Министерство топлива и энергетики делает всё от него зависящее, чтобы на отечественном рынке доминировало топливо Кременчугского НПЗ, а водители стройными рядами тянулись к заправкам группы «Приват». Все самые свежие инициативы Минтопэнерго (увеличение ставок акцизов, введение пошлины на импорт нефтепродуктов и продление старых стандартов качества для бензинов и ДТ) подталкивают топливную розницу именно к этому.
АкцизыУвеличение ставок акцизных сборов на моторные топлива более чем на 30% прописано в новом Налоговом кодексе. И хотя на днях Президент ветировал этот документ, но вряд ли стоит надеяться, что при его доработке ставки уменьшат. Ведь прорехи в бюджете огромные, а за счёт роста акцизов на топливо Кабмин надеется собрать до 3 млрд грн. Ради этого с 1 января 2011 года с автомобильных бензинов акциз будет взиматься в размере 182 евро/тонн вместо нынешних 132 евро/тонн, с дизтоплива — 42-90 евро/тонн (сейчас эта «вилка» равна 30-75 евро/тонн). Всего для ДТ существует 4 ставки акциза — в зависимости от количества серы в продукте (чем ниже её содержание, тем меньше надо платить). Перенести подобную практику и на бензины разработчики Кодекса отказались, хотя торговцы топливом и сейчас, и ранее обращались в профильное ведомство с подобными предложениями. Но Минтопэнерго оставило их без внимания, ведь такой подход чреват сужением базы налогообложения.
По оценкам трейдеров, новые ставки акцизов могут привести к удорожанию топлива в рознице на 40-50 коп./л. Причём бензины и ДП могут резко подорожать не с 1 января, а примерно с весны, когда закончится «мёртвый сезон» в топливной торговле. Кроме того, в Минтопэнерго надеются, что трейдеры из группы «Приват» будут играть на понижение цен, поскольку они обладают дополнительным запасом прочности по сравнению с другими владельцами АЗС-сетей.
В частности, Кременчугский НПЗ имеет возможность беспрепятственно забирать с ежемесячных аукционов нефть отечественной добычи по цене на 100-150 долл./тонн (то есть на 15-20%) дешевле, чем она продаётся на зарубежных рынках. Правительство эту несправедливую аукционную схему ломать не спешит, благодаря чему заправки «Укрнафты» и другие приватовские сети могут торговать горючим по цене на 25-30 коп. ниже, чем у конкурентов. Следовательно, и акцизный удар для них менее болезнен. Если же одновременно с новыми ставками акцизного сбора в силу вступят и пошлины на импорт нефтепродуктов, то топливный ритейл Привата даже окажется с прикупом.
Пошлина
В 2010 году ситуация в стране такова, что свыше 40% её нужд в нефтепродуктах удовлетворяется за счёт импорта. При этом в бесспорные лидеры среди зарубежных поставщиков сегодня вышел Мозырьский НПЗ, на который уже приходится почти половина всего ввезённого в Украину бензина и дизтоплива. По итогам 2010 года на украинском рынке белорусы рассчитывают продать 1,8 млн тонн нефтепродуктов, тогда как ёмкость самого рынка не дотягивает и до 10 млн тонн. Успешная экспансия «сябров» обусловлена двумя основными факторами.
Во-первых, Мозырь производит хорошее низкосернистое топливо, которое, соответственно, облагается налогом по самой низкой ставке. Во-вторых, на заводе появились лишние объёмы сравнительно дешёвого сырья, благодаря белорусско-венесуэльскому энергетическому сотрудничеству, и около 90% произведённого из него топлива Мозырьский НПЗ направляет на самый близкий рынок — украинский.
Таким образом, введение пошлин на уровне 120 евро/тонн, как это предлагает наше Министерство топлива и энергетики, прежде всего грозит превратиться в забор между Беларусью и Украиной. Данное решение, естественно, затронет и другие импортные потоки — из Литвы, Румынии, России. Но Мозырьский НПЗ пострадает больше всех. Из-за дополнительного налога ввозить в Украину произведённое топливо ему станет невыгодно. С другой стороны, потеряв такую крупную сбытовую площадку, Минск может отказаться от транзита венесуэльской нефти через Украину. Тогда недозаработанные деньги уже придётся считать в Киеве. Впрочем, потери в этом случае понесут госбюджет и госкомпании, а не группа «Приват». Ей-то как раз и нужно, чтобы с рынка ушёл такой сильный конкурент, как Мозырьский НПЗ.
Стандарты
Итак, разрозненные действия начинают потихоньку складываться в комбинацию. Ведомство Юрия Бойко двусечной фискальной косой пытается расчищать поле, на котором Игорь Коломойский смог бы развернуться во всю свою нефтяную ширь. С помощью высоких акцизов будут обескровлены мелкие АЗС-сети, которые не смогут долго держать нулевую или минусовую маржу. Посредством пошлин в маргинальный сегмент «топлива для богатых» будут загнаны импортные бензины и дизтопливо. И в такой ситуации на внутреннем рынке начнёт безоговорочно доминировать кременчугское топливо. Но чтобы ни один комар не подточил носа о такую рыночную трансформацию, необходим ещё один шаг — сохранить действие старых национальных стандартов (ДСТУ) на бензины и дизтопливо. Иначе вся затея с захватом рынка окажется на грани провала. Поэтому Минтопэнерго настойчиво давит на Госпотребстандарт, чтобы тот продлил действие ДСТУ десятилетней давности ещё на годик-другой.
Первый раз их пытались упразднить ещё в 2008 году, но, вняв стенаниям украинских нефтепереработчиков, отложили «час Х» на три года. Теперь
истекает и этот срок, а особого технологического прогресса в отрасли нет. Минтопэнерго, отстаивая ДСТУ 1999 и 2001 годов, прикрывается заботой о государственном Шебелинском ГПЗ, который ещё не готов работать по новому стандарту. Но реально не готовы к этому и два западноукраинских нефтеперерабатывающих завода. Да и неоднократно упомянутый Кременчугский НПЗ, хотя и заявляет, что уже способен производить всё топливо в соответствии с европейским стандартом Евро-4, ещё не доказал это на практике. Серьёзное перевооружение на «Укртатнафте» не проводилось, потому обеспечивать заявленное качество по всей линейке производимого топлива и в постоянном режиме предприятию будет крайне трудно. Чтобы не напрягать Кременчугский НПЗ и его владельцев, Минтопэнерго и лоббирует пролонгацию устаревших ДСТУ, для которых потолком является давно забытый в Европе стандарт Евро-2.
Последствия
Теперь остаётся лишь спрогнозировать, каким может оказаться кумулятивный эффект, если сработают сразу все три перечисленных фактора. О том, что топливо на заправках станет дороже, говорить не стоит. Это очевидно. Вопрос в оправданности подобной жертвы. Поддержат ли предложенные Минтопэнерго меры отечественного производителя? Да, но лишь одного. Преисполнены ли они заботы об отечественном потребителе? Категорически нет. Модель дальнейшего развития событий примерно такова.
Кременчугский НПЗ почувствует себя хозяином положения и основным ценообразователем на рынке. Комфортнее станет работать и Шебелинскому ГПЗ (но его доля на рынке незначительна, а основной контингент клиентов — аграрии). Зато Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, весьма вероятно, полностью перейдёт на толлинговые отношения с материнским холдингом ТНК-ВР, что на практике означает сокращение отчислений в украинский бюджет. Одесский же НПЗ Лукойла может и вовсе не выйти из нынешнего ремонта, поскольку все трубопроводные пути поставки туда сырья сейчас перекрыты. А получать нефть по морю через Новороссийск и Одессу — это повышать затратность производства в ситуации, когда конкурентная среда на украинском рынке постоянно ухудшается.
Если добавить к сказанному прогнозируемое сокращение объёмов экспорта топлива, то получим все предпосылки к возвращению Украины в начало 2000 годов, когда ввозные нефтепродукты ещё облагались пошлиной, а рынок периодически обжигали вспышки дефицита бензинов и ДТ. При всём желании одному Кременчугскому НПЗ (даже с сателлитами) проглотить этот пирог не по силам.
Как уже отмечалось, внутренний рынок потребляет около 10 млн тонн светлых нефтепродуктов в год. В 2010 году кременчугская «Укртатнафта» произведёт несколько больше 2 млн тонн бензинов и ДТ. Даже если предположить, что в тепличных условиях завод поднатужится и выдаст ещё 1 млн этой продукции, а группе «Приват» удастся загрузить российским сырьём свои Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (в текущем году, кстати, такие попытки оказались безуспешными), пропасть между спросом и потреблением останется очень широкой — несколько миллионов тонн. И если импортёры топлива не захотят её засыпать ввиду экономической нецелесообразности операций по ввозу, образовавшийся вакуум заполнят «бодяга» и «контрабас», то есть нефтепродукты низкого качества или поставленные по теневым схемам.
3 комментаря