
«Вопрос о том, какие именно машины должен выпускать наш завод волнует многих из нас. Перед тобой, товарищ читатель, фотография, на которой изображён автомобиль ЯАЗ-222. Решение начать именно с него». Такая подпись под фото автомобиля ЯАЗ-222 появилась 31 июля 1958 года в заводской многотиражке «Комбайнобудівник». Вверху большими буквами заглавие: «Продукция недалёкого будущего», внизу – основные технические характеристики.
Мало кто в Кременчуге, да и на заводе, видел грузовик ЯАЗ, изготовление которого предстояло освоить. Тем не менее, за рекордно короткие сроки — четыре месяца, вводится в эксплуатацию главный сборочный конвейер и до конца года удаётся собрать 364 самосвала КрАЗ-222. Все они прямо с конвейера уходят на заводы, стройки и в карьеры.
Уже в сентябре 1960-го завод производит первые автомобили с рамами, раздаточными коробками и мостами собственного производства. Темпы выпуска нарастают, и в этом же году изготовлен 10-тысячный автомобиль, которым стал самосвал КрАЗ-222 «Днепр», а в апреле 1963 года он стал 25-тысячным юбилейным автомобилем.
Интересна история создания товарного знака новой автомобильной марки «КрАЗ». Условиями конкурса, объявленного в ноябре 1958 года, оговаривались мельчайшие детали конструкции этого знака. Он должен был стать не только декоративным элементом автомобиля, но и нести в себе функцию ручки капота, при этом точно встать на место эмблемы Ярославского автозавода вместо медведя на капоте и таблички с надписью ЯАЗ на облицовке радиатора. Из поданных на рассмотрение в одел главного конструктора нескольких вариантов товарного знака, комиссия отобрала один – аббревиатуру КрАЗ. Помимо этого, были предложения дать новому заводу и автомобилю имя УАЗ (Украинский автомобильный завод), КАЗ (Кременчугский автозавод), Днепр и другие.
КрАЗ-222 выпускался заводом вплоть до июля 1964 года. Всего на Кременчугском автозаводе было выпущено 11641 самосвал КрАЗ 222-й модели. На конвейере его сменили сразу два самосвала: КрАЗ-222Б и КрАЗ-256.
Вот уже полвека, как эта модель снята с производства. Сегодня нигде не увидишь этот самосвал, разве что в кинохронике и на фото. А вот среди экспонатов музея техники КрАЗ автопервенец КрАЗ-222 «Днепр» занимает почётное место старейшины. В 2006 году он был отреставрирован в экспериментальном цехе автозавода. Разбитый и разукомплектованный, самосвал был найден в одном из автохозяйств Украины. Целый ряд оригинальных узлов искали на складах разных предприятий и автохозяйств страны. Некоторые детали, которые найти не удалось, были изготовлены работниками экспериментального цеха завода в точном соответствии с чертежами и с использованием технологии того времени.
Современные автомобили КрАЗ совсем не похожи на своих далёких предков. Для них обычными стали колёсные формулы 4×4, 6×6, 8×4, 8×8. Они имеют новую компоновку, оснащаются комфортными кабинами, новыми силовыми агрегатами и оригинальными платформами. Их грузоподъёмность увеличилась в разы, значительно снизился расход топлива. Но это, как и прежде, могучие, прочные, выносливые и неприхотливые КрАЗы – достойные последователи нынешнего юбиляра — КрАЗ-222 «Днепр».




