
Обсуждавшееся последние три месяца «Положение о предоставлении услуг переноса абонентского номера и пользования персональным номером» (Mobile Number Portability; MNP) НКРСИ утвердила вчера фактически без изменений. Услуга будет бесплатной для абонентов — для её активации достаточно будет отправить SMS или заполнить заявку на сайте «принимающего» оператора. После этого перевод абонента должен быть осуществлён в течение суток с момента регистрации заявления. Мобильные операторы обязаны начать предоставлять сервис с 1 декабря 2013 года.
Главной особенностью новой редакции документа стал существенный перенос сроков внедрения услуги для операторов фиксированной связи. В ходе обсуждения были приняты поправки, предложенные крупнейшими игроками — «Укртелекомом» и группой Vega (входит в СКМ). Они смогли убедить регулятора, что не имеют технической возможности внедрения переноса номера из-за большого количества устаревших коммутаторов. Фиксированные операторы могут начать предоставлять услугу не позднее 1 января 2015 года, а обязательной она станет лишь с 2025 года.
При этом большинство предложений крупнейших мобильных операторов — «Киевстара» и МТС — в НКРСИ не учли. В компаниях указывали на существенную недоработку документа, в частности настаивали на том, чтобы, меняя оператора, абонент информировал не только «принимающую» сторону, но и нынешнего оператора (оператора-донора). Участники рынка также требовали, чтобы услуга не предоставлялась абонентам, обслуживающимся неавторизованно, то есть без предоставления персональных данных оператору.
«Получается, что заявку на переход к другому оператору от имени неавторизованного абонента может подать кто угодно. Это создаст возможности для мошенничества», — поясняет директор по корпоративному управлению и контролю «МТС-Украина» Олег Проживальский. Кроме того, по его словам, в документе не урегулирован вопрос об остатке средств на счёте абонента или его задолженности перед оператором-донором на момент перехода к новому оператору.
Внедрение MNP не приведёт к существенному перераспределению долей рынка
В НКРСИ назвали большинство претензий операторов надуманными. «Это не предложения к документу, а ничем не обоснованные пожелания компаний, которым внедрение MNP просто невыгодно, так как это усилит конкуренцию и потребует дополнительных инвестиций», — заявлял на прошлой неделе член комиссии Игорь Сиротенко. Глава НКРСИ Пётр Яцук ранее утверждал, что создание системы сохранения номера обойдётся бизнесу более чем в $10 млн. По мнению господина Сиротенко, требование предоставлять сервис только авторизованным абонентам является дискриминационным.
В «Киевстаре» и МТС рассчитывают, что положение об MNP всё же не будет утверждено Минюстом в нынешней редакции.
«Некоторые его положения просто незаконны», — утверждает господин Проживальский. К тому же, обеспечить внедрение услуги к 1 декабря просто нереально. «После вступления в силу положения операторам необходимо перепрограммировать биллинг. А НКРСИ — выбрать оператора централизованной базы данных, через которую будет осуществляться маршрутизация вызовов — на всё это нужно время», — говорит топ-менеджер.
Внедрение MNP не приведёт к существенному перераспределению долей рынка между мобильными операторами — по различным оценкам, услугой вряд ли воспользуется больше 10% абонентов, то есть владельцы не более 5,6 млн SIM-карт. Долгое время считалось, что в новом сервисе заинтересован преимущественно «Астелит» (ТМ life:)) — выйдя на рынок позже других игроков, этот оператор считался дискаунтером, активно переманивавшим абонентов других операторов. Впрочем, в прошлом году гендиректор «Астелита» Александр Баринов заявлял, что время для MNP упущено. Этот оператор оказался единственным, не предложившим существенных правок к положению.
На определённый рост абонентской базы после внедрения MNP сейчас смогут рассчитывать все операторы, полагают эксперты. «Последние повышения тарифов всеми компаниями может в целом увеличить число желающих сменить оператора просто из чувства протеста», — считает заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский.
Игорь Бурдыга
9 комментарів




