» » » Качество жилищно-коммунальных услуг можно улучшить
11:12 Четверг 2 2 948
11:12, Четверг, 8 апреля 2010
Власть 2 948 2

Качество жилищно-коммунальных услуг можно улучшить

Качество жилищно-коммунальных услуг можно значительно улучшить, если создать для этого соответствующие механизмы контроля и утвердить регуляторный акт, который определял бы порядок такого контроля. Специальное Положение, регулирующее эти вопросы, планируется разработать и принять в ІІІ-м квартале текущего года. Особое место в нём предлагается отвести домовым комитетам.
«И никуда вы от нас не денетесь…»

Постоянно протекает крыша, во дворе с минувшей осени лежит куча опавшей листвы, постепенно обрастая бытовым мусором, техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем не проводится – таких примеров по городу можно привести бесчисленное множество. Предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, не слишком озабочены их качеством, прекрасно понимая, что потребители от них всё равно никуда не денутся.

Если вам что-то не нравится в супермаркете – вы можете приобрести аналогичный товар другого производителя, если вас плохо обслужили в кафе – зайти в другое кафе, навсегда позабыв дорогу в первое. Совсем иная ситуация с жилищно-коммунальными услугами. Даже если вам очень не нравится качество воды в кране, температура батарей отопления, или порядок на придомовой территории – вы никак не сможете поменять водоканал, теплообеспечивающее предприятие, или компанию, которая управляет жилыми домами, исполняя роль канувших в лету ЖЭКов. Естественный монополизм в этой сфере совсем не способствует качеству жилищно-коммунальных услуг. Добиться его улучшения можно только путём ежедневного контроля и применения экономических мер воздействия на предприятия жилищно-коммунальной сферы.

Кто будет контролировать?

Об этом достаточно чётко говорится в законе «О жилищно-коммунальных услугах», статья 7 которого определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления относится: «утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, и контроль за их соблюдением», а в статье 30 закона «О местном самоуправлении в Украине» речь идёт о том, что к ведению городских советов относится «осуществление контроля за…организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства».

Вот только могут ли городские чиновники проконтролировать качество всех видов жилищно-коммунальных услуг 731-го многоквартирного дома коммунальной собственности, которые находятся в управлении ООО «Житлорембудсервис», и 471 дома, который обслуживает ООО «Добробыт»? Даже если в несколько раз увеличить штатное расписание УЖКХ горисполкома, это вызывает большие сомнения.

Лучшие контролёры – сами жители

Чтобы контролировать по-настоящему, контролёр должен быть мотивированным. А нет более заинтересованных людей, чем те, которые проживают в этом доме. Выходит, что наилучшие контролёры – сами жители, проживающие в многоквартирных домах. Городской власти остаётся лишь организовать их работу и упорядочить такой контроль, для чего создать соответствующие механизмы. Тем более, что это позволяет действующее законодательство.

Так, статья 9 закона «О жилищно-коммунальных услугах» определяет, что органы местного самоуправления могут привлекать к контролю за соблюдением «стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг» на общественных началах «представителей органов самоорганизации населения». Именно по такому принципу действуют объединения совладельцев многоквартирных домов. Однако ОСМД в Кременчуге составляют всего лишь около 10% от общей численности домов, и их значительного увеличения в ближайшее время не ожидается. Жители остальных 90% домов сегодня могут лишь в индивидуальном порядке пытаться отстоять свои права на качественные услуги. Если уж привлекать этих жителей к контролю качества жилищно-коммунальных услуг, то следует разработать какой-то порядок ведения такого контроля и определить его формы.

Домовые комитеты – надёжные механизмы контроля

Говорят, что всё на планете было придумано ещё задолго до нас. Нужно лишь уметь отыскать необходимое. Точно так и с домовыми комитетами, которые существовали ещё в старые добрые времена. Впрочем, и в наше время – в декабре 2007 года, горисполком своим решением №1298 обязал:
«Исполнительным комитетам Автозаводского и Крюковского райсоветов, председателям органов самоорганизации населения… на протяжении года провести работу по формированию домовых комитетов с целью осуществления контроля за фактическим выполнением работ по содержанию, текущему ремонту жилых домов и придомовых территорий».

С тех пор прошло больше двух лет, однако домовые комитеты в большинстве многоквартирных домов так и не были созданы. А если где-то они и существуют (по данным УЖКХ – менее чем в 10% домов), то возникают вопросы: как и зачем они были созданы, проводилось ли собрание жильцов по их избранию, не называют ли себя председателями домкомов некие самозванцы? Ведь порядок создания домовых комитетов, их права и полномочия до сих пор не определены ни одним нормативным документом. Так что возможности для манипуляций и злоупотреблений здесь открываются очень широкие.

Депутаты предлагают создать соответствующее Положение

Депутат Юрий Гриценко предложил включить в план работы городского совета по подготовке регуляторных актов (местных законов) разработку «Положения об обеспечении контроля за нормами и качеством жилищно-коммунальных услуг жителями г. Кременчуга». На последней сессии горсовета депутаты поддержали его инициативу.
«Это должен быть регуляторный акт, который определит простой, понятный каждому жителю, и, одновременно с этим, эффективный механизм контроля за нормами и качеством жилищно-коммунальных услуг. В нём же можно будет прописать порядок создания домовых комитетов, определить их права и полномочия в сфере контроля», — говорит Ю. Гриценко.

По его мнению, создание домкомов, как органов самоорганизации населения – наиболее оптимальный вариант обеспечения контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг. Во-первых, контролировать будут те же люди, которые получают эти услуги, а во-вторых – работа этих контролёров не потребует затрат из городского бюджета.
«Единственно, что необходимо – провести обучение председателей домкомов, разъяснить им нормы законодательства в сфере ЖКХ, научить, как правильно составлять акт-претензию, куда обращаться», — поясняет свою мысль Ю. Гриценко, и говорит, что общественная организация «Рідне місто» с этой целью инициирует создание общегородского Совета председателей домовых комитетов. Однако первый шаг в этом деле – разработка и принятие соответствующего Положения.

Обеспечить прозрачность в использовании средств

Это Положение может не только создать механизм эффективного контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, но и обеспечить прозрачность в использовании средств, уплаченных управляющим компаниям в качеств эксзатрат. В 2008-м году, когда обговаривались подомовые тарифы, городские власти обещали, что деньги, уплаченные жителями, будут идти на обслуживание именно их домов, и эта информация станет открытой и доступной для каждого.

Кстати, такая норма содержится и в договорах, заключенных горисполкомов с управляющими компаниями на обслуживание домов коммунального жилого фонда. После создания веб-сайтов управляющих компаний, возможностей для обнародования такой информации стало больше.

Из договоров № 196-197 от 24.06.2008 г. о предоставлении услуг по управлению жилым фондом коммунальной собственности, заключенных горисполкомом с ООО «Добробыт» и ООО «Житлорембудсервис»
«п.3.9.Информационное обеспечение жителей города:
размещение на стендах, установленных в подъездах многоквартирных домов информации о начислении оплаты, задолженности, объёмов выполненных работ/предоставленных услуг в разрезе каждого отдельно взятого многоквартирного дома».


«Кроме того, если жители будут знать и видеть на что расходуются уплаченные ими деньги, то это не только улучшит уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг, но и будет способствовать повышению их ответственности за сохранение жилого фонда», — уверен Юрий Гриценко.

«Борітеся — поборите»

«Борітеся, поборите, Вам Бог помагає!», — писал Тарас Шевченко в позапрошлом столетии. В ХХІ веке кременчужане продолжают бороться, и иногда довольно успешно, за право на получение качественных жилищно-коммунальных услуг, которые они сполна оплачивают из своего кармана.

История первая: «Я судилась три года – и победила»

В Полтавской области было лишь два прецедента, когда жители выигрывали суды у ЖЭКов, и добивались возвращения денег. Об этом рассказала Ольга И., которой надоело годами платить за не предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

«Я подала иск в суд с требованием вернуть мне деньги, уплаченные ЖЭКу за „эксзатраты“. По каждому виду услуг пришлось тщательно собирать доказательную базу того, что они не оказывались: документы, пояснения свидетелей, цифровые фото. Я изучила всю нормативную базу в сфере ЖКХ, вникла во все нюансы, и сумела доказать свою правоту. Автозаводский районный суд принял решение в мою пользу. Его законность подтвердил Апелляционный и Высший хозяйственный суд. Деньги мне возвратили», — рассказывает жительница Кременчуга.

Настойчивость и принципиальность Ольги – несомненный пример для кременчужан. Только вот смогут ли ему последовать обычные жители нашего города? Ведь эта судебная эпопея продолжалась целых три года, а, кроме того, Ольга по специальности юрист, и смогла в ходе судебных тяжб обойтись без помощи адвоката. Неискушенному в правовом отношении человеку отстоять свои права без юридической помощи практически невозможно.

История вторая: Они добились перерасчёта тарифа за не предоставленные услуги

Жители дома №29 по улице 50 лет СССР добились от управляющей компании «Добробыт» перерасчёта тарифа эксплуатационных затрат за февраль из-за некачественной уборки придомовой территории после снегопадов (уменьшение тарифа с 1,28 грн. до 1,06 грн. за 1 кв.м.). Услуга за уборку придомовой территории им была посчитана в размере 44% от нормы. Правда отстаивать своё право на перерасчёт пришлось долго и с немалыми усилиями. Да и выиграли жители совсем немного (по 13-15 грн. с квартиры). Но, и это главное – они показали управляющей компании, что она обязана организовывать выполнение всех видов услуг по содержанию их дома в полном объёме и с высоким качеством.

«С каждой квартиры по 13 грн. – с многоэтажки выходит 1,5 тысячи грн. убытка для управляющей компании. А это уже достаточно солидная сумма, которая заставит управителей в следующий раз побеспокоиться о качестве услуг, которые они предоставляют», – говорит один из инициаторов требований по перерасчёту Сергей Ревенко.

История третья (и пока нереализованная): Льготчики могут надеяться

Жителям города, которые имеют льготы, а также тем, которым назначена субсидия, расчёт тарифа за отопление в домах, оборудованных счётчиками, на сегодняшний день проводится в пределах установленной на отопительный период нормы (6,36 грн. за 1 кв.м.). За ту часть, которая превышает этот уровень, льготчики платят в полном размере, хотя такой порядок и не определён законодательством. В марте, после обсуждения этого вопроса на совещании в УЖКХ, которое состоялось по требованию жителей 1-й Занасыпи, было решено инициировать рассмотрение вопроса о тарифах на тепловую энергию для льготчиков на очередном заседании горисполкома. Так что есть надежда на то, что этот вопрос будет решён по примеру г. Комсомольска, где льготы, как и субсидии за потреблённую тепловую энергию, предоставляются без ограничений, исходя из фактических тарифов на отопление, рассчитанных по показаниям счётчика. Об этом сообщил начальник УЖКХ Александр Любенко.

Виктор Крук
 

Обсудить на форуме
 

Добавить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
2 комментария
  1. iван
    Добавил iван
    8 апреля 2010 17:00 из Информация доступна только после авторизации
    0
    Де Ви бачили прозорість використання коштів управляючими компаніями, коли тим сами рішенням міськради №1298 від 24.12.2007р (пункт 7.5 ) надавачам послуг дозволено пілписувати акти виконаних робіт в односторонньому порядку? Тобто пишуть акти, що чистять димарі, промивають систему опалення і таке інше ,а фактично цього немає, потім самі підписують акти і наші гроші кудись зникають ...
  2. влад67
    Добавил влад67
    8 апреля 2010 20:34 из Информация доступна только после авторизации
    0
    Так об этом и речь - чтобы такого не было нужен контроль жильцов черех домовые комитеты. Все правильно написано.