15 июня в Верховной Раде зарегистрирован правительственный проект бюджетной резолюции на 2018-2020 годы («Основные направления бюджетной политики»).
Согласно базовому сценарию, описанному в документе, в 2017 году Кабмин ожидает средний курс 27,8 грн/долл., в 2018 году – 29,3 грн/долл., в 2019 году – 30,5 грн/долл., в 2020 году – 31 грн/долл., сообщает Finbalance.При этом в правительстве прогнозируют, что в текущем году ВВП Украины вырастет на 1,8%, в 2018 году – на 3%, в 2019 году – на 3,6%, в 2020 году – на 4%. На конец 2017 года потребительская инфляция должна составить 11,2%, на конец 2018 года – 7%, на конец 2019 года – 5,8%, на конец 2020 года – 5%.
Согласно ожиданиям Кабмина, импорт товаров и услуг превысит экспорт в 2017 году на 6,49 млрд долл; в 2018 году – на 7,39 млрд долл; в 2019 году – на 7,93 млрд долл; в 2020 году – на 7,68 млрд долл.
Как писал Finbalance, в официально обнародованных Международным валютным фондом макропрогнозах для Украины прямо не указаны конкретные значения курсовых ожиданий специалистов МВФ относительно пары «гривна-доллар». Но их можно рассчитать на основе других приведённых Фондом макропараметров. Так вот, из этих материалов следует, что эксперты Фонда на конец 2017 года ожидают курс 30 грн/долл, а на конец 2018 года – 30,5 грн/долл.
Вместе с тем, при анализе рисков для устойчивости госдолга Украины аналитики МВФ оценили влияние гипотетической (ещё раз подчёркиваем — гипотетической) шоковой девальвации – темпами, вдвое меньшими, чем это было в 2014 году и сопроводительным движением курса от 27 грн/долл в 2016 году до 48 грн/долл в 2018 году, в результате чего госдолг мог бы прыгнуть до 109% ВВП (с 81,2% ВВП на конец 2016 года).
В прошлом году для подобных расчётов эксперты МВФ использовали курс 45,9 грн/долл. В Нацбанке же призвали воспринимать эти расчёты не иначе как «математическое упражнение».
Согласно февральскому консенсус-прогнозу Минэкономразвития, подготовленным на основе оценок ряда правительственных и неправительственных организаций, к концу 2017 года курс будет 29,85 грн/долл. В то же время среди полученных экспертных прогнозов наиболее оптимистичный был 26,5 грн/долл, а самый пессимистичный – 33 грн/долл.
P.S. В проекте бюджетной резолюции в контексте бюджетной политики предполагается соблюдение следующих показателей:
- сохранение с учётом налогового законодательства доли перераспределения ВВП через сводный бюджет на уровне не выше, чем учтено при утверждении Государственного бюджета Украины на 2017 год;
- установление предельного объёма дефицита государственного бюджета на уровне 2,4% ВВП в 2018 году; 2,2% ВВП в 2019 году; 2% ВВП в 2020 году;
- установление предельного объёма государственного долга на уровне не более, чем 62% ВВП на конец 2018 года; 58% на конец 2019 года; 55% ВВП на конец 2020 года;
- установление предельного объёма гарантированного государством долга на уровне не более 22% ВВП на конец 2018 года; 19% на конец 2019 года; 18% на конец 2020 года;
- определение предельного объёма предоставления государственных гарантий в 2018-2020 годах на уровне не более 3% доходов общего фонда государственного бюджета для реализации исключительно самоокупаемых инвестиционных проектов;
- установление минимальной заработной платы:
- с 1 января 2018 г. в размере 3 723 гривны;
- с 1 января 2019 г. в размере 4 173 гривны;
- с 1 января 2020 г. в размере 4 425 гривен.
- с 1 января 2018 г. в размере 3 723 гривны;
- установление должностного оклада работника I тарифного разряда Единой тарифной сетки:
- с 1 января 2018 г. в размере 1 762 гривны;
- с 1 января 2019 г. в размере 1 921 гривна;
- с 1 января 2020 г. в размере 2 073 гривны.
- с 1 января 2018 г. в размере 1 762 гривны;
P.P. S. По оценкам НБУ, программа с МВФ остаётся критическим фактором финансовой стабильности.
«После решения насущных вопросов финансового сектора, в частности национализации Приватбанка, фокус программы МВФ смещается в сторону структурных реформ. Для получения следующего транша фонда Украина должна обеспечить реформу системы пенсионного обеспечения, сделать шаги до запуска рынка сельскохозяйственных земель, возобновить приватизацию государственных предприятий и усилить борьбу с коррупцией.
Актуальность программы МВФ остаётся высокой, несмотря на значительные среднесрочные риски, обусловленные существенными выплатами по государственному внешнему долгу с 2019 года. Значительные задержки с реализацией пакета реформ и потеря динамики сотрудничества с МВФ ограничит доступ государства на международные рынки капитала и сделает невозможным своевременное и полное обслуживание государственного внешнего долга. Это создаст риски новой волны девальвации гривны и потери международных резервов НБУ», — говорится в отчёте НБУ.
Напомним, по оценкам S&P, в 2017-2020 гг. Украина должна выплатить по государственным долгам 20 млрд долларов США.