Качество жилищно-коммунальных услуг можно значительно улучшить, если создать для этого соответствующие механизмы контроля и утвердить регуляторный акт, который определял бы порядок такого контроля. Специальное Положение, регулирующее эти вопросы, планируется разработать и принять в ІІІ-м квартале текущего года. Особое место в нём предлагается отвести домовым комитетам.
«И никуда вы от нас не денетесь…»Постоянно протекает крыша, во дворе с минувшей осени лежит куча опавшей листвы, постепенно обрастая бытовым мусором, техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем не проводится – таких примеров по городу можно привести бесчисленное множество. Предприятия, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, не слишком озабочены их качеством, прекрасно понимая, что потребители от них всё равно никуда не денутся.
Если вам что-то не нравится в супермаркете – вы можете приобрести аналогичный товар другого производителя, если вас плохо обслужили в кафе – зайти в другое кафе, навсегда позабыв дорогу в первое. Совсем иная ситуация с жилищно-коммунальными услугами. Даже если вам очень не нравится качество воды в кране, температура батарей отопления, или порядок на придомовой территории – вы никак не сможете поменять водоканал, теплообеспечивающее предприятие, или компанию, которая управляет жилыми домами, исполняя роль канувших в лету ЖЭКов. Естественный монополизм в этой сфере совсем не способствует качеству жилищно-коммунальных услуг. Добиться его улучшения можно только путём ежедневного контроля и применения экономических мер воздействия на предприятия жилищно-коммунальной сферы.
Кто будет контролировать?
Об этом достаточно чётко говорится в законе «О жилищно-коммунальных услугах», статья 7 которого определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления относится: «утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, и контроль за их соблюдением», а в статье 30 закона «О местном самоуправлении в Украине» речь идёт о том, что к ведению городских советов относится «осуществление контроля за…организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства».
Вот только могут ли городские чиновники проконтролировать качество всех видов жилищно-коммунальных услуг 731-го многоквартирного дома коммунальной собственности, которые находятся в управлении ООО «Житлорембудсервис», и 471 дома, который обслуживает ООО «Добробыт»? Даже если в несколько раз увеличить штатное расписание УЖКХ горисполкома, это вызывает большие сомнения.
Лучшие контролёры – сами жители
Чтобы контролировать по-настоящему, контролёр должен быть мотивированным. А нет более заинтересованных людей, чем те, которые проживают в этом доме. Выходит, что наилучшие контролёры – сами жители, проживающие в многоквартирных домах. Городской власти остаётся лишь организовать их работу и упорядочить такой контроль, для чего создать соответствующие механизмы. Тем более, что это позволяет действующее законодательство.
Так, статья 9 закона «О жилищно-коммунальных услугах» определяет, что органы местного самоуправления могут привлекать к контролю за соблюдением «стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг» на общественных началах «представителей органов самоорганизации населения». Именно по такому принципу действуют объединения совладельцев многоквартирных домов. Однако ОСМД в Кременчуге составляют всего лишь около 10% от общей численности домов, и их значительного увеличения в ближайшее время не ожидается. Жители остальных 90% домов сегодня могут лишь в индивидуальном порядке пытаться отстоять свои права на качественные услуги. Если уж привлекать этих жителей к контролю качества жилищно-коммунальных услуг, то следует разработать какой-то порядок ведения такого контроля и определить его формы.
Домовые комитеты – надёжные механизмы контроля
Говорят, что всё на планете было придумано ещё задолго до нас. Нужно лишь уметь отыскать необходимое. Точно так и с домовыми комитетами, которые существовали ещё в старые добрые времена. Впрочем, и в наше время – в декабре 2007 года, горисполком своим решением №1298 обязал:
«Исполнительным комитетам Автозаводского и Крюковского райсоветов, председателям органов самоорганизации населения… на протяжении года провести работу по формированию домовых комитетов с целью осуществления контроля за фактическим выполнением работ по содержанию, текущему ремонту жилых домов и придомовых территорий».
С тех пор прошло больше двух лет, однако домовые комитеты в большинстве многоквартирных домов так и не были созданы. А если где-то они и существуют (по данным УЖКХ – менее чем в 10% домов), то возникают вопросы: как и зачем они были созданы, проводилось ли собрание жильцов по их избранию, не называют ли себя председателями домкомов некие самозванцы? Ведь порядок создания домовых комитетов, их права и полномочия до сих пор не определены ни одним нормативным документом. Так что возможности для манипуляций и злоупотреблений здесь открываются очень широкие.
Депутаты предлагают создать соответствующее Положение
Депутат Юрий Гриценко предложил включить в план работы городского совета по подготовке регуляторных актов (местных законов) разработку «Положения об обеспечении контроля за нормами и качеством жилищно-коммунальных услуг жителями г. Кременчуга». На последней сессии горсовета депутаты поддержали его инициативу.
«Это должен быть регуляторный акт, который определит простой, понятный каждому жителю, и, одновременно с этим, эффективный механизм контроля за нормами и качеством жилищно-коммунальных услуг. В нём же можно будет прописать порядок создания домовых комитетов, определить их права и полномочия в сфере контроля», — говорит Ю. Гриценко.
По его мнению, создание домкомов, как органов самоорганизации населения – наиболее оптимальный вариант обеспечения контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг. Во-первых, контролировать будут те же люди, которые получают эти услуги, а во-вторых – работа этих контролёров не потребует затрат из городского бюджета.
«Единственно, что необходимо – провести обучение председателей домкомов, разъяснить им нормы законодательства в сфере ЖКХ, научить, как правильно составлять акт-претензию, куда обращаться», — поясняет свою мысль Ю. Гриценко, и говорит, что общественная организация «Рідне місто» с этой целью инициирует создание общегородского Совета председателей домовых комитетов. Однако первый шаг в этом деле – разработка и принятие соответствующего Положения.
Обеспечить прозрачность в использовании средств
Это Положение может не только создать механизм эффективного контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, но и обеспечить прозрачность в использовании средств, уплаченных управляющим компаниям в качеств эксзатрат. В 2008-м году, когда обговаривались подомовые тарифы, городские власти обещали, что деньги, уплаченные жителями, будут идти на обслуживание именно их домов, и эта информация станет открытой и доступной для каждого.
Кстати, такая норма содержится и в договорах, заключенных горисполкомов с управляющими компаниями на обслуживание домов коммунального жилого фонда. После создания веб-сайтов управляющих компаний, возможностей для обнародования такой информации стало больше.
Из договоров № 196-197 от 24.06.2008 г. о предоставлении услуг по управлению жилым фондом коммунальной собственности, заключенных горисполкомом с ООО «Добробыт» и ООО «Житлорембудсервис»
«п.3.9.Информационное обеспечение жителей города:
размещение на стендах, установленных в подъездах многоквартирных домов информации о начислении оплаты, задолженности, объёмов выполненных работ/предоставленных услуг в разрезе каждого отдельно взятого многоквартирного дома».
«Кроме того, если жители будут знать и видеть на что расходуются уплаченные ими деньги, то это не только улучшит уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг, но и будет способствовать повышению их ответственности за сохранение жилого фонда», — уверен Юрий Гриценко.
«Борітеся — поборите»
«Борітеся, поборите, Вам Бог помагає!», — писал Тарас Шевченко в позапрошлом столетии. В ХХІ веке кременчужане продолжают бороться, и иногда довольно успешно, за право на получение качественных жилищно-коммунальных услуг, которые они сполна оплачивают из своего кармана.
История первая: «Я судилась три года – и победила»
В Полтавской области было лишь два прецедента, когда жители выигрывали суды у ЖЭКов, и добивались возвращения денег. Об этом рассказала Ольга И., которой надоело годами платить за не предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.
«Я подала иск в суд с требованием вернуть мне деньги, уплаченные ЖЭКу за „эксзатраты“. По каждому виду услуг пришлось тщательно собирать доказательную базу того, что они не оказывались: документы, пояснения свидетелей, цифровые фото. Я изучила всю нормативную базу в сфере ЖКХ, вникла во все нюансы, и сумела доказать свою правоту. Автозаводский районный суд принял решение в мою пользу. Его законность подтвердил Апелляционный и Высший хозяйственный суд. Деньги мне возвратили», — рассказывает жительница Кременчуга.
Настойчивость и принципиальность Ольги – несомненный пример для кременчужан. Только вот смогут ли ему последовать обычные жители нашего города? Ведь эта судебная эпопея продолжалась целых три года, а, кроме того, Ольга по специальности юрист, и смогла в ходе судебных тяжб обойтись без помощи адвоката. Неискушенному в правовом отношении человеку отстоять свои права без юридической помощи практически невозможно.
История вторая: Они добились перерасчёта тарифа за не предоставленные услуги
Жители дома №29 по улице 50 лет СССР добились от управляющей компании «Добробыт» перерасчёта тарифа эксплуатационных затрат за февраль из-за некачественной уборки придомовой территории после снегопадов (уменьшение тарифа с 1,28 грн. до 1,06 грн. за 1 кв.м.). Услуга за уборку придомовой территории им была посчитана в размере 44% от нормы. Правда отстаивать своё право на перерасчёт пришлось долго и с немалыми усилиями. Да и выиграли жители совсем немного (по 13-15 грн. с квартиры). Но, и это главное – они показали управляющей компании, что она обязана организовывать выполнение всех видов услуг по содержанию их дома в полном объёме и с высоким качеством.
«С каждой квартиры по 13 грн. – с многоэтажки выходит 1,5 тысячи грн. убытка для управляющей компании. А это уже достаточно солидная сумма, которая заставит управителей в следующий раз побеспокоиться о качестве услуг, которые они предоставляют», – говорит один из инициаторов требований по перерасчёту Сергей Ревенко.
История третья (и пока нереализованная): Льготчики могут надеяться
Жителям города, которые имеют льготы, а также тем, которым назначена субсидия, расчёт тарифа за отопление в домах, оборудованных счётчиками, на сегодняшний день проводится в пределах установленной на отопительный период нормы (6,36 грн. за 1 кв.м.). За ту часть, которая превышает этот уровень, льготчики платят в полном размере, хотя такой порядок и не определён законодательством. В марте, после обсуждения этого вопроса на совещании в УЖКХ, которое состоялось по требованию жителей 1-й Занасыпи, было решено инициировать рассмотрение вопроса о тарифах на тепловую энергию для льготчиков на очередном заседании горисполкома. Так что есть надежда на то, что этот вопрос будет решён по примеру г. Комсомольска, где льготы, как и субсидии за потреблённую тепловую энергию, предоставляются без ограничений, исходя из фактических тарифов на отопление, рассчитанных по показаниям счётчика. Об этом сообщил начальник УЖКХ Александр Любенко.
Виктор Крук
2 комментаря