Предложенная «Укртранснафтой» закачка в трубопроводы водной или азотной смеси вместо технологической нефти может привести к разрушению нефтепроводов. Для то же, чтобы вновь заполнить их нефтью, потребуются миллиарды.
Как сообщалось, председатель правления госкомпании «Укртранснафта» Александр Лазорко, известный в нефтяном мире как топ-менеджер группы «Приват», обратился к министру энергетики Юрию Продану с предложением одобрить проект по выкачке технологической нефти из системы нефтепроводов, её дальнейшей переработке, реализации и хранению нефтепродуктов.Отметим, что стоимость технологической нефти в текущих ценах составляет более 15 млрд грн.
Необходимость опустошения трубопроводной системы аргументируется заботой о состоянии нефтепроводов и выполнением требований Закона «О трубопроводном транспорте». Согласно ему «Укртранснафта» якобы обязана предпринять меры по консервации нефтепроводов, которые не функционируют более года. К таковым на сегодняшний день относятся все нефтепроводы, за исключением нефтепровода «Дружба». «Укртранснафта» предлагает заместить нефть водной и/или азотной смесью.
Однако нефть сама по себе — один из лучших природных и официально регламентированных консервантов. Это следует из приказа Минтопэнерго №290 от 26 мая 2008 г. «Об утверждении и введении в действие стандарта Минтопэнерго Украины «Магистральные нефтепроводы. Порядок выведения из эксплуатации, консервирования и поддержания режима консервирования отключенных участков нефтепроводов. Условия остановки и выведения из режима консервирования отключенных участков магистральных нефтепроводов».
По словам специалистов нефтяной отрасли, любая альтернатива нефти в виде предлагаемого азота или водного раствора однозначно хуже, так как требует затрат, либо не так надёжно противостоит коррозии.
«Трубу вы потеряете, — заявил ZN.UA специалист из белорусского ОАО «Гомельтранснефть Дружба», попросивший не называть его имени. — Азот можно использовать временно и на небольших участках трубы, так как постоянно необходимо поддерживать давление. Водный раствор зимой будет рвать трубы».
Подтверждение этому содержится в упомянутом приказе Минтопэнерго, где относительно «водных» консервантов написано: «Невозможность использования при температуре окружающей среды ниже 273 К (0°С)». Но самое главное — в приказе Минтопэнерго всюду фигурирует слово «временно». То есть консервировать можно временно, тогда как в своём письме Лазорко чётко дает понять, что возвращать нефть в систему никто не собирается.
В письме глава «Укртранснафты» заверяет, что в случае заявок на прокачку компания будет готова возобновить её. Однако в письме не говорится, как быть с закупкой технологической нефти, без которой в трубе ничего не «толкнёшь».
Вышеупомянутый приказ №290 от 26 мая 2008 г. гласит: «В случае, если расходы на консервацию (расконсервацию) основных фондов предприятий предлагается финансировать за счёт средств государственного бюджета, решение о включении соответствующих расходов в проект государственного бюджета на планируемый год принимает Кабинет министров в ходе рассмотрения проекта бюджета».
Очевидно, что нефть придётся закупать по рыночной цене и за счёт госбюджета. Спрашивается, зачем сегодня выкачивать нефть, балансовая стоимость которой в зависимости от участка составляет 380–840 грн/т, чтобы потом закупать её по 10000 грн/т, которые она стоит сегодня?
«Предложение выкачать нефть на участке от границы до Кременчуга формально может быть подано как мера безопасности ввиду возможной агрессии России, однако в целом здесь, скорее, действует принцип «война всё спишет», — говорит бывший управленец «Укртранснафты», один из ведущих отечественных специалистов в нефтетранспортной отрасли Михаил Гончар.
Есть все основания полагать, что по факту опустошение нефтепроводов началось уже давно, а нынешняя попытка обставить всё по закону, с согласованием на самом высоком уровне, поможет скрыть освоенное вчера.
Согласно обнаруженной в архивах справке, по состоянию на 31 декабря 2012 года объём технологической нефти на балансе «Укртранснафты» составлял 1,89 млн тонн. А в своём первоапрельском письме Лазорко пишет о 1,35 млн тонн. Почти треть объёма куда-то «испарилась».
1 комментар