Как мы уже сообщали, Крюковский вагоностроительный и Кировский заводы договорились о создании совместного предприятия. Аналитики считают, что такое решение поможет украинскому предприятию как минимум сохранить продажи в РФ в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры.
В начале июля 2013-го на российском ОАО «Кировский завод» сообщили о создании совместного предприятия с украинским Крюковским вагоностроительным заводом (КВСЗ). Соответствующий меморандум стороны подписали 27 июня, указывалось в пресс-релизе российской компании.Совместное предприятие (СП) создаётся в РФ, на промышленной площадке Кировского завода и на условиях равного партнёрства. Мощность производства планируется «на ежегодный выпуск 100 вагонов метро (или трамваев) и 50 вагонов межрегиональных поездов или вагонов дизель-поездов при односменном режиме». При этом уточнялось, что организовать СП стороны намерены до 10 октября, а наладить производство на его мощностях — уже с 1 декабря текущего года.
Объём инвестиций в создание обрисованной конфигурации производства в нынешнем году составит 120 млн рублей (около $3,6 млн — Ред.) В течение 2014-2015 годов в его развитие будет направлено ещё 750 млн рублей (свыше $22,5 млн — Ред.).
В чём интерес украинского учредителя этого проекта, которому придётся поделиться технологиями вагоностроения с российской машкомпанией, специализирующейся ныне на выпуске дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники?
«Крюковская» стратегия
Комментировать подробности меморандума с «кировцами» в пресс-службе Крюковского ВСЗ отказались. Аналитики же уверены — за счёт этой сделки украинское вагоностроительное предприятие сможет решить минимум две стратегические задачи: попытаться закрепить свои нынешние позиции на рынке машиностроительной продукции и освоить на нём новые для себя ниши.
По обнародованной ранее информации, в 2012 году на КВСЗ выпустили рекордное количество грузовых вагонов — почти 11 тыс. (на примерную сумму в 6,37 млрд грн.), что на 2,4% превысило показатель 2011-го. Порядка 90% данной продукции завод в прошлом году поставил в Российскую Федерацию, указывают аналитики. И предупреждают: в нынешнем году тенденции для Крюковского ВСЗ, да и всего украинского вагоностроения, складываются далеко не столь приемлемо.
В инвесткомпании Dragon Capital приводят следующие данные. За первые 5 месяцев 2013-го уровень выпуска продукции в украинской вагоностроительной отрасли оценочно снизился на 30-40% в сравнении с аналогичным периодом 2012-го. При этом секторальный лидер предыдущих лет — сегмент полувагонов — демонстрирует наиболее значительный спад. В отчётный период его доля в общем производстве вагонов упала с 50-60% до порядка 20%.
Причину этого эксперты Delo.ua усматривают на всё том же российском направлении, куда в массе своей и уезжала в последние годы продукция отечественных вагоностроителей. «На фоне заметного роста протекционизма в РФ, вызванного ухудшением конъюнктуры на грузовые вагоны, а также введением новых производственных мощностей, например, Тихвинского вагоностроительного завода, КВСЗ получил возможность, как диверсифицироваться, так и потенциально получить доступ к новому сегменту на российском рынке», — комментирует управляющий директор, глава аналитического департамента Dragon Capital Андрей Беспятов.
Так, создание совместного производства с Кировским заводом предоставляет Крюковскому ВСЗ возможности для наращивания уже «пассажирских продаж» по российскому направлению. «Такой совместный бизнес позволит нашему заводу производить и поставлять технику для российских муниципалитетов. Последние отдают предпочтение местным производителям», — говорит Алексей Андрейченко, старший аналитик ИГ «Арт Капитал». По его словам, посредством этого бизнес-проекта Крюковский ВСЗ окажется «ближе к покупателю — в сегменте пассажирского транспорта и метро это значит не меньше, чем отпускная цена».
«Кировский» расчёт
2012 год Крюковский вагонзавод завершил с показателем чистой прибыли в 770,98 млн грн. (свыше $96 млн), нарастив данный показатель на 20% больше по сравнению с 2011 годом. По прогнозам инвестбанкиров, в текущем году предприятие снизит чистую прибыль на 30-40% именно из-за упадка в грузовом сегменте. Как скажется на финансовых результатах завода создание с его участием «пассажирского» СП с «кировцами», пока оценивать рано; основной выпуск продукции на этой площадке запланирован с 2014-го.
Но вот то, что в следующем году российская «половинка» кременчугского завода способна внести ощутимый вклад в общую выручку КВСЗ, эксперты допускают вполне. Андрейченко утверждает: при полной загрузке (режим в две-три смены) совместное производство «крюковчан» и «кировцев» сможет выпускать вагонной продукции на сумму до $400 млн в год, что может приносить партнёрам около $80 млн чистой прибыли.
«Однако для того, чтобы совместному предприятию понадобилось использовать свои мощности на полную загрузку, оно должно будет занять 80% российского рынка вагонов метро и выпускать по 20 скоростных поездов в год в 5-вагонном варианте», — конкретизирует аналитик. По его убеждению, такая загрузка для вновь создаваемой площадки невозможна даже в период 5-10 лет. Если выйдет задействовать СП в режиме одной смены, то его максимальная ежегодная выручка будет достигать $200 млн, а чистая прибыль — около $40 млн, подсчитывает представитель «Арт Капитала».
И подчёркивает: пока никто из отраслевых экспертов не может предположить, когда совместный бизнес Крюковского и Кировского заводов заработает на весь заявленный потенциал. «Думаю, в первые два года после пуска они будут собирать эскалаторы и «прощупывать» рынок вагонов метро через заказы питерского метрополитена», — резюмировал Алексей Андрейченко.
Инна Рослик
3 комментаря