Основным нормативно-правовым актом, регулирующим расчётные операции, является Закон Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон № 265), который является специальным законом.
Действие Закона № 265 распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчётные операции в наличной и/или безналичной форме.Установление норм относительно неприменения регистраторов расчётных операций (далее — РРО) в других законах, кроме Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI с изменениями и дополнениями, не допускается.
Законом № 265 и нормами действующего законодательства ответственности к субъектам хозяйствования за потерю регистрационного удостоверения на РРО не предусмотрено.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 разд. III Порядка регистрации и применения РРО, применяемых для регистрации расчётных операций за товары (услуги), утверждённого приказом Министерства финансов Украины от 14.06.2016 г. № 547 с изменениями и дополнениями (далее — Порядок), субъекты хозяйствования, которые используют РРО для осуществления расчётных операций в наличной и/или безналичной форме (с применением платёжных карточек, платёжных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны, в частности, хранить на месте проведения расчётов регистрационное удостоверение по ф. № 3-РРО (приложение 3 к Порядку) (далее — регистрационное удостоверение) и последнюю справку об опломбировании РРО или их копии.
Пунктом 2 главы 3 разд. II Порядка установлено, что в случае утраты регистрационного удостоверения или непригодности его для использования субъект хозяйствования или представитель субъекта хозяйствования в течение 5-ти рабочих дней, следующих за днём, когда возникли основания для замены регистрационного удостоверения по ф. № 3-РРО, подаёт в контролирующий орган по месту регистрации РРО регистрационное заявление о регистрации регистраторов расчётных операций по ф. № 1-РРО (приложение 1 к Порядку) (далее — регистрационное заявление) с отметкой «Перерегистрация» с указанием причины перерегистрации.
После получения документов в случае отсутствия оснований для отказа должностное лицо контролирующего органа не позднее двух рабочих дней со дня подачи регистрационного заявления проводит перерегистрацию РРО путём внесения изменений в информационной системе ГФС и выдаёт субъекту хозяйствования новое регистрационное удостоверение.
Следовательно, нормами действующего законодательства ответственности к субъектам хозяйствования за потерю регистрационного удостоверения на РРО не предусмотрено.
При этом субъект хозяйствования, который потерял регистрационное удостоверение, должен подать в указанный срок в контролирующий орган по месту регистрации РРО регистрационное заявление с отметкой «Перерегистрация» с целью его обновления.