Из-за продолжающегося конфликта с российской «Татнефтью» деятельность Кременчугского НПЗ вновь под вопросом. Если менеджмент предприятия не найдёт постоянных поставщиков, способных обеспечить сырьём завод, то цены на бензин на внутреннем украинском рынке могут подскочить в несколько раз.
Крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие на Украине Кременчугский НПЗ («Укртатнафта») вновь на грани кризиса. За 7 месяцев текущего года переработка нефти на предприятии по сравнению с прошлым годом сократилась более чем на половину – до 1,68 млн. т.При этом Кременчугский НПЗ снизил выпуск нефтепродуктов за январь-июль, в том числе бензина, на 33,7% – до 530,5 тыс. т, дизтоплива – на 55,6% – до 469,6 тыс. т, мазута – на 71,1% – до 283,7 тыс. т. В том числе в июле НПЗ сократил закупку нефти по сравнению с июлем 2007 г. на 70,2% – до 192,1 тыс. т, снизил переработку на 62,3% – до 214,5 тыс. т, выпуск бензина – на 58,5% – до 53,4 тыс. т, дизтоплива – на 63,8% – до 61,9 тыс. т, мазута – на 77,8% – до 30,9 тыс. т.
Вследствие того, что Кременчугский НПЗ потерял основного поставщика, закупка нефти украинской добычи возросла на 94,9% - до 1,084 млн т. НПЗ приобрёл также 165,9 тыс. т. иракской нефти. Ещё 105,1 тыс. т. импортировано из Белоруссии.
Тем не менее, участники рынка полагают, что остановки предприятия не будет. “Полная остановка НПЗ чревата технологической катастрофой, могут выйти из строя каталитические блоки, что невыгодно ни одной стороне, так как нет окончательного судебного решения, – объясняет эксперт ИК «Финам» Станислав Август. – Кроме того, 20% нефти поступает не от «Татнефти», а через сторонние организации, поэтому у «Укртатнафты» более насущные проблемы – найти постоянного поставщика”.
Директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток согласен с отраслевым экспертом в том, что завод закрыт не будет. “Как известно, на Украине есть 6 НПЗ совокупной мощностью 50 млн. тонн в год, два крупнейших из которых работают почти полностью на российской нефти. Мощность Кременчугского НПЗ – 18 млн. тонн в год, Лисичанского (ТНК-ВР) – 16 млн. т. При том что оба завода страдают от недостатка сырья, оба они являются крупнейшими поставщиками бензина на украинский рынок. Осенью Лисичанский завод остановится на плановый ремонт, так что говорить о возможной остановке Кременчугского завода не приходится”, – говорит эксперт.
По словам Штока, остановка Кременчугского НПЗ – крупнейшего поставщика бензина – грозит сильным ростом цен на бензин. Это может повлечь рост уже политических рисков. Поэтому такого развития событий всеми силами постараются не допустить.