
Чаще всего причиной искового случая становятся неотмеченный знаками дорожный ремонт, открытый канализационный люк или покрытый льдом участок дороги, который забыли обработать реагентами. Если в подобной ситуации нет ограждений или предупреждающих знаков, это считается нарушением закона со стороны организации, ответственной за данный участок.
Ответственность можно возложить не только на дорожников, но и на автоинспекцию. Сотрудник ДПС при заступлении на службу обязан проверить состояние вверенного ему участка дороги. Также Сотрудник ДПС при несении службы обязан предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить. Даже двигаясь с небольшой скоростью, водитель не во всех случаях сможет распознать открытый люк.
Водитель зачастую не знает о своих правах, а ещё чаще не соблюдает всех ПДД (к примеру, нарушает скоростной режим). Это позволяет автоинспектору списать любые последствия на ошибку потерпевшего.
Попали в открытый люк и повредили машину? Это не повод винить себя за невнимательность. Причинённый ущерб возместят «дорожники», которые не уследили за состоянием проезжей части.
Что делать?
Если ваш автомобиль попал в «ненормативную» яму или люк, то первое, что нужно сделать в такой ситуации, — вызвать сотрудников ГАИ для оформления дорожно-транспортного происшествия. Как только ими будет составлена схема ДТП, проверьте, указаны ли в ней размеры ямы и отсутствие дорожных знаков и ограждений.
При этом сотрудники ГАИ руководствуются статьёй 140 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Полностью статья звучит длинно, но исчерпывающе — «Нарушение правил, норм и стандартов в содержании дорог, непринятие мер по поводу своевременного запрета или ограничения движения или обозначения на дорогах мест проведения работ». Статья имеет четыре пункта. Соответственно колеблется и размер штрафа. Нижний его уровень, как сообщили в Секторе по связям с общественностью УГАИ в области, составляет 340 гривен. Максимальный штраф — 1360 грн.
Нелишним будет сфотографировать повреждённый автомобиль и дефектный участок дороги хотя бы на камеру мобильника. Не спешите удалять фотографии и видео с аппарата — наше законодательство устроено так, что для экспертизы нужно будет предоставить фотографии (видео) на аппарате их произведшем. Выбрать композицию следует так, чтобы было понятно время и место съемки. Если это не удалось сделать в полном объёме (а это действительно сложно), то к фотографиям следует приложить акт:
 : 1. Дата и место составления акта.
 : 2. Список присутствующих — не менее 3-х человек (вы сами и два свидетеля)
 : 3. Даты и места фотографирования.
 : 4. Где и когда сделаны фотографии, подтверждение, что на них изображено то, что фотографировали.
 : 5. Подписи.
Это пригодится, если дорожная служба, получив информацию из ГАИ, попытается немедленно устранить недостатки. Да и вообще, если есть возможность найти свидетелей случившегося — запишите их адреса и телефоны. Кстати, вопреки распространённому мнению, свидетелем может быть и пассажир, находившийся в автомобиле. Даже если он ваш родственник.
Кто виноват?
Ответственность за состояние проезжей части несут дорожные организации, эксплуатирующие данный участок дороги или осуществляющие его ремонт. Имя конкретного виновника обязаны выяснить в ГАИ. Например, в черте города Полтавы территория ответственности разделена между ЖЭКами, хотя дороги находятся в собственности Полтавского горсовета.
Собрав все необходимые документы, можно идти в суд.
Конечно, приведённый здесь алгоритм многим может показаться слишком сложным. Но если ущерб велик, то стоит побороться за его компенсацию. Тем более что на сбор всех документов потребуется максимум пара дней, а вот подобные иски могут подвигнуть «дорожников» на решительные действия.
Хотя сами дорожники, а именно в Службе автомобильных дорог в Полтавской области, скептически оценивают шансы автомобилистов в суде. В частности, начальник Службы Алексей Гриценко считает, что владельцу транспортного средства ещё нужно предъявить веские доказательства того, что ДТП произошло по вине балансодержателей дороги.
— Если это снегопад, то существуют определённые нормы уборки снега. Для государственных дорог — это четыре часа после окончания снегопада. Для дороги местного значения — у нас есть 14 часов после окончания снегопада. С ямами сложнее. Их на дороге, действительно, не должно быть, но нужно доказать, что мы не предприняли никаких мер, чтобы её там не было. Поэтому процент выигранных дел в суде автомобилистами очень низкий. Конечно, для себя легко найти виноватого. Доказать его вину — сложнее, — считает Алексей Гриценко.
Кроме этого главный дорожник сослался на тяжёлое финансовое положение вверенной ему организации.
— В прошлом году мы официально получили на ремонт и содержание дорог почти 100 млн. грн., — говорит Алексей Гриценко. — Это 14% от общей потребности. То есть только на содержание и ремонт нам нужно 700 млн. в год. О строительстве новых дорог я промолчу — там суммы в разы выше.
В качестве своеобразной «точки» Алексей Гриценко посоветовал владельцам транспорта не выезжать при сложных погодных условиях, а лучше переждать непогоду. Также же он посоветовал водителям активнее включаться в процесс безопасности движения. Например, если автомобилист заметил на дороге аварийную яму или посторонний предмет, который может привести к ДТП, то он может позвонить в круглосуточную диспетчерскую службу по номеру (050) 409-80-01.
Ян Пругло
1 комментар




