Итальянские мотоциклисты-берсальеры в Павлыше, август 1941 года. Здание через дорогу находилось на месте сегодняшнего "МаркетОпта", на втором снимке справа виден поворот на Онуфриевку. Мелькающий на снимках немец в горной кепке и ботинках, скорее всего, егерь из какой-то легкопехотной дивизии:
Советские позиции на левом берегу Днепра под ударом то ли немецкой авиации, то ли артиллерии. Слева на снимке с самолета - русло реки Псел, ниже пожары на острове Дурной Кут, в центре снимка - левый берег Днепра возле х. Воровского, выше справа - горящий остров Крячек, ниже от него - Чикаловка:
IJN Yamato (17.08.2022, 14:48) писал:Советские позиции на левом берегу Днепра под ударом то ли немецкой авиации, то ли артиллерии. Слева на снимке с самолета - русло реки Псел, ниже пожары на острове Дурной Кут, в центре снимка - левый берег Днепра возле х. Воровского, выше справа - горящий остров Крячек, ниже от него - Чикаловка:
Спасибо за интересные фотки! На этих островах гореть собственно, было нечему. Разве, что островная растительность горит. Кроме отрытых в песке ячеек на этих островах ничего не было.
Сегодня 29 сентября 2022 года 79-я годовщина освобождения г. Кременчуга от фашистских захватчиков. К утру 29 сентября 1943 года до площади Победы в г. Кременчуге частям 5-й гв. Армии и 53-й Армии по прямой осталось пройти примерно 17 - 11 км. Во второй половине дня войска 32-го Гв. СК прорвали оборону на западных окраинах Кременчуга, выбили немцев из с. Власовка, с. Недогарки, с. Кривуши. На главном направлении удара в 17 час. части 1-го МК: 32-й бронеавтомобильный батальон, 219-я танковая бригада и 19 механизированная бригада перешли в решительное наступлении и «с развёрнутыми боевыми знамёнами вступили в г. Кременчуг» (ЖБД 1-го МК) От западных и северо-западных окраин Кременчуга до центральной улицы города – ул. Ленина их отделяла дистанция в 1000 – 1500 м. Казалось бы, через 20-30 мин, танкисты и мотострелки достигнут центра города, и можно будет констатировать, что г. Кременчуг освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Так посчитали в штабе 5-й гв. Армии, получив донесение из 1-го МК о вступлении частей корпуса в западную часть города Кременчуга. В 18 часов Военный Совет 5-й гв. Армии направляет доклад командующему Степным фронтом и одновременно готовит приказ частям 5-й Гв. Армии: «В 18-00 войска вверенной мне 5-й гв. Армии после двухдневных ожесточённых боёв, решительным наступлением сломили сопротивление противника и овладели ж.д. узлом и г. Кременчуг и на всём фронте вышли на р. Днепр. Ваш приказ выполнен. Кременчугский плацдарм освобождён от противника». (Фрагмент доклада и приказа ВС 5-й Гв. Армии) Это донесение командующего 5-й гв. Армии командующему Степным фронтом, запустило длинную цепочку докладов по всем инстанциям до Генерального штаба РККА и до Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. В Москве стали готовить приказ войскам Степного фронта Верховного Главнокомандующего об освобождении г. Кременчуга. Но случилось непредвиденное! Достигнув окраин Кременчуга, части 1-го МК вынуждены были остановиться. Через наглухо заминированные улицы до центра города части 1-го МК смогли добраться только к 22 часам. Только в 21 час над развалинами Дома Печати был поднят Красный флаг, де-юре символизирующий освобождение города Кременчуга. Но ещё целый час ушёл на полную зачистку от противника центральной части города. Разумеется, что отправленное ранее донесение о взятии Кременчуга, уже ни кто не отменял! Сообщение Левитана и залпы салюта в честь освобождения города прозвучали своевременно, как и положено в таких случаях – в 23 часа по московскому времени! Вот, так и получилось, что когда над Москвой гремели залпы праздничного салюта в часть освобождения г. Кременчуга, в самом Кременчуге гремели залпы орудий прямой наводки. Выстрелы в Кременчуге смолкли, лишь к 4 часам утра 30 сентября 1943 года. Подробно о бое за освобождение Кременчуга описано во второй книге двухтомника, издание которого я надеюсь, будет завершено к 80-й годовщине освобождения нашего города.
Фрагмент карты боевых действий в районе Кременчуга
Техника 197-го дивизиона штурмовых орудий переправляется через Днепр в районе х.Воровского, 2 сентября 1941 года. На первых двух снимках - самоходки StuG III, на последнем фото - полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253 командира взвода (или батареи):
Понтонный мост в районе х.Воровского, вид с левого берега:
Переправа немецкой артиллерии через понтонный мост в Кременчуге. На первом снимке 150-мм гаубицы sFH 18, на втором - полугусеничный тягач с лафетной частью 210-мм мортиры Mrs 18:
Немецкая понтонная переправа через Псел возле села Щербаки:
Лобойковское кладбище с. Кривуши. (Небольшое кладбище находится в юго-восточной части села.) На Лобойковском кладбище находится могила неизвестного солдата, который по свидетельству Яцыны В.П. погиб во время артиллерийского обстрела села в огороде одного из жилых домов. При этом он ссылается на рассказ Валентины Осиповны Сапожниковой (Лобойко), которая принимала участие в захоронении неизвестного солдата, но не была свидетелем его гибели. Поэтому она не могла знать точную дату его гибели, как не могла знать, в какой из частей Красной Армии он служил. Виктор Павлович считает, что это боец 95-й Гв. СД, который погиб 29 сентября 1943 года при освобождении села Кривуши. Однако его предположение не соответствует действительности. Хозяин усадьбы Владимир Дмитриевич, который принимал непосредственное участие в извлечении останков солдата, не смог мне точно указать в каком году он был убит. Во время войны они были в эвакуации и вернулись в Кривуши уже после освобождения села. О захоронении бойца на их усадьбе они не знали, и обнаружили это захоронение лишь при строительстве теплицы. Солдат был одет в шинель, документов при нём обнаружено не было. Эксгумация останков производилась кустарным способом без участия профессиональных археологов. Так же не была произведена экспертиза останков. В 1966-м году жители этого дома и произвели захоронение найденных останков солдата на Лобойковское кладбище, без оформления каких либо документов. Тот факт, что боец был похоронен в огороде крайней хаты села, говорит о том, что это было захоронение 1941 года - тогда было не до церемоний. В 1943-м году, погибшего бойца уже хоронили бы на сельском кладбище, которое находилось буквально рядом, через дорогу от места его гибели. Что касается даты гибели 29 сентября 1943г. и принадлежности бойца к 95-й Гв. СД. 95-я Гв. СД ни как не могла оказаться в районе с. Кривуши в этот день, так как вела боевые действия в противоположной стороне города Кременчуга в районе с. Большая Кохновка. 29 сентября в с. Кривуши сражались бойцы 1-го механизированного корпуса при поддержке 42-го Гв. СП 13-й Гв. СД. После окончания боёв за город 30 сентября 1943г. 95-я Гв. СД была передислоцирована в район сёл Пухальщина - Киндровка. Таким образом сведения Виктора Петровича об этом захоронении являются ошибочными. На могиле этого неизвестного солдата установлен памятник виде стальной трубы, увенчанной пятиконечной звездой и памятная табличка, к сожалению, с ошибочными сведениями о погибшем солдате. Памятник установили жители с. Кривуши: Копычка Николай Пантелеевич, Яцына Виктор Петрович и его сын Владислав Викторович. На конец октября 2022 года он выглядел так:
23 октября 2022 года сотрудники и волонтёры музея Военной истории Кременчуга, совместно с местными жителями обновили памятник и привели в порядок прилегающую территорию. Счистили старую облупившуюся краску, подрезали разросшиеся кусты, пропололи траву. Заново покрасили памятник и гробничку. Ещё предстоит заменить памятную табличку. Теперь это воинское захоронение выглядит так:
С утра 8 августа, накануне годовщины боя Кременчугской дивизии народного ополчения на рубеже кургана Острая могила в 1941 году, сотрудники музея Военной истории Кременчуга и группа волонтёров посетили памятник Кременчгской ДНО. Перед нашими глазами открылась печальная картина: аллея к памятнику засыпана мусором, заросла травой, валяются, упавшие с сухих деревьев ветки. На ступеньках к памятнику поднимается высокая трава, валяется мусор, оставленные представителями «поколения pepsi», растущие вдоль ступенек кусты, закрывают добрую половину ступеней. У самого памятника и мемориальных плит, высокий бурьян, щели в асфальте поросли высокой травой. Памятуя о горестном состоянии братской могилы накануне Дня Победы, мы захватили с собой необходимый для уборки инструмент, хотя очень надеялись на то, что к годовщине боя на Острой могиле Кременчугской ДНО, мемориал будет приведён в порядок. Увы, этого не случилось. Как выяснилось позже, этот памятник был передан на баланс администрации Кременчугского района, ну а им нет дела до памяти погибших здесь кременчужан, хотя вместе с ними погибло немало жителей окрестных сёл: Садки, К. Потоки, Чечелево, Белецковка… Вот так мы чтим память наших погибших земляков. Вот, вам «Ни кто не забыт и ни что не забыто!» Не зря существует поверье: «Народ, забывший прошедшую войну, получает новую». Увы, нынешнее положение дел с историей на Украине – тому яркое подтверждение! Мы перестали чтить наших погибших Героев, и получили новую войну. Возмущаться и сокрушаться нам было некогда, поэтому разобрали мы садовые инструменты, и взялись за уборку: просапали сапкой траву, обрезали кусты, собрали и вымели мусор. К обеду мемориал на кургане у Острой могилы был приведён в порядок. Не смогли мы убрать три высоких засохших тополя – пил с нами не было. А о бое наших ополченцев и 4-го мостостроительного батальона смотрите и читайте здесь: http://gorod-kremenchug.pl.ua/Kremenchug_1941-1943/Krukov/Kniga_Kremenchug/HTML/9-avgusta.html
пенсионер