
Решение правительства сводит к нулю шансы на то, что государственный контроль или, по крайней мере, паритет в управлении стратегическим активом будет когда-либо восстановлен. Причем интерес государства здесь не ограничивается отстаиванием своих корпоративных прав в рамках одного предприятия, пусть даже очень крупного. Речь идёт о регулировании всей отрасли, в частности, утеря контроля над ЗАО «Укртатнафта», на долю которого приходится около 35% рынка нефтепродуктов, создаёт большие препятствия на пути формирования стабилизационного резерва топлива, за счёт которого правительство может сглаживать спекулятивные скачки цен на бензин и дизель.
Мир, который хуже войны
Постановление Кабмина о передаче госпакета компании «Укртатнафта» ФГИ было принято 8 августа, в самый разгар конфликта между татарскими акционерами предприятия и НАК «Нафтогаз України». В течение последних трёх месяцев госкомпания инициировала проведение нескольких собраний акционеров, надеясь сменить лояльный татарам менеджмент предприятия «Укртатнафта», но оппонирующей стороне удалось сорвать все эти попытки. Однако в середине июля НАК неожиданно получила весомое преимущество: 18,3% акций, которые ранее принадлежали компаниям SeaGroup International PLC из США (9,96%) и AmRuz Trading AG из Швейцарии (8,34%), по решению районного суда были переписаны на счета НАКа. По неофициальной информации, компании-нерезиденты контролировались татарской стороной и вместе с акциями, принадлежащими АО «Татнефть» и Министерству имущества Республики Татарстан, образовывали контрольный пакет, который давал право на оперативное управление нефтеперерабатывающим заводом в Кременчуге.
Юридическая чистота методов, которые применила НАК «Нафтогаз України», отвоёвывая спорный пакет акций ЗАО «Укртатнафта», может вызывать сомнения: нужное решение районного суда получить у нас не так сложно. Более того, сейчас татарская сторона оспаривает его в высших судебных инстанциях. Однако польза для государства от таких действий несомненна. Казалось, это хорошо понимали в правительстве. Так, ещё 17 июля министр экономики Анатолий Кинах высказывался по этому поводу вполне однозначно: “Мы исходим из того, что произошли необратимые события, и восемнадцать процентов акций (компании «Укртатнафта». — прим.) возвращены государству. Мы считаем, что это достаточно чёткое, корректное решение, принятое, исходя из правовых международных и украинских норм. Думаю, это понимают и наши партнёры”. Дальнейшие действия правительства и Минэкономики прямо противоречили сказанному.

Но тут возникает ещё один вопрос: зачем передавать эти акции ФГИ? В пояснительной записке к решению Кабмина ответа на него не содержится. “Принятие постановления даст возможность упорядочить управление государственным пакетом акций закрытого акционерного общества «Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания «Укртатнафта»”. И всё, больше никаких объяснений. Как Фонд госимущества, не имея специалистов соответствующей квалификации, сможет эффективно управлять акциями нефтеперерабатывающего завода, непонятно. Несмотря на все заявления Валентины Семенюк, основная задача этого ведомства — подготовка объектов к приватизации. Но до сих пор о продаже государственных акций НПЗ никто не говорил. Если она и состоится, то наиболее вероятными покупателями этих бумаг выступят нынешние частные акционеры компании. В то же время полностью отдавать татарам контроль над заводом едва ли целесообразно: нынешние акционеры ЗАО «Укртатнафта» не выполняют изначальных условий межгосударственного соглашения о создании этого совместного предприятия.
Ключевым пунктом соглашения, подписанного в 1995 году президентами Украины и Татарстана, стало обязательство российской «Татнефти» поставлять на наш НПЗ не менее восьми миллионов тонн нефти в год. “Не было ни одного года, когда «Татнефть» поставила бы на предприятие весь оговоренный объем топлива. За двенадцать лет существования компании «Укртатнафта» суммарная недопоставка превышает шестьдесят миллионов тонн, что при нынешней цене нефти эквивалентно двадцати семи миллиардам долларов”, — заявил министр топлива и энергетики Юрий Бойко. Это вполне достаточное обоснование для разрыва договора о создании совместного предприятия. В любом случае, продажа целостного пакета ЗАО «Укртатнафта» другому стратегическому инвестору или включение предприятия в состав вертикально-интегрированной нефтяной компании в составе НАК «Нафтогаз України» принесли бы гораздо большую пользу, чем передача неполного пакета акций в управление Фонда госимущества.
Завод раздора
Примечательно, что обсуждаемое постановление Кабмина появилось во время короткого отпуска премьера Виктора Януковича, то есть когда заседания проводил первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров. Именно к нему, а также вице-премьеру Андрею Клюеву апеллировал премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, отстаивая позиции татарских акционеров в конфликте с НАК «Нафтогаз України». «Укртатнафта» стала чётким водоразделом интересов различных групп влияния энергетического крыла правительства Януковича, которое представляют Андрей Клюев, с одной стороны, и Юрий Бойко — с другой. “Позиция премьера в этом спорном вопросе станет ключевой, — считает Константин Бородин. — В любом случае, Минтопэнерго и НАК готовы выполнить решение правительства, каким бы оно ни было”. Время доказать свою правоту у министра и главы НАК ещё есть: на передачу прав собственности на пакет акций ЗАО «Укртатнафта» правительственное постановление отводит месяц. Для такой линии поведения у Минтопэнерго есть все основания: замечания этого ведомства при подготовке проекта постановления были проигнорированы. Поэтому и возникли проблемы с кредиторами госкомпании, финансовое состояние которой и так вызывает серьёзную обеспокоенность. Маловероятно, что в Deutsche Bank запаникуют и потребуют досрочного погашения долгов, однако проблем с дальнейшим финансированием НАКа, скорее всего, не избежать.
Вместе с тем, ситуация на Кременчугском НПЗ действительно требует урегулирования. Конфликт акционеров управляющей компании «Укртатнафта» тянется с момента её создания, то есть больше десяти лет. Первый руководитель ЗАО Владимир Матыцин, при котором и состоялось отчуждение 18% акций в пользу предпритий-нерезидентов, больше года отсидел в СИЗО по обвинению в финансовых махинациях, а затем выехал за пределы Украины. В течение многих лет крупнейший нефтеперерабатывающий завод страны не модернизировался. Лишь взвешенное решение Кабмина может поставить точку в длительном противостоянии акционеров компании. Ставки высоки. Если государство утратит влияние на её менеджмент, это поставит крест на планах формирования полноценного стабилизационного фонда нефтепродуктов. Сейчас нефть, закупленная для этих целей дочерней структурой НАКа — компанией «Укртранснефть», перерабатывается на принадлежащем ТНК-ВР Лисичанском НПЗ.
Специфика сотрудничества с ТНК заключается в том, что эта корпорация старается по максимуму использовать мощности по производству высокооктановых бензинов для снабжения ими сети АЗС под собственным брендом. Поэтому сырьё, принадлежащее «Укртранснефти», перерабатывается только в дизельное топливо и низкооктановые бензины (получаемый из него бензин А-95 пропорционально обменивается на дизтопливо и низкооктановые бензины). Это создаёт на рынке перекосы. Так, в июне при росте цены нефти на 12% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года стоимость дизельного топлива снизилась на 4% (в том числе за счёт государственных товарных интервенций нефтепродуктов), тогда как цена бензина А-95 поднялась более чем на 10%. Такая же тенденция прослеживается и в августе: при снижении стоимости нефти высокооктановый бензин дешевеет очень медленно.
Таким образом, значительная часть автолюбителей оказалась незащищённой от возможных спекулятивных скачков цен на бензин. Переработка нефти на мощностях Кременчугского НПЗ помогла бы справиться с этой проблемой. Однако лояльный татарским акционерам менеджмент компании «Укртатнафта» до сих пор отказывался идти в этом вопросе навстречу Украинскому государству. Поэтому действия правительства, которое фактически встало на их сторону, выглядят, по меньшей мере, странно.
Судьба спорного восемнадцатипроцентного пакета акций пока не определена: в профильной группе при Кабинете министров все ещё продолжаются консультации. Очевидно, максимально затянутой будет и процедура передачи акций Фонду госимущества — время до 8 сентября ещё есть.
Эксперт online
Что Вы думаете об этом? Напишите первым!