Крупнейший тендер на закупку грузовых полувагонов для «Укрзализныци» не вызвал большого интереса среди украинских предприятий. В результате более чем две трети объёма заказа получила малоизвестная немецкая компания FTD Dessau. Сейчас предприятия не испытывают дефицита в заказах на полувагоны, а условия закупки были не самыми выгодными, отмечают участники рынка и эксперты.
Победителями в тендере на закупку грузовых полувагонов для Донецкой железной дороги стали немецкая FTD Dessau и Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), сообщил информагентству «Украинские новости» первый заместитель министра транспорта и связи Владимир Корниенко. На тендер было выставлено три лота – два по 500 и один на 400 вагонов. Первые два лота достались Dessau, третий – КВСЗ. Конечный объём поставки для каждого из победителей будет увеличен на 15% – такая возможность предусматривалась ранее. По словам директора по маркетингу КВСЗ Александра Менькова, договор с предприятием был подписан на прошлой неделе. Согласно ему, вагоны должны быть поставлены в течение шести месяцев.Общая потребность «Укрзализныци» в грузовых вагонах составляет порядка 50 тыс. единиц. Госмонополия в октябре этого года объявила, что собирается закупить это количество в ближайшие четыре года. Для этого, по данным «Укрзализныци», необходимо порядка 27 млрд грн. Однако у администрации, отягощённой долговой нагрузкой и убыточными пассажирскими перевозками, средств на это нет.
Провести последний тендер удалось благодаря тому, что в январе 2009 года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил «Укрзализныце» кредит на закупку вагонов в размере $62,5 млн сроком на десять лет. Примечательно, что тендер проводился повторно. В 2009 году ЕБРР отказался признавать его результаты. С результатами нынешнего конкурса в учреждении согласны, заявил Ъ ведущий советник банка в Украине Антон Усов.
Победа компании Dessau в тендере вызвала удивление в российском «Трансмашхолдинге», до 2006 года владевшем этим предприятием. «Эта компания не производила грузовых вагонов и в 2008 году обанкротилась», – сообщил Ъ заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков. «Не похоже, что у неё есть возможность производить грузовые вагоны. Думаю, компания выступила как юрлицо, а само производство будет отдано другому заводу», – говорит аналитик Concorde Capital Егор Самусенко.
Получить комментарий в Dessau не удалось.
«Укрзализныце» удалось выгодно разместить заказ. По данным Concorde Сapital, в середине ноября цена полувагона составляла $59,5-67 тыс. Наименьшей является стоимость продукции КВСЗ. На Стахановском вагоностроительном заводе сообщили, что не участвовали в тендере из-за слишком низкой закупочной цены. «Укрзализныця в новом тендерном предложении сообщала, что готова разместить заказ на нашем предприятии по цене около $50 тыс. за полувагон. Поэтому мы отказались».
А господин Меньков говорит, что заказ на его предприятии был размещён по цене приблизительно $60 тыс. за вагон. «Это не заниженная цена. Просто КВСЗ мог уменьшить свою маржу», – считает независимый финансовый консультант Инна Перепелица. На КВСЗ также рассчитывают, что этот небольшой заказ (порядка 5% годового производства) откроет новые возможности перед предприятием. «Мы пошли навстречу Укрзализныце, потому что для нас это основной заказчик более дорогих пассажирских вагонов», – говорит господин Меньков.
Незначительный интерес к заказам «Укрзализныци» может объясняться и большой загрузкой украинских предприятий. «Заводы загружены российскими заказами на год вперёд. И они вряд ли будут участвовать в подобных тендерах в ближайшее время. Сейчас в этом процессе всё чаще задействованы посредники, которые размещают свои заказы на предприятиях», – говорит руководитель экспертной группы «Менеджмент консалтинг групп» (консультирует «Укрзализныцу») Дмитрий Подтуркин.
Андрей Леденев