Кременчуг Онлайн » Новости Кременчуга » Бизнес » Колядки от нефтезаводов на миллиард долларов

Колядки от нефтезаводов на миллиард долларов

Пролетели новогодние праздники. Но оказалось, что не все успели попраздновать да поколядовать. Нефтезаводы придумали новую «щедривочку», которая обойдётся автомобилистам в 1 миллиард долларов в год. Ещё в декабре 2010 года шесть НПЗ, из которых по разным причинам более-менее стабильно работают только два, обратились с предложением ограничить импорт нефтепродуктов путём введения специальных пошлин. Их поддержало Министерство энергетики и угольной промышленности и рекомендовало правительству взимать с тонны иностранного бензина дополнительно 130 евро, с дизтоплива – 80 евро. Якобы после этого сократится ввоз дорогой продукции из-за границы, а украинские предприятия нарастят объёмы производства дешёвого отечественного продукта. Кабинет министров думает.

Правда, не совсем понятно о чём. Ведь известно, что импортный бензин наоборот дороже украинского, так как более качественный. Соседи Украины по СНГ, не говоря уже о странах ЕС, вложили сотни миллионов долларов и модернизировали свои предприятия для выпуска топлива под стандарты Евро-5. Украинские нефтезаводы в большей своей части продолжали заливать рынок бензином ещё советского образца. Ведь намного дешевле было провести через правительство разрешение о переносе сроков введения новых стандартов качества топлива, чем строить установки изомеризации и гидрокрекинга.

Мало того, цены на своё топливо отечественные НПЗ «подтягивают» к импортным. В противном случае проблем у них вообще не было бы. Ведь если на рынке есть дешёвый украинский бензин А-95 и дорогой, скажем, румынский с таким же октановым числом, то среднестатистический водитель поддержит гривной отечественного товаропроизводителя.

Таким же образом поступили бы и крупнейшие сети АЗС. Для них работать с украинским продуктом выгоднее: меньше транспортные издержки; нет риска прогореть на изменении курса гривны к иностранным валютам. Но нефтетрейдеры так не делают, поскольку НПЗ зачастую не могут предложить ни конкурентные цены, ни европейское качество.

Независимые эксперты единогласно заявляют о росте цен на все нефтепродукты в случае введения пошлин. Начальник аналитического отдела ИК Phoenix Capital Сергей Петренко и руководитель информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Николай Ивченко говорят о возможном подорожании бензина и дизеля в пределах 1 гривны на литре. И это ещё оптимистический сценарий. Некоторые специалисты предрекают разницу между новыми и старыми ценами в 1,5 гривны.

В 2010 году украинские автозаправки продали около 6,5 миллиона тонн бензина и дизеля. Если перевести это в литры (в одной тонне нефтепродуктов примерно 1300 литров) и умножить на гривну, то получим дополнительно порядка 8,1 миллиарда гривен. К тому же, с подачи НПЗ пошлины могут ввести и на… сжиженный газ. Так что можно смело утверждать, что автомобилистам придётся выложить за топливо дополнительно не менее 1 миллиарда долларов.

Кто же получит эти деньги? Нефтезаводы, входящие в различные нефтекомпании, контролируют около трети АЗС, и могут рассчитывать как минимум на 300 миллионов долларов. Но этим они не ограничатся. По мнению экспертов, барьеры для импортных поставок нефтепродуктов преследуют цель не только заработать на рознице, но и убрать с рынка конкурентов.

Около 3 тысяч заправок — половина от их общего количества — принадлежат средним и мелким компаниям. Импорт для них станет дорогим, а получить украинские сырьё просто не будет возможности: НПЗ и сейчас распределяют свою продукцию по непрозрачным схемам, без чёткой формулы ценообразования. В таких условиях ничего не останется, как продавать свой бизнес по дешёвке. А у нефтепереработчиков как раз появятся лишние деньги, чтобы окончательно подмять под себя рынок.

Не стоит тешить себя иллюзиями о том, что дополнительный заработок нефтезаводы инвестируют в модернизацию. Одна финансово-промышленная группа, контролирующая нефтедобывающую компанию и несколько НПЗ, по оценкам экспертов, в 2008-2009 годах вывела «на сторону» около 1 миллиарда долларов от продажи украинской нефти, но лишь мизерная часть этих средств направлена на модернизацию. В итоге западноукраинские заводы, можно сказать, стоят, а Кременчугский НПЗ выдаёт сенсационные новости о переходе на выпуск бензина Евро-4 за счёт перенастроек старых установок, использования присадок и малосернистой нефти.

ТНК-ВР уже вложила в Лисичанский «ЛИНИК» значительную сумму и скорее думает, как бы её вернуть, а не как увеличивать убыточность украинского бизнеса за счёт инвестиций. «Лукойл-Одесский НПЗ» вообще стоит из-за отсутствия возможности принимать сырьё по трубе. Сначала ему «отрезали» Приднепровские нефтепроводы, чтобы спасти оставшийся без российской нефти Кременчугский завод. Затем развернули систему «Одесса-Броды» для поставок нефти в Беларусь. Видимо, чтобы хоть как-то задобрить «Лукойл» и упросить его покупать нефть с моря, российской компании и предложили разрабатывать три месторождения на украинском шельфе вместе с «Черноморнефтегазом». Но ответа, когда заработает Одесса, пока нет.

Параллельно усиливается давление на крупнейшие сети АЗС, работающие на импортном продукте. Антимонопольный комитет грозит им штрафами в несколько сот миллионов гривен за рост цен на нефтепродукты. Борьба идёт с «белыми» импортёрами. Беспошлинный импорт, контрабанду и полуподпольное производство «бодяги» никто не трогает. Хотя если их убрать, то импорт снизится до 30-20% с нынешних 40%.

Проводя такую политику, правительство имеет все шансы повторить ошибки своих предшественников. В Кабмине Николая Азарова, видимо, забыли, как президент Леонид Кучма в 1999 году лично договаривался об импорте нефтепродуктов из Греции и Азербайджана, чтобы сбить цены на украинском рынке. Или как в 2005 году премьер Юлия Тимошенко провела через парламент закон об отмене импортных пошлин на бензин и дизель. А ведь причина в обоих случаях была одна – отсутствие конкуренции у наших «родных» НПЗ, которые без системы противовесов ведут себя совсем как «неродные»…

3 комментария

, чтобы получить доступ ко всем функциям сайта!
  1. Никита
    откуда статья укажите
  2. Ньюсмейкер
    Автор
    Смотрите "Источник".
  3. Demenis
    Конечно им не выгодно иметь конкуренцию. Вот и виляют как хотят. В обороте такие деньги, о какой модернизации речь идет?
Главная
Каналы
Видео
Эфир
+
Nikaa Haris

Для успішного ведення бізнесу важливий надійний та стабільний інтернет, адже від швидкості передачі даних залежить робота онлайн-сервісів, відеоконференцій та хмарних рішень. За допомогою NonDetected можна забезпечити захищене та стійке підключення, мінімізуючи ризики перебоїв.

«НАШНЕТ» — интернет в Киеве для бизнеса
Nikaa Haris

Выбор мужского аромата это не просто покупка, а отражение стиля и характера. Кто-то предпочитает классику, а кому-то ближе смелые и необычные ноты. Сегодня можно легко нишевый парфюм купить здесь, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Такой аромат не останется незамеченным.

Что нужно знать о выборе ароматов для него: мужские духи
Lazybon
Учасники слухань не висловили зауважень або пропозицій щодо презентованих змін
Проєктом передбачено розміщення двох нових об’єктів торгівлі на вільній від забудови ділянці

Ну вот, всё как и писал в предыдущем комменте

Громадськість ознайомили зі змінами до плану території на вулиці Республіканській
Sergey Kosenko

Можно было и скидку предложить 🐸

Літні шини 205/55 R16: що обирають українські водії
Lazybon

Как будто туда граждане ходят и эти слушания что-нибудь решали когда-то кроме резонансных случаев. Проводят для галочки. Новый киоск построят? 

Інформація про проведення громадських слухань щодо змін у детальному плані території по вулиці Республіканській
Гість Олена
Гість Олена

Повністю підтримую думку, що домашній догляд може бути не гіршим за салонний, головне - підібрати якісні засоби. Мені дуже допомогла косметика Oribe особливо для сухого волосся. Користуюсь кілька місяців - результат реально помітний, волосся м’яке і блискуче.

Салонний догляд vs домашній: що краще для Вашого волосся?
ghart97
Считаю, что забота о зубах — это не только эстетика, но и здоровье всего организма. Недавно стал интересоваться, как проходит чистка зубов профессиональная, ведь обычной щётки часто недостаточно. Хорошо, что сейчас есть такие услуги, которые помогают избежать проблем в будущем.
Счастье не в зубах, а в их количестве, или Как уберечь «голливудскую улыбку»?
Гість Катя
Гість Катя
Знаю що місце поруч з студією краси
Велосипед мрії для 8–10-річного райдера, кому треба купувати тільки в Ірпінь Байк?
Гість Иван
Гість Иван
Брехуни в начале улицы поставили 3 фонаря и все а дальше как било темно так иемть
Мешканці Великої Кохнівки отримали нове вуличне освітлення на вулиці Полковника Оксанченка
Гість Юрий
Гість Юрий
Звертався до Кійсервіс з приводу ремонту пральної, все ок, працює. Можу радити.
Як обрати надійний сервісний центр для Вашої техніки? Поради від «Кійсервіс»