
Обращение депутатов Кременчугского городского совета относительно полномочий местного самоуправления в Украине
Сегодня Украина переживает глубокий общественно-политический кризис, связанный со сменой государственного устройства и системы местного самоуправления. В течение последних лет в стране была построена максимально жёсткая вертикаль власти путём внесения изменений в Конституцию Украины, которые сделали Президента Украины центром принятия всех решений и разрушили систему сдержек и противовесов различных ветвей власти. Территориальные общины и органы местного самоуправления оказались заложниками безответственной политики руководства государства, поскольку не могут влиять даже на решение вопросов местного значения.
Возвращение к Конституции Украины в редакции 2004 года и перераспределение полномочий между Президентом Украины и Верховной Радой Украины, которое произошло сегодня, не изменило существенно положение местных общин. Поэтому мы считаем необходимым говорить о продолжении реформ и неотложной децентрализации власти, укреплении местного самоуправления, повышении статуса и роли территориальных общин, передаче власти народу не на словах, а на деле. Именно это должно лечь в основу для скорейшего внесения изменений в Конституцию Украины.
Для этого необходимо путём законодательных решений наделить органы местного самоуправления большими полномочиями по решению вопросов местного значения, а соответственно, и финансами, и ответственностью за результат. Такими полномочиями могут быть:
— местное экономическое развитие (привлечение инвестиций, развитие предпринимательства);
— развитие местной инфраструктуры (дорог, сетей водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и водоотведения, информационных сетей, объектов социального и культурного назначения);
— планирование развития территории общины (стратегическое и генеральное планирование, зонирование);
— решения вопросов застройки территории (отвод земельных участков, предоставления разрешений на строительство, принятие в эксплуатацию зданий и т.п.);
— общее среднее, дошкольное и внешкольное образование;
— неотложная медицинская помощь, первичное здравоохранение, профилактика болезней;
— культура и физическая культура — содержание и организация работы домов культуры, клубов, библиотек, стадионов, спортивных площадок и т.д.;
— социальная помощь населению;
— благоустройство территории;
— жилищно-коммунальные услуги (централизованное водо-, теплоснабжение и водоотведение, вывоз и утилизация отходов, содержание жилья коммунальной собственности;
— организация пассажирских перевозок на территории общины;
— содержание дорог коммунальной собственности в поселениях за счёт поднятия платы за пользование отдельными элементами транспортной инфраструктуры;
— полный контроль за соблюдением экологического законодательства на территории общины с предоставлением права осуществлять штрафные санкции, прибыль от которых должна идти на пользу территориальной общины;
— общественная безопасность (создание отрядов муниципальной милиции, которые будут подчиняться органам местного самоуправления и заниматься охраной общественного порядка на вверенной им территории).
Согласно Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Украиной, органы местного самоуправления имеют право на свои собственные финансовые ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться в пределах своих полномочий.
Под эти полномочия необходимо оставлять на местах большую долю налогов (не менее 50% налогов, отчисляемых в бюджет местными предприятиями, а также 100% налога на доходы с физических лиц), разрешить органам местного самоуправления проводить собственные расходы через банки, а не через учреждения Государственного казначейства Украины, которое долгое время блокирует проведение бюджетных средств.
Сегодня у Украины есть исторический шанс — изменить Конституцию и ряд законов для того, чтобы создать условия для расширения полномочий и финансовых возможностей территориальных общин и, соответственно, их представительных органов, с преобразованием местного самоуправления в финансово обеспеченный, эффективный и ответственный институт публичной власти.
Кременчугский городской совет призывает своих коллег, законодательную власть и правительственные структуры поддержать наши предложения и внедрить их в жизнь как можно скорее. Это будет способствовать самому скорому выходу Украины из глубокого политико-экономического кризиса собственными силами и построении в кратчайшие сроки крепкого, демократического и социально направленного государства, в котором каждому гражданину будет обеспечено неотъемлемое право на обеспеченную жизнь в свободном и богатом обществе.




