
Но стоит отметить, что прямое урегулирование убытков возможно, только если вред причинён исключительно имуществу (а жизнь и здоровье участников не пострадали), и ДТП произошло с участием двух застрахованных автомобилей. При этом, если между участниками ДТП возникнут противоречия относительно видения ситуации происшествия, для оформления ДТП необходимо вызывать инспекторов ГАИ.
В то же время оформление ДТП без участия ГАИ позволит потерпевшим избежать админответственности, которая сейчас наступает практически во всех случаях.
Эксперты считают, что введение европротокола сэкономит до 100 тыс. рабочих смен инспекторов ГАИ, которые в это время смогут выполнять свои прямые обязанности. Сейчас же оформление материалов ДТП требует обязательного вмешательства ГАИ. И хотя сама процедура оформления занимает немного времени — 10-15 минут, на место происшествия сотрудники ГАИ приезжают далеко не сразу: от момента звонка до их появления может пройти несколько часов.
Кроме того, внедрение новшества обеспечит сокращение перечня документов, необходимых для выплаты страхового возмещения (не нужны будут справки ГАИ и постановления суда). На урегулирование же страхового события, согласно законопроекту, страховщику отводится один месяц (раньше было три месяца). Таким образом, европротокол не только ускорит процесс выплаты возмещения, но и предотвратит попытки страховщиков затянуть с выплатой.
Основное преимущество механизма европротокола — упрощение и сокращение процедуры урегулирования убытков для потерпевших в ДТП — обеспечивается благодаря тому, что страховщик, который выдал полис обязательного страхования автогражданской ответственности, сам урегулирует убыток, нанесённый своему страхователю третьим лицом.
В то же время введение европротокола может спровоцировать рост страхового мошенничества, уверены участники рынка. В законопроекте отсутствует требование обязательного вызова на ДТП аварийного комиссара страховой компании и его участия в составлении «еврорапорта», а есть только требование уведомить страховую компанию «неотложно, но не позже трёх рабочих дней со дня наступления ДТП» в письменной форме. По мнению страховиков, такая практика оставляет поле для мошенничества. Например, недобросовестные автовладельцы могут договориться о том, кто из них «виновен» в ДТП, либо изменить реальную картину и место происшествия, подменить одного участника ДТП другим, а затем составить европротокол и потребовать выплаты от СК.
Хотя это пока позиции сторон. В УГАИ УМВД Украины в Полтавской области сообщили, что никаких нормативных документов по этому поводу они не получили. Любая информация о законопроекте отсутствует и на сайте ГАИ.
Андрей Петров




