателей, что приводило к многочисленным отказам и потерям самолетов - причем надо отметить что часто летчики успешно сажали самолеты с одним, а то и двумя неработающими двигателями, полностью или частично не выпустившимися шасси, оторванными или деформированными элементами обшивки и рулей.
Надо сказать что 136 полк был одним из лучших по подготовке, быстро и с минимальными потерями освоил весьма сложный самолет, да и потом демонстрировали отменные летные качества.
И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Немецкий дорожный указатель, 1941г. Вверху указатель с эмблемой 257-й пехотной дивизии (257. Infanterie-Division), под ним - указатель на Pawlysch (Павлыш), чуть ниже указатель "Strasse Nord" (Северная дорога), остальные указатели что-то не разберу... Есть предположение, что снимок сделан в Онуфриевке, а "Strasse Nord" (Северная дорога) - дорога на Кременчуг:
IJN Yamato (15.06.2017, 11:17) писал:Есть предположение, что снимок сделан в Онуфриевке, а "Strasse Nord" (Северная дорога) - дорога на Кременчуг:
Возможно и Онуфриевка... "Лошадь" на самом нижнем указателе, возможно указывает на Онуфриевский конный завод, где немцы могли организовать "лошадиный лазарет" о чём и повествует указатель. А 257-я пд в районе Онуфриевки никогда не была, и шла в район Н. Георгиевска -Табурища со стороны Кировоград - Александрия В связи с таким противоречием интересно было бы обсудить такой простой вопрос: для кого, вообще, устанавливались такого типа указатели? Указатель 257-й пд стоит для своих частей или штабистов LII-го и XI-го Армейских корпусов? Своя артиллерия и тылы шли через Глинск - Никольск- Золотарёвка - Н. Георгиевск. Кому мог понадобится указатель на 257-ю пд в Онуфриевке?
Iva (15.06.2017, 19:41) писал:257-я пд в районе Онуфриевки никогда не была
А 44-я пд была? Дело в том, что в немецкой подписи к снимку указана именно 44-я пехотная дивизия (44. Inft Div., Dnjepr Übergang bei Krementschug 1941) Собственно, это целая серия снимков с такой подписью: Колонна грузовиков Matford V8-F917/997WS Немецкие кавалеристы Пленные Переправа через наплавной мост в районе скалы-реестра в Кременчуге Два снимка с одной точки. На первом видна небольшая речка и церковь на пригорке
IJN Yamato, 44-я??? Более, чем странно! Она действовала севернее Киева, и к нам ну, ни как не могла попасть! Ошибки точно нет? Может 24-я! Один из её полков и тылы переправлялись у нас в Кременчуге. Сама дивизия воевала на правом берегу Днепра напротив нынешнего устья Сулы. На четвёртой фотке наплавной мост через старицу Днепра Речище. Это первая фотка этой части моста, которую я вижу! Все попытки найти это место на Крюковском берегу, пока не увенчались успехом. Хоть район переправы я, примерно знаю, но найти её следы в Крюковских плавнях не удаётся.
Возможно, что ошибка. Похоже, 44-ю дивизию приплели в подписи к снимкам уже на аукционе. В надписях на обратках эта дивизия не упоминается. На некоторых фотках указана дата - 22 сентября 1941г.
IJN Yamato, Здесь, конечно, ошибка! Речь идёт о 24-й пд. Я посмотрел немецкие доки... 32-й пп 24 пд придавался 257-й пд для усиления обороны на рубеже р. Сулы в районе с. Жовнино. Сама дивизия перебрасывалась на левый берег Днепра из района Чигирина в полосу ХІ Армейского корпуса. Район сосредоточения - Семёновка. район переправы - Кременчуг. Понтонный мост, в основном, занят частями Клейста - они имеют первоочередное право переправы. Но для тылов и артиллерии 257-й пд и автомобильного транспорта 24-й пд зарезервированы окна. Пехота и гужевой транспорт переправляются по наплавному мосту (на ранних фотках наплавного моста, скорее всего пехота и транспорт этой части.) На этой фотке автомобили 24-й пд переправляются по понтонному мосту (эмблема похожа на эмблему 257-й пд) 24-я пд двигалась из Чигирина через Н. Георгиевск. Указатель на 257-ю пд, скорее всего, ставился для частей этой дивизии. Столб с указателями на фотке, стоит не в Онуфриевке, а где-то в районе с. Ревовка за Н. Георгиевском может до села, может на околице. дата 23.09.41г говорит о том что это тыловые подразделения 24-й пд. Передовые (боевые части дивизии) принимали участия в наступлении в районе с. Жовнино - Лялинцы 17-18 сентября и в последующих боях в низовьях р. Сула.
Вы пользуетесь этими немецкими картами??? Я их уже давно выбросил в корзину. Сейчас достаточно наших карт военного и довоенного времени.
пенсионер
Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить.
Е. Замятин "Мы"
пенсионер