Медсестра Татьяна Шкарбань из Кременчуга поклеила в спальне новые обои в прошлом году в ноябре. С тех пор у женщины постоянно болит голова и не спадает температура.
Два месяца не могла войти в спальню своей квартиры 61-летняя кременчужанка Татьяна Шкарбань. После ремонта санэпидемстанция зафиксировала в воздухе повышенную концентрацию аммиака и фенола.— После ремонта не вылезаю из болячек, — жалуется Татьяна Ивановна. — Нет ни насморка, ни кашля, а плохо. Какая-то усталость, температура не спадает, постоянная головная боль.
Женщина работает старшей медсестрой в городской поликлинике №3. Живёт сама в двухкомнатной квартире. Сын 34-летний Сергей живёт отдельно, дочка Елена, 37 лет, работает в Германии.
В прошлом году Татьяна Шкарбань решила поклеить новые обои в спальне. 17 ноября купила шесть рулонов немецкой фирмы «Раш» по 85 грн. и клей «Метилан» в магазине «Профиль». За клей заплатила 17 грн. Наёмные рабочие справились за день.
— С тех пор не могу заснуть, — продолжает женщина. — Сначала стоял запах падали. Только заходишь в прихожую, как бьёт запах в нос. На третий день начало закладывать нос, уши.
С хозяйкой разговариваем в спальне. Чувствуется запах гуаши. Спустя некоторое время во рту начинает горчить и щекочет в носу. В туалете, где тоже новые обои, пахнет чесноком.
3 декабря Татьяна Шкарбань написала заявление в городскую санэпидемстанцию.
— Они обнаружили, что в спальне содержание аммиака превышает норму в пять раз, а фенола — в полтора, — хозяйка показывает выводы экспертизы. — В марте анализы повторили. Состав воздуха не изменился.
Фенол используют при производстве пластмасс, синтетических тканей, пестицидов. Он ядовитый, пахнет гуашью. Его пыль раздражает слизевые оболочки глаз, дыхательных путей, кожу. Аммиак — бесцветный газ с резким удушающим запахом. Он тоже ядовитый. Его используют при производстве азотной кислоты.
Татьяна Ивановна трижды жаловалась директору магазина.
— Мне нагрубили, заведующая не захотела со мной встречаться, — говорит. — А я же покупала такие дорогие обои не для того, чтобы получить головную боль.
После конфликта магазин сменил название и адрес. В настоящее время он называется «Еврообои» и расположен в «Сити-центре» около Троицкого рынка.
Татьяна Шкарбань отправила куски купленных обоев и клей в областную санэпидемстанцию. Результаты получила 14 марта.
— Обои не вредные, — уверяет Евгений Ященко, 60 лет, из Кременчугской СЭС. — А в клее «Метилан» немецкого производства обнаружили превышение формальдегида. При 10 градусах тепла выделение превышает норму вдвое, а при 20 — в 20 раз. Ященко советует сорвать обои и смыть клей.
Татьяна Шкарбань собирает выводы санэпидемстанции, счета за лечение. На медпрепараты она потратила больше тысячи гривен. Планирует обратиться в суд.
— Она просто хочет содрать деньги, — считает директор магазина «Еврообои» 33-летняя Наталия Теличко. — Обои не бракованные, а запах может быть от чего угодно.
— Женщина имеет право требовать у продавца возмещения всего ущерба, — говорит юрист Алла Блинохватова из столичного общества защиты прав потребителей «Закон». — Если и не согласится, конфликт будет решать суд.
При аналогичных случаях бесплатную консультацию можно получить в Госпотребстандарте — телефон в Киеве (044) 528-56-05 — или в территориальных управлениях по делам защиты прав потребителей. Практика показывает, что 80 процентов исков потребители выигрывают.
Газета по-украински