
Особенно это важно в случаях, когда налогоплательщик считает целесообразным обжаловать определённую контролирующим органом сумму денежного обязательства, или же решение, которое по мнению налогоплательщика нарушает его права. В рамках Всеукраинской недели права, введённой с целью утверждения уважения к праву и доверия к юристам, как правовой традиции в украинском обществе, специалисты правового управления ГУ Миндоходов в Полтавской области разъяснили плательщикам их права на обжалование решений контролирующего органа.
Порядок обжалования решений контролирующих органов определён статьёй 56 главы 4 раздела II Налогового кодекса Украины. Согласно п. 56.1 ст. 56 Налогового кодекса Украины, решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Процедура административного обжалования решений органов доходов и сборов является двухуровневой.
Пунктом 56.3 ст. 56 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что жалоба подаётся в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (при необходимости — с должным образом заверенными копиями документов, расчётами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учётом требований пункта 44.6 статьи 44 настоящего Кодекса), в течение 10 календарных дней, следующих за днём получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
В случае, если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днём получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в контролирующий орган высшего уровня.
Нормами Налогового кодекса предусмотрено, что предоставленные налогоплательщиком жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата в случаях несоблюдения последним требований пунктов 56.3 и 56.6 НК Украины, а именно сроков подачи жалобы и её формы.
Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днём получения жалобы, в адрес плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку. Срок рассмотрения жалобы может быть продлён до 60 календарных дней.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продлённого по решению руководителя (его заместителя или другого уполномоченного должностного лица), такая жалоба считается полностью удовлетворённой в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днём указанных сроков.
Решение центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Однако, стоит отметить, что не все решения органов доходов и сборов подлежат обжалованию. В частности, не подлежат обжалованию:
— денежное обязательство, самостоятельно определённое налогоплательщиком;
— решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит обжалованию в административном порядке;
— также самостоятельному обжалованию не подлежат акты, составленные по результатам проведения налоговых проверок, поскольку они не являются решениями, которые порождают правовые последствия.
В заключение, стоит всё же отметить, что, несмотря на целый арсенал, который имеет налогоплательщик для своей защиты — административное и судебное обжалование, само исполнение конституционной обязанности по уплате налогов и сборов является залогом развития партнёрских отношений между контролирующими органами и плательщиками налогов, и как следствие приведёт к динамическому и оптимальному развитию экономики страны.
Главное управление Миндоходов в Полтавской области




