Как оценивают очередные нововведения городские педагоги? Принесут ли такие внедрения результат, оптимизируют ли они раз и навсегда систему внешнего независимого тестирования? Противоречий, к сожалению, меньше не становится. Если у поступающего нет 124 баллов по украинскому языку, однако 180 и выше баллов, например, по физике, которая является профилирующим предметом, то он может спокойно поступать на физмат.
А ещё 11-летние школьные скитания ребёнка не останутся вне поля зрения приёмной комиссии, средний балл аттестата также переведут в 200-бальную шкалу и обязательно учтут при поступлении. Поэтому предметы необходимо учить все, а не только те, которые нужны для будущей профессии. Не остались без внимания и национальные меньшинства, — тесты будут на том языке, который удобен для них, тратить драгоценное время на словари не придётся.Почему соглашаемся?
— Эти изменения оправданы, — комментирует проректор КГУ по научно-педагогической и методической работе Виктор Костин. — Такая моя личная точка зрения как проректора, как человека и как отца. 124 балла — абсолютно условная точка отсчёта. Есть специальности, для которых не всегда важны эти критерии. Нельзя лишать человека права на получение высшего образования, тем более если он продемонстрировал высокие результаты (свыше 180 баллов) по профилирующим предметам, а по украинскому языку (или другой непрофильной дисциплине) набрал меньше проходного количества баллов. К тому же, где гарантия того, что ребёнок, который набрал 124 и больше баллов, будет в дальнейшем учиться лучше, чем тот, который не добрал несколько баллов. Другим важным аспектом нововведений является то, что системный 11-летний труд ученика не будет бесполезным. Последние три года, начиная с 9-го класса, ученики сосредотачиваются на изучении только тех предметов, которые необходимы для сдачи тестов, абсолютно пренебрегая другими. В то же время образование — это комплексное явление, которое неотъемлемо связано с образованностью. Человек не является образованным, если он знает лишь узкопрофильные дисциплины. Также важным моментом является ограничение количества вузов, в которые можно подавать документы одновременно (по три специальности в пять вузов — выходит максимум 15 попыток). В прошлые годы некоторые абитуриенты подавали документы в десятки вузов, их зачисляли сразу в несколько заведений на разные специальности, поэтому на 1 сентября вузы фактически не знали реального количества своих первокурсников.
— К нововведениям мы относимся положительно, — говорит директор СШ №10 Наталья Мамон. — То, что теперь будут учитывать средний балл аттестата, — очень хорошо. Ученик, который показывает высокие результаты во внешнем независимом оценивании, обычно имеет высокую успеваемость по всем предметам. Теперь вузы смогут оценить работу ученика на протяжении всей учебы в школе, будут иметь объективную картину его успеваемости и работоспособности. Это положительно освещает работу школы, всего коллектива. Однако есть и один неприятный момент. Ни один учебный год не прошёл без нововведений в системе тестирования. А в этом году это чувствуется особенно. Выпускникам очень трудно психологически всё время настраиваться на новый лад. Мы их понимаем и всегда идём навстречу. Другой неприятностью является то, что сейчас на сайтах многих вузов появляются объявления о дополнительном собеседовании для абитуриентов. То есть это ещё одно дополнительное осложнение для детей.
От чего предостерегаем?
Моё мнение относительно этих нововведений несколько неоднозначно, — отмечает депутат городского совета Александр Урин. — Следовательно, с точки зрения здравого смысла, полностью логично, если ученики будут сдавать тесты на том языке, на котором им преподавали в школе. Это действительно удобно, поэтому норма эта абсолютно приемлема. Но при этом не стоит забывать о конституционной норме, по которой украинским языком хотя бы на удовлетворительном уровне должен владеть каждый гражданин. Набрать по профилирующей дисциплине большое количество баллов — не достаточно. Человек должен быть образованным, а если он не имеет элементарных знаний, пусть учит, а затем поступает в вуз. В многонациональной России, странах Западной Европы без базового знания родного языка человека не примут на работу. Как можно построить государство и государственность без соблюдения норм Основного Закона?! Другое интересное «новостаровведение» — это учёт среднего балла аттестата. По моему мнению, такой шаг ни в коем случае не повысит престиж учителей или школы, а наоборот, даст толчок тому, с чем все так долго борются, — коррупции. У нас, к сожалению, и особенно в сельских школах оценки аттестата часто не отвечают действительному уровню знаний. Теперь у желающих появится стимул «прикупить» себе немножко баллов.
Наталья Истомина