Транспортная отрасль страны продолжает страдать от результатов бурной деятельности отставного вице-премьера и министра инфраструктуры, ныне якобы опального Бориса Колесникова. Кроме «памятников» в виде никому ненужных сверхдорогих терминалов в пустых аэропортах и столь же пустых скандальных поездов типа Hyundai, этот персонаж оставил без заказов крупного отечественного производителя – Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ).
По договору с «Укрзалізницей» (УЗ) предприятие разработало и начало производство отечественного скоростного поезда, который ничем не уступает «Хюндаям», намного надёжнее их, но существенно дешевле их. Но завод и десятки предприятий-смежников заказ так не получили, а тысячи квалифицированных работников остаются не у дел и без зарплаты! Поезда были разработаны и построены КВСЗ для УЗ под Евро-2012. Но в договоре с железнодорожным ведомством была одна «хитрая» оговорка – УЗ оплатит поезда в том, случае, если государство выделит для этого финансирование из бюджета. Деньги в прошлом году так и не выделили, срок действия контракта прошёл, и формально он теперь не действителен, а завод остался с двумя готовыми и испытанными для эксплуатации поездами. В финансовом плане УЗ на текущий год, который недавно был утверждён, средств на закупку у КВСЗ скоростных поездов опять не предусмотрено
Чиновники «Укрзалізниці» признают, что Крюковские поезда соответствуют всем требованием, и продолжают утверждать, что монополия готова их закупать при условии выделения госфинансирования. Но его, как видим, упорно не выделяют, хотя для закупки 10 корейских поездов Hyundai и 2 двухэтажных чешских составов Skoda деньги нашлись. Хотя один поезд Hyundai обошёлся в 30 млн евро, а состав Крюковского завода стоит в полтора разе дешевле – 20 млн евро. О непрерывных неисправностях Hyundai, сделавших эту торговую марку именем нарицательным, повторяться не будем.
В апреле Крюковский завод даже получил разрешение специальной межведомственной комиссии изготовить опытную партию из десяти составов скоростных электропоездов, которые планировалось применить для скоростного движения по маршрутам Киев—Симферополь, Донецк—Симферополь, Харьков—Симферополь и Киев—Одесса. Но опять-таки дальше чиновничьих игр в «комиссии-разрешения» дело не идёт – денег нет. Предприятие даже согласно поставить два поезда УЗ уже сейчас с отсрочкой платежа до конца 2014 года, но и здесь дальше разговоров дело не идёт.
Складывается парадоксальная ситуация. Чиновники Министерства инфраструктуры произносят правильные слова о поддержке отечественного транспортного машиностроения, но кивают в сторону чиновников «Укрзалізниці», подчинённой министерству: дескать, УЗ – самостоятельный хозяйствующий субъект, «пусть там и решают»! Но там «не решают»…
Уже Янукович и Азаров произносят зажигательные тексты об импортозамещении с целью улучшения платёжного баланса, роста выпуска высокотехнологичной продукции с высокой глубиной переработки и добавленной стоимостью, увеличения количества рабочих мест и поступлений в бюджеты всех уровней. Поезда КВСЗ позволяют реализовать эти лозунги на практике: 70% узлов и комплектующих для составов изготовляются в Украине, в производственном процессе заняты 10 тысяч граждан и около 150 предприятий по всей стране.
Похоже, деньги не выделяются из-за отсутствия «коррупционного интереса». Впрочем, чиновники через СМИ запускают другое объяснение: проект скоростных поездов себя не оправдал, их наполняемость невысока, а на маршруте Киев-Львов вообще считается очень низкой. Возникает вопрос: почему за истраченные миллиарды гривен никто, в том числе Колесников, не понёс ответственности?
Но с другой стороны, по официальным данным, 86% пассажирского подвижного состава УЗ изношено, а 56% — подлежит списанию. Эксперты предполагают, что в течение 5 лет эта цифра вырастет до 95%. Продукция КВСЗ, включая скоростные поезда, должна быть задействована на все 100%. Но предприятие не получает денег за уже готовую продукцию и не может развивать производство.
Наплевательское отношение власти к отечественному производителю резко снижает и экспортные возможности последнего. Например, в соседней Беларуси принята госпрограмма развития железнодорожного транспорта, согласно которой до 2015 года должно быть закуплено до 30 составов, развивающих скорость 140-160 км/ч. КВСЗ мог бы рассчитывать на заказы в Беларуси, где имеет совместное предприятие по производству вагонов. Но в Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси вполне резонно предлагают сначала подтвердить надёжность техники в ходе опытной эксплуатации в Украине. Но поезда никак не выйдут на украинские магистрали, что резко снижает возможность КВСЗ конкурировать в Беларуси с российскими или западными производителями.
В итоге, из-за идиотской позиции чиновников, предприятия останутся без заказов, квалифицированные работники – без работы и зарплаты, а страна – без высокотехнологичного производства. Только и останется, что железную руду экспортировать!
Александр Карпец