В 2009 году нефтепровод Мичуринск–Кременчуг был законсервирован. Для того чтобы не допустить повреждения целостности МНП, технологическую нефть из трубопровода начали откачивать и заполнять специальным раствором. Этот процесс находится на грани срыва из-за запрета правоохранительных органов на ведение работы нефтяниками на территории нефтепровода.
Работы государственного предприятия на территории Сумской области были признаны незаконными, оборудование и технику арестовали, вокруг временной площадки нефтяников поставили ограждение.28 км нефтепровода находится под избыточным давлением и не контролируется специалистами из-за препятствий со стороны правоохранительных органов.
Скоро зима и если до зимы не освободить трубы от нефти, не заполнив их известковым раствором – экологического бедствия не избежать. Случиться может всё. Перепады температур приведут к вытеснению нефти из тела МНП. Помимо этого, арест также наложен на спецтранспорт нефтяников, с помощью которого обслуживаются и содержатся нефтепроводы, расположенные ещё в 8 областях Украины.
Директор Приднепровских магистральных нефтепроводов заявляет, что на работу МНП есть все необходимые документы: разрешение НАК «Нафтогаз», решение правления «Транснефти». Кроме того, Приднепровские магистральные нефтепроводы — государственное предприятие.
Руководство Приднепровских МНП не понимает, на каком основании милиция решила, что работа трубопровода незаконна. Сейчас на предприятие открыто 2 уголовных производства. Оперативникам показался подозрительным плановый процесс перевода МНП в безопасный режим. Сотрудники областной прокуратуры Сумской области считают, что под видом технологических работ нефтяники решили разворовать нефть. Нефтяники же заявляют, что уже давно передали в прокуратуру все необходимые документы. Но взамен от них потребовали новых, в том числе и вообще не существующих.
С 2007 по 2011 годы транспортировка нефти по ПМН сократилась в 2,65 раза с 24,7 до 9,3 млн. Транзит же снизился до нуля. Причина в рейдерском захвате «Приватом» в октябре 2007 года «Укртатнафты» и последовавшее за ним эмбарго на поставки нефти из РФ как реакция на вытеснение российской «Татнефти» с некогда совместного предприятия «Укртатнафта», созданного на производственной базе Кременчугского НПЗ.
В 2009 году «Укртранснафту» не без скандала возглавил А. Лазорко, однокурсник нардепа И. Палицы, который является одним из партнёров лидера группы «Приват» И. Коломойского в нефтяном бизнесе. До этого Лазорко несколько лет возглавлял контролируемые «Приватом» НПЗ в Дрогобыче и Надвирной.
В октябре 2009 года Приднепровские магистральные нефтепроводы были реверсированы для снабжения контролируемого тем же «Приватом» Кременчугского НПЗ, нуждающегося в дополнительном сырье. Глава «Укртатнафты» П. Овчаренко обещал, что завод будет закупать не менее 240 тысяч тонн азербайджанской нефти в месяц или 2,88 млн т/год.
«Но мы хотим, чтобы эти объёмы были до 400 тысяч тонн (4,8 млн. тонн в год)», — отмечал он.
Однако проект, который менеджеры «Привата» называли не иначе как историческим, с треском провалился. В 2010 году поставки нефти на Кременчугский НПЗ из Азербайджана составили всего около 1 млн тонн, а в 2011 году и того меньше 0,64 млн тонн. Тогда как только «ЛУКОЙЛ» качал на свой завод под Одессой в среднем 2,5 млн т/год, а ещё на Одесский НПЗ шло около 5 млн тонн преимущественно казахстанского нефтяного транзита.
Есть все основания утверждать, что если бы не кременчугский переворот в 2007 году, сегодня загрузка Приднепровcких магистральных нефтепроводов составляла бы не 9, а до 20 млн т/год, с учётом былых 6 млн тонн переработки на Кременчугском НПЗ и около 5 млн тонн на Лисичанском НПЗ.
С 2008 года Украина потеряла около 13 млн тонн загрузки или фактически один год работы при нынешних объёмах перекачки. В денежном выражении только на Приднепровских магистральных нефтепроводах при среднем тарифе 30 грн/тонна недополученный доход составил около 1 млрд грн. К этой сумме следует также отнести отсутствие налоговых платежей от простаивающего с октября 2010 года Одесского НПЗ.
А как оценить убытки от фактической ликвидации как такового украинского маршрута транзита российских и казахстанских нефтересурсов?
«Работу нефтетранспортной отрасли поставили в зависимость от частной компании. Если она по какой-либо причине откажется от работы с каспийской нефтью, Украине будет сложно найти заказчика на прокачку нефти из России в Одессу. Мы рискуем в очередной раз оказаться в роли ненадёжных партнёров», — эти слова экс-главы «Укртранснафты» А. Тодийчука, сказанные в октябре 2009 года, сегодня можно считать пророческими.
Трейдеры говорят, что казахи, которые ходили преимущественно на Одессу, вряд ли туда вернутся, так как РФ, скорее всего, настоятельно посоветует им направлять свои экспортные объёмы нефти в БТС-1 или БТС-2.
Безусловно, к упадку украинского нефтяного транзита РФ приложила немалые усилия, построив новые магистрали и порты на своей территории, а также проводя соответствующую тарифную политику. Но также очевидно и то, что Украина отдала эти объёмы нефтетранзита без боя, потеряла стратегическую инициативу, а жирный крест на перспективах поставила по сути передача госфункций частной компании.
А в частных компаниях в Украине как известно, дела делаются только в одном направлении.
1 комментар