Последний месяц лета рынок нефтепродуктов провёл в спящем режиме: популярный среди автомобилистов бензин А-95 подорожал лишь на 0,5% — до 7,63 грн./л. Затянувшуюся ценовую стабильность обеспечил очередной виток борьбы между нефтетрейдерами за кошельки автомобилистов. С началом осени, когда в стране традиционно падает спрос на нефтепродукты, эта война может вылиться в удешевление топлива.
Ценовому затишью благоприятствовала стабильность нефтяных котировок в мире. В июле, когда чёрное золото закупалось для переработки в августе, нефть подорожала всего на 3%. Предпосылки для ценового оживления в рознице появились лишь в середине августа. Тогда мировые котировки чёрного золота выросли сразу на 6%, достигнув трёхмесячного максимума. И эксперты рынка заявили, что украинская розница отреагирует на удорожание сырья ещё до начала сентября (когда продукты переработки августовской нефти появятся на АЗС). Подтолкнуть нефтяных магнатов к повышению цен мог также тот факт, что в середине лета (впервые с начала кризиса) спрос на высокооктановые нефтепродукты в стране начал расти. Так, например, если в июне текущего года (в сравнении с июнем 2009 г.) продажи бензинов сократились на 1,6% — до 319,1 тыс. т, то в июле было реализовано 354,4 тыс. т, что на 0,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Несмотря на это, прогнозы о повышении цен на АЗС Украины не сбылись. Причин тому было несколько. Первая: в конце августа мировая стоимость чёрного золота рухнула сразу на 12%. Вторая: обострившаяся в конце лета ценовая война между нефтяными магнатами.В роли нарушителя спокойствия традиционно выступает группа «Приват». С начала августа полтавский трейдер «Ливела» начал активно поставлять в страну импортные нефтепродукты без уплаты НДС и акцизного сбора. Льготное оформление топлива осуществлялось благодаря тому, что эта компания предъявила Государственной таможенной службе решение Автозаводского районного суда Кременчуга, которое появилось на свет ещё в 2004 г. Из него следует, что к украинско-польскому СП «ООО „Тайстра“ и созданным/создаваемым им филиалам и дочерним предприятиям (которым и является „Ливела“) в течение 10 лет применяются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, предусмотренные Законом „Об иностранных инвестициях“. „Компания „Тайстра“, а также „дочки“, в которых ей принадлежит не менее 51%, освобождаются от НДС, налога на прибыль, акцизного и пенсионного сборов и других платежей. Их оплата осуществляется исключительно по желанию „Тайстры“ и её ДП“, — говорится в решении суда. В нём также отмечается, что отсчёт десятилетнего льготного периода начинается с 8 января 2004 г. (со дня обращения совладельца „Тайстры“ польского бизнесмена Станислава Прейса в Автозаводской райсуд с иском о применении к этому СП налоговых льгот).
По данным «ДС», в начале 2000-х годов «Тайстра» и родственные ей компании активно использовали эту преференцию для поставок российской нефти на Кременчугский НПЗ, который на то время контролировался татарскими бизнесменами. Но в 2007 г. и завод, и «Тайстра» перешли под контроль группы «Приват». До последнего времени СП оставалось без работы, поскольку татары перекрыли все каналы поставок российской нефти в Кременчуг. Поэтому основной возможностью «Привата» экономить на затратах оставалась контролируемая днепропетровцами полугосударственная «Укрнафта», у которой близкие к г-ну Коломойскому компании недорого закупали нефть. Это в свою очередь позволяло Игорю Валерьевичу продавать топливо через собственную сеть АЗС на 2–5% дешевле конкурентов и тем самым поддерживать на высоком уровне (в сравнении с конкурентами) объёмы продаж. Но «Приват» лишился этой лазейки после того, как был принят Закон «О госбюджете Украины на 2010 г.», которым изменялись условия торгов и определения стартовой цены на нефть. Если ранее начальная стоимость сырья определялась на основании результатов прошлого аукциона, то отныне она стала формироваться с учётом таможенной цены нефти за 15 дней до приёма заявок на проведение биржевых торгов. Такой расклад лишал «Приват» ценового преимущества на топливном рынке, и, чтобы его сохранить, днепропетровцы решили экономить на налогах.
По сведениям «ДС», на сегодняшний день «Ливела» по льготной схеме завезла в Украину всего около 10 тыс. т нефтепродуктов. Этот объём вряд ли может оказать существенное давление на цены в отечественной рознице, минимальная ёмкость которой составляет 350 тыс. т топлива/месяц. Другое дело, что вскоре по пути «Ливелы» могут пойти другие «дочки» «Тайстры», которых, по данным «ДС», до последнего времени насчитывалось около дюжины. Среди них оптовые нефтетрейдеры «Топазия» и «Линк» (Полтава), украинско-болгарское СП «Бинго Лтд» (Одесса), «Рома-М» (Львов), «Владимир-94» (Киев) и т.д. Если хотя бы некоторые из этих компаний также займутся льготным импортом нефтепродуктов в страну, то это как минимум позволит «Привату» удержать ценовой разрыв с конкурентами на сегодняшнем уровне (около 20 коп./л). При этом уже сейчас есть основания предполагать, что вскоре нынешнее небольшое подорожание в рознице может смениться снижением стоимости. Ведь с приходом осени в Украине традиционно сокращаются объёмы реализации горючего (на 20–30 тыс. т в месяц), и, чтобы это падение не было столь резким, трейдеры могут согласиться на удешевление нефтепродуктов. Скорее всего, при этом они будут ориентироваться на расчёты Экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов, которая ежедекадно рассчитывает цену топлива. Согласно её прогнозам средняя стоимость А-95 в первой декаде сентября составит около 7,53 грн./л, что на 1,5% меньше нынешних цифр.