В корпоративном конфликте вокруг компании «Укртатнафта» правительство заняло позицию, не отвечающую национальным интересам. Альтернативы ликвидации совместного предприятия не осталось. Самый затяжной корпоративный конфликт в истории независимой Украины окончательно исчерпал себя.
Тринадцать лет продолжался спор между украинскими акционерами ЗАО «Укртатнафта» в лице НАК «Нафтогаз України» и татарской стороной, представленной компанией «Татнефть» и имущественным ведомством Республики Татарстан. Цель спора — получить оперативный контроль над крупнейшим в стране Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ). Но дальнейшее продолжение борьбы невозможно ввиду полной капитуляции одной из сторон. Речь идёт об украинском правительстве, последние решения которого показали, что занятая им позиция не имеет никакого отношения к национальным интересам. «Укртатнафта», судя по всему, явилась частью многоуровневых договоренностей Юлии Тимошенко с Кремлём. Иначе объяснить логику действий Кабмина нельзя.Суд выиграли — завод проиграли
«Укртатнафта» давно стала благодатным полигоном для апробирования различных рейдерских схем. Созданное в 1995 году при участии президентов Украины Леонида Кучмы и Татарстана Минтимера Шаймиева совместное предприятие погрязло в коррупции. Первый его директор Владимир Матыцин, при котором в 1999 году состоялась скандальная продажа за векселя спорного 18-процентного пакета акций нефтеперерабатывающего завода офшорным компаниям Sea Group (9,96%) и AmRuz (8,34%), полтора года просидел в днепропетровском СИЗО. Руководитель предприятия буквально раскладывал его по частям: отдельные перерабатывающие комплексы завода отдавались в долгосрочную аренду различным структурам, среди которых значились и могущественная некогда «Славнефть» (Россия), и украинская компания «Инфокс». Вдобавок Матыцин создал несколько структур, на которые заводил активы совместного предприятия. Впоследствии часть из них директор продал другим предприятиям (в частности, контроль над владеющими 18-процентным пакетом акций офшорками перешёл к компании «Татнефть»).
НПЗ штурмовали вооружённые отряды, нанятые миноритарными акционерами, уволенные директора восстанавливались через суды, не обошлось и без убийств бывших сотрудников предприятия. Сегодня в ЗАО царит полный хаос: пока два крупнейших акционера судятся за спорный пакет акций, оперативный контроль над предприятием достался третьей стороне в лице группы «Приват», представленной директором предприятия Павлом Овчаренко. Недавно Украина получила шанс прекратить эту вакханалию. В начале июня этого года Хозяйственный суд Киева признал незаконной покупку 18-процентного пакета акций ЗАО «Укртатнафта» офшорными компаниями. А две недели назад апелляционный суд отклонил кассационную жалобу этих структур, подтвердив справедливость решения предыдущей инстанции. Судебная тяжба фактически выиграна. Акции, выкупленные в результате допэмиссии, должны были вернуться в собственность эмитента — самой компании «Укртатнафта» и быть аннулированы.
Был и другой вариант — стороны выкупают эти ценные бумаги пропорционально своей доле участия в акционерном капитале. В любом случае украинской стороне достаётся контрольный пакет акций завода, а партнёры из Татарстана этого контроля лишаются. Это не решает проблему окончательно (долгие годы предприятие не проводит собрание акционеров, поскольку ни одна из конфликтующих сторон не обладает кворумом в 60% голосов), но значительно её упрощает: приватовский менеджмент выглядит более договороспособным, нежели татарские акционеры.
Но правительство неожиданно пошло на попятную. Сразу после оглашения судебных решений Кабмин инициирует заключение мирового соглашения на кабальных условиях. По словам народного депутата от Блока Юлии Тимошенко Сергея Пашинского, который претендует на кресло председателя правления компании «Укртатнафта», правительство готово согласиться с двумя главными требованиями татарской стороны: вернуть долг ЗАО «Укртатнафта» перед поставщиками нефти в размере двух с половиной миллиардов гривен, а также продать по номинальной стоимости 18% ЗАО. На заключении мировой и отзыве судебных исков настаивает и заместитель министра юстиции Евгений Корнейчук. А министр топлива и энергетики Юрий Продан уже предложил руководству компании «Татнефть» возобновить поставки сырья на Кременчугский НПЗ, как будто мировое соглашение — лишь вопрос времени. Единодушие кабминовских чиновников выглядит более чем странно, учитывая, что ещё в начале года Юлия Тимошенко называла сделку в отношении 18% акций афёрой и настаивала на полном возвращении НПЗ под государственный контроль. Что-то заставило премьера круто изменить своё отношение к этому конфликту.
Корпоративное дежавю
То, что сейчас происходит вокруг компании «Укртатнафта», до боли напоминает события годовалой давности. Подобный сценарий уже разыгрывался в августе 2007 года: после выигранного НАК «Нафтогаз України» судебного разбирательства 18-процентный пакет акций был передан украинской стороне. Таким образом, НАК сконцентрировал в своих руках 61% акций предприятия, чего было достаточно для проведения собрания акционеров и назначения лояльного правительству менеджмента. Однако этот процесс был заблокирован людьми из команды Виктора Януковича, который в то время возглавлял правительство. По настоянию первого вице-премьера Николая Азарова и вице-премьер-министра Андрея Клюева 43% (а не 61%) были выведены из уставного фонда НАКа и переданы Фонду госимущества. Украинцы капитулировали без боя. Сейчас цвет правительственных функционеров изменился, но ситуация в точности повторяется. Складывается впечатление, что украинская сторона никогда не была по-настоящему заинтересована в восстановлении контроля над ключевым активом в нефтепереработке. Хотя потребность в этом была и остаётся большой. Каждый раз Кременчугский НПЗ становился разменной монетой в более крупной игре, и каждый раз экономические интересы страны не имели для игроков никакого значения.
В частности, речь идёт о создании государственного стабилизационного резерва нефтепродуктов, необходимого для сглаживания колебаний цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке, а также устранения в случае необходимости спекулятивной составляющей в их цене. Актуальность такого рыночного механизма регулирования рынка не только не отпала, но ещё больше возросла. Периоды резкого подъёма цен на нефть сопровождаются серьёзными коррекциями, и, по прогнозам специалистов, такие периоды спадов и подъёмов лишь участятся. Это создаёт предпосылки для спекуляций игроков на внутреннем рынке. Цена вопроса совсем немаленькая. Интересный факт: в июне американцы потратили на бензин больше денег, чем на автомобили и детали к ним. Топливная составляющая в потребительской корзине автомобилистов большинства стран неуклонно растёт. Эта тенденция не обошла и Украину. Именно поэтому столь возрастает необходимость государственного воздействия на рынок без применения административного давления. Без компании «Укртатнафта» сделать подобное невозможно, поскольку это единственный НПЗ в стране, где сохранилась весомая доля государственного участия.
В 2007 году оператором стабрезерва была назначена дочерняя структура НАКа — компания «Укртранснафта». Предполагалась следующая схема работы: госкомпания закупает нефть на открытых аукционах, а затем перерабатывает её на рыночных условиях на Кременчугском НПЗ. После этого нефтепродукты в случае необходимости реализуются в периоды пикового потребления. Однако менеджмент ЗАО «Укртатнафта» отказался брать нефть на переработку. В итоге сырьё пришлось перерабатывать на Лисичанском НПЗ, контролируемом Тюменской нефтяной компанией (ТНК), которая выставила условие: весь полученный вследствие переработки бензин самой популярной марки А-95 остаётся на заводе и замещается бензином А-76 и дизельным топливом. Сформированный из этих видов нефтепродуктов стабрезерв лишь ограниченно влиял на рынок, в основном дотируя аграриев в период посевной и уборочной. В результате цель, ради которой создавался стабрезерв, не была достигнута. Правительство вновь взялось судиться за компанию «Укртатнафта», вновь добилось успехов и вновь сдало позиции.
Партнёрство не состоялось
После более десяти лет существования ЗАО «Укртатнафта» можно констатировать: совместное предприятие не состоялось. Ни один из партнёров не достиг поставленной цели. Завод работает с минимальной прибылью, инвесторам интересен лишь оперативный контроль над немалым финансовым потоком (при чистом доходе в 2007 году в 13,5 млрд. гривен прибыль НПЗ не превысила и полумиллиона гривен). За тринадцать лет предприятие почти не модернизировали (последнее технологическое обновление — запуск установки по производству метил-третбутилового эфира — состоялось в 2001 году). Некогда самое современное нефтеперерабатывающее предприятие страны сейчас значительно отстаёт от своих конкурентов. Лисичанский (ТНК) и Одесский («ЛУКойл») нефтеперерабатывающие заводы уже выпускают бензины по стандартам Евро-4, тогда как в Кременчуге топливо дотягивает лишь до Евро-2. Повышение стандартов качества украинских бензинов в такой ситуации невозможно. На прошлой неделе «Укртатнафта» попросила президента Виктора Ющенко и премьер-министра Юлию Тимошенко поручить Госпотребстандарту продлить действие разрешения на выпуск высокосернистых бензинов. В противном случае завод будет вынужден платить штрафы.
Государство так и не смогло своё участие в акционерном капитале превратить в конкретные дивиденды, выраженные или деньгами, или возможностью реализовать проект по созданию стабрезерва нефтепродуктов. Контроль над компанией со стороны крупнейших акционеров из-за конфликта полностью утерян.
В сложившихся обстоятельствах совместное предприятие не может существовать даже формально. При создании СП татарская сторона взяла на себя два главных обязательства: поставлять на Кременчугский НПЗ восемь миллионов тонн нефти ежегодно (обязательство ЗАО «Татнефть») и передать в уставный фонд предприятия нефтедобывающую компанию «Татнефтепром» (обязательство министерства имущества Республики Татарстан). За все годы существования ЗАО «Укртатнафта» предприятие ни разу не переработало обозначенный в учредительных договорах объём нефти. Вдобавок недавно суд в Татарстане арестовал имущество «Татнефтепрома» по иску аффилированной с ЗАО «Татнефть» компании. Имущество арестовано в счёт обеспечения иска, согласно которому «Укртатнафта» задолжала поставщикам нефти два с половиной миллиарда гривен. Итак, обязательства по поставкам нефти не выполняются, по инициативе татарской стороны арестовываются активы, ею же внесённые в уставный фонд совместного предприятия в Украине. Понятно, что из-за этого СП «Укртатнафта» как таковое существовать не может.
Ни о каком мировом соглашении не может быть и речи. Долги, сформированные в 2007 году, когда на заводе сидел лояльный татарам менеджмент, скорее всего, дутые. Такой вывод напрашивается, исходя из следующих данных: основными поставщиками нефти на Кременчугский НПЗ в прошлом году выступали связанные с ЗАО «Татнефть» компании «Таиз», «Авто» и «Технопрогресс». Именно этим структурам якобы задолжала «Укртатнафта». В то же время эксклюзивным продавцом произведенных на заводе нефтепродуктов выступала компания «Новойл», также аффилированная с «Татнефтью». Таким образом, татары контролировали нефть на входе и нефтепродукты — на выходе. Долг перед поставщиками нефти мог сформироваться лишь при условии, если покупатель нефтепродуктов не рассчитался с заводом. А это значит, что никакого долга нет: просто деньги компании «Татнефть» лежат не в правом кармане, а в левом. Правительство не может не знать этих подробностей, и всё же оно готово идти на компромисс.
К тому же вряд ли татарская сторона действительно готова передать рычаги управления заводом украинской стороне. По последним сообщениям «Татнефть» сейчас предпринимает попытки установить контроль над одним из многочисленных подразделений Кременчугского НПЗ — «Торговым домом «Укртатнафта». Эта компания примечательна тем, что ей принадлежит так называемая наливная эстакада — место, откуда отгружаются нефтепродукты. Контроль над этим активом ставит менеджмент предприятия в зависимость, поскольку наливная эстакада — узкое горло нефтеперерабатывающего завода. К примеру, её остановка на ремонт будет означать блокирование работы всего предприятия.
Безальтернативный развод
Договор о создании совместного предприятия ЗАО «Укртатнафта» необходимо расторгнуть. Для этого есть не только все юридические основания, но и экономические предпосылки. Стороны не оправдали надежд друг друга. Если ещё несколько лет назад аргумент “завод останется без нефти” сдерживал применение Украиной радикальных мер, то сейчас он не столь действенен. Каким бы способом ни попал на завод лояльный «Привату» менеджмент, он показал: альтернатива поставкам нефти из Татарстана существует. Павел Овчаренко сумел наладить поставки сырья, добываемого компанией «Укрнафта» (контролируется «Приватом»), а также импорт иракской нефти по морю. В среднесрочной перспективе ситуация с поставками нефти может измениться до неузнаваемости. “В перспективе транзит российской нефти по территории Украины сойдёт на нет. В России принято решение о строительстве второй ветки Балтийской трубопроводной системы мощностью пятьдесят миллионов тонн в год, что почти соответствует нынешним объёмам транзита российской нефти по территории Украины. Значит, через два-три года в нашей стране может быть реализован проект реверса Приднепровских магистральных нефтепроводов. Это вполне реальная перспектива”, — считает директор Центра энергетических исследований Константин Бородин.
Благодаря реверсу, нефть из стран прикаспийского региона будет поставляться на украинские НПЗ, в частности, на Кременчугский. Теоретически это делает возможной кооперацию НАК «Нафтогаз України» и национальных энергетических компаний из Казахстана, Азербайджана либо работающих там западных корпораций (Shell, ChevronTexaco и других). Речь может идти о создании нового СП при участии партнёров из этих стран, работе по давальческим схемам (развитие сети АЗС под иностранными брендами) и других формах сотрудничества. В любом случае поле для возможных альтернатив достаточно широкое. Реализация таких проектов потребует разрыва отношений с компанией «Татнефть». Он не будет болезненным ни для предприятия, ни для украинской экономики. Однако нынешняя ситуация говорит о том, что это далеко не все интересы, которые следует учитывать при анализе сценариев развития событий вокруг ЗАО «Укртатнафта». Ответы на многие вопросы могут быть получены 4 сентября — на эту дату назначено собрание акционеров компании, в повестку дня которого включены смена менеджмента и изменение устава.