С начала текущего года розничная стоимость самого популярного бензина А-95 в Украине увеличилась на рекордные 25% — до 10 грн./л. Для этого, по мнению экспертов, есть как минимум две веские причины. Во-первых, с 1 января 2011 года в Украине были повышены акцизы (ставка на бензины выросла на 37,9% — до 182 евро/т, а на наиболее качественное дизтопливо, содержащее менее 0,005% серы, подскочила на 40% — до 42 евро/т).
Правда, на прошлой неделе Президент подписал закон, которым временно снизил акцизы. Но такая мера скорее увеличит рентабельность нефтетрейдеров, чем снизит цены. В крайнем случае, это остановит дальнейший рост стоимости топлива.Во-вторых, с начала года мировые котировки нефти выросли на 16% — до $107 за баррель.
А по мнению Кабмина, ценовая дестабилизация в рознице связана в первую очередь с тем, что за последние четыре года доля импортных бензинов и дизельного топлива на украинском рынке выросла с 25% (порядка 2,8 млн. т) до 40% (4 млн. т). При этом объёмы производства светлых нефтепродуктов отечественными заводами сократились с 8 млн. т в 2006 году до 6,5 млн. т в 2010 году. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Минэнерго предложило ввести заградительные импортные пошлины, которые сделают невыгодным импорт, а значит — усилят конкурентные позиции произведённых украинскими НПЗ нефтепродуктов.
Понятно, что такой расклад не устраивает нефтяных магнатов, чьи сети запитаны на поставки заграничного горючего — ОККО, WOG, Shell и т.д. Посему владельцы этих АЗС уже заявили, что не могут переориентироваться с дорогого импорта на отечественное топливо, поскольку украинские НПЗ искусственно завышают цены для конкурирующих сетей.
«Если закупить бензин, например, в «Укртатнафте» (Кременчугский завод), то на нашей заправке он будет стоить 10,50 грн./л», — заявил недавно владелец группы «Континиум» (торгующей под брендом WOG) Игорь Еремеев.
Победят ли в этой схватке отечественные производители, пока неясно. Главное же, что вне зависимости от итогов этого противостояния трейдеры, как и прежде, будут весьма неплохо зарабатывать на украинских автомобилистах. Так, например, в прошлом году, по оценкам Кабмина, коммерческая наценка на топливо в Украине составляла $177/т, тогда как в Европе — не более $140/т.
«Другими словами, запас прибыльности для трейдера составлял около гривны на литре 95-го бензина. И не надо вводить в заблуждение граждан, пугая их повышением мировых цен», — заявил недавно премьер-министр Николай Азаров.
Удивительно, но в своих расчётах Николай Янович не ошибся. Подтвердить это можно на примере одного из мелких региональных трейдеров — ООО «Нафта ЛВ», осуществляющего розничную торговлю горючим в Полтавской области. Год назад (21 апреля) Хозяйственный суд Украины утвердил план санации этой компании, в котором указывается, что на содержание одной заправки необходимо ежемесячно тратить около 80 тыс. грн., но зато она будет приносить прибыль 102 тыс. грн. в месяц.
«По состоянию на март 2010 года среднесуточная прибыль на бензине А-80 составляет 0,7 грн./л, на А-92 — 0,8 грн./л, на А-95 — 1,05 грн./л, на дизельном топливе — 0,85 грн./л. При условии сохранения таких показателей инвестор «Нафты ЛВ» фирма «Грант» гарантирует, что чистая прибыль АЗС за месяц работы будет составлять около 17 тыс. грн.», — говорится в плане санации трейдера.
Любопытно, что вышеприведенные расчёты базируются на том, что через одну автозаправку в месяц будет продаваться всего лишь 4 м3 нефтепродуктов. (Для сравнения: стандартная киевская заправка реализует в 50 раз больше топлива, а это ежемесячно порядка 200 м3). Понятно, что затраты на содержание столичной АЗС существенно больше расходов на эксплуатацию полтавской автостанции, но они наверняка компенсируются тем, что в Киеве нефтепродукты всегда продаются дороже, чем в регионах.
Если такой расчёт соответствует действительности, чистая прибыль среднестатистической столичной АЗС в 2010 году составляла до 1000000 грн. в месяц.
Не исключено, что сейчас наценка трейдеров меньше прошлогодней, ведь с недавних пор Кабмин начал искусственно сдерживать цены на нефтепродукты, установив максимальную планку на 95-й на уровне 9,99 грн./л. А 30 марта Кабмин подписал меморандум о партнёрстве с украинскими НПЗ, суть которого сводится к тому, что нефтепереработчики будут «неукоснительно придерживаться уровня цен на нефтепродукты в пределах коридора, рекомендованного экспертно-аналитической группой». Однако, как показывает практика, эти договоренности вряд ли продержатся долго — зарабатывать меньше на бензиновом бизнесе у нас не привыкли.
1 комментар